СИСТЕМА ПЕРЕГРЕЛАСЬ

21 июня, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №25, 21 июня-28 июня

«Каждый пьяный шкипер верит в Провидение. Но один из способов Провидения обращаться с пьяными шкиперами - это швырять их о скалы»...

«Каждый пьяный шкипер верит в Провидение. Но один из способов Провидения обращаться с пьяными шкиперами - это швырять их о скалы».

(Б.Шоу, «Дом, где разбиваются сердца)

Если кто-то еще по старинке продолжает бороться с инфляцией, может пока отдохнуть от борьбы. Похоже, что в ближайшее время всей стране предстоит пережить новую украинскую национальную галлюцинацию под названием дефляция, то есть инфляция со знаком минус. Судя по всему, снижение инфляции до уровня 0,7% в прошлом месяце - не предел. Но когда дело касается курсового поведения национальной валюты, темпов ее обесценивания или подорожания, утверждать что-либо категорически нельзя. Слишком многое зависит от слишком многих: от Национального банка, от правительства, от МВФ, от итогов второго тура президентских выборов в России, от погоды наконец. От той самой погоды, которая работает «стрелочником» в аграрном производстве и позволяет с большей или меньшей степенью достоверности оправдывать собственные финансовые аппетиты.

Соответственно ситуации обозначаются и «направления главного удара»: правительство изыскивает что-нибудь вроде денег для бюджета и, соответственно, тратит деньги по приоритетным направлениям, Национальный банк пытается совладать с девятым валом иностранной валюты, накрывшим Украину мутной зеленой волной. Ах да, еще парламент и Президент готовятся к референдуму по Конституции, что тоже требует денег, и немалых.

Так что же у нас с деньгами - бюджетными и не очень?

Ручной бюджет

У непосвященного в тонкости управления потоками бюджетных средств может сложиться впечатление, что бюджет наш подобен большой дырявой бочке: сколько ее ни наполняй - выливается все не через край, а через дыры. Сюжет, известный в мифологии, - бочка Данаид, прелестных дочерей царя Даная, обреченных в древнегреческом аду выполнять функции украинского правительства - пытаться наполнить адский бюджет. Древние греки уже умерли, а мы еще нет, поэтому можем поинтересоваться, как происходит ежедневная кропотливая бюджетная работа.

Каждый Божий день, ближе к вечеру, Казначейство сводит остатки на счетах финансовых управлений на общий центральный счет и внимательно смотрит на получившийся баланс. Эта стадия - цивилизованная, чем-то напоминающая нормальный ход кассового принципа управления бюджетными потоками. После нее наступает стадия смет и приоритетов: кому на завтра перепадет пряник, а кому - дырка от дефицита. Что-то проследить можно и на этой стадии: предположим (а так оно и есть), Министерству обороны перепало 5 триллионов на зарплату законным вооруженным формированиям. Значительно труднее проследить дальнейшую судьбу этих, или любых других, бюджетных средств. Потому что финуправления конкретных министерств имеют свою систему приоритетов. Так что эти самые приоритеты - первые руки получателей средств - у нас в стране представляют собой стройную систему, сверху донизу.

Поскольку все большая часть ВВП (то есть стоимости произведенных товаров и оказанных услуг) в Украине попадает именно в бюджетную «бетономешалку», интересно знать, что же это за система приоритетных расходов такая? Такая, что приоритеты есть, расходы есть, а эффекта, извините, нет. То есть, того эффекта нет, которого правительство, по его словам, добивается: снижения социальной напряженности, например, увеличения поступлений от налогов. Или еще чего-нибудь светлого. Зато растет «тень», которую отбрасывают расходуемые средства, - как одно из последствий ручного управления бюджетными издержками. К сожалению, до тех пор, пока Казначейство не запущено в полном объеме, «ручное управление» бюджетными средствами неизбежно. Неизбежно приводит к появлению массы незапланированных расходов, к управленческим ошибкам и, в конечном результате, к пересмотру самого бюджета.

А что же Казначейство? В частности, такая система предполагает, что выплата зарплаты - безразлично, учителям или военным, должна проходить по одной затратной статье, а вот финансирование всяческих капитальных вложений (строительства или других материальных затрат) хорошо бы все-таки проводить не гамузом, а по счетам. Построил, к примеру, подрядчик сарайчик или там гаражик для бюджетной организации и счет за выполненную работу - раз - в Казначейство. А Казначейство - раз - и перевело деньги подрядчику, напрямую. Схема, естественно, упрощена до идиотизма, но даже из нее становится ясно, что такое положение вещей ограничит беспредельную свободу финансируемых бюджетных организаций в деле «нецелевого использования средств».

Почему такая схема не работает? Во-первых, это на самом деле достаточно сложно технически. А во-вторых, чтобы карать и миловать отбившихся от рук директоров и председателей, власти всякие рычаги сгодятся - в том числе и выборочное «распушивание» руководителей, допустивших пресловутое «нецелевое...» Выборочное, поскольку если за это карать всех, то придется карать всех. Начиная с правительства. Потому что законодатели постановили, в частности: расходы производятся - в приоритетном порядке - на зарплату, зарплату и еще раз зарплату работникам бюджетных организаций, социальные выплаты. Все остальное - во вторую очередь. Так вот, если верить последнему отчету Министерства финансов, социальные расходы профинансированы на 63%. В словесном выражении это означает, что динамика задолженности по этим выплатам - негативная, задолженность накапливается.

Теперь немного о доходах. Отвлечемся от внешних кредитов и помощи - это отдельная интересная тема. Что у нас «внутри»? А внутри у нас доходы, точнее, финансирование расходов, бюджета за счет налоговых поступлений или за счет увеличения внутреннего долга - продажи правительственных облигаций. Налоговые поступления - сколько их ни есть - попадают на основной счет бюджета и оттуда расходятся по статьям расходов. А вот с правительственными бумагами, называемыми в народе ОГВЗ, интереснее обстоит дело.

Дикие доллары

Облигации внутреннего займа правительство эмитирует и продает для покрытия своих несбалансированных расходов, то есть дефицита. Большие расходы, большой дефицит - значит, надо выпустить больше ОГВЗ. То есть больше занять денег у банков и их клиентов - юридических лиц, а может, и у лиц физических. Логично? Как и то, что свои долговые обязательства нужно обслуживать - и не только внешние.

Сейчас правительство исправно платит нереальные проценты по ОГВЗ, обеспечивая себе невероятно большие расходы в будущем: если так пойдет и дальше, то в следующем году затраты на обслуживание этого долга составят около четверти всех бюджетных издержек. Доходы откуда? Откуда возьмутся в реальной жизни такие ставки по ОГВЗ, если инфляции у нас нет и, по словам премьера, не будет? Если вместо инфляционных ожиданий субъектов хозяйствования в Украине начинается эпидемия дефляционных ожиданий, ведущая все к тому же платежному кризису, но «с другой стороны»? Чтобы такие расходы покрыть, придется либо урезать социальные выплаты, либо увеличивать налоги. И то и другое - в перспективе мрачно. И чревато большими неурядицами в политике. А несколько неожиданно посетившая нас дефляция на фоне перечисленного чревата ростом дефицита торгового баланса в экономике.

Получается, что чем выше доходность по ОГВЗ, тем хуже себя чувствует вся остальная экономика. А доходность поддерживается высокая, чтобы был смысл в эти ОГВЗ вкладывать деньги. А деньги расходуются на бюджетные нужды - и все такое прочее, как уже было сказано. Незабвенный К.Прутков догадывался о проблемах на рынке ОГВЗ, когда советовал: если у тебя есть фонтан, заткни его, дай отдохнуть и фонтану. Внутри страны привлекать на рынок ОГВЗ уже нечего - чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на показатели ликвидности банковской системы и увидеть там меньше 60 триллионов - вместе с резервами. Система перегрелась, причем «эффект перегрева» рынка ОГВЗ настиг Украину очень быстро - в течение двух-трех месяцев. Слабым утешением может служить то, что аналогичного эффекта, правда, намного медленнее, достигло и правительство России, тоже баловавшееся увеличением внутреннего долга.

Кстати, о России. За последний месяц приток инвестиций оттуда увеличился в восемь раз. Сбылась мечта. И «перегрелся» уж заодно и валютный рынок: не новость, что предложение валюты таково, что «полки ломятся, класть некуда» валюту. И за какие карбованцы тот же НБУ должен все это выкупать? Чтобы доллар не обвалился? Чтобы экспортер не помер? Внимание, сейчас будет крамола - особенно с точки зрения МВФ. Но предлагаемая «крамола» на фоне планов правительства «дофинансировать» предприятия, выдав им некие правительственные и ограниченно применимые платежные средства, выглядит намного пристойнее. Так вот.

А не сделать ли Национальному банку эмиссию? Нельзя ли, ввиду совершенно дикого наплыва иностранной валюты в наш оборот, заменить ее, малополезную при нашем моновалютном режиме, валютой национальной? Общая масса денег ведь от этого не изменится - все равно доллары уже здесь. Проэмитировать соответствующее количество карбованцев, выкупить пришедшую валюту - и в резерв ее. На тот случай, если, воспользовавшись отсутствием фондового рынка и рынка кредитных обязательств предприятий, какие-нибудь враги попытаются устроить уж слишком крупные спекуляции на валютном рынке.

Хороший резерв центрального банка в принципе весьма полезен для валютной стабильности. Правда, тут, как в любом деле, есть разумные пределы. Потому что чем стабильнее валютный рынок, тем меньше прибыльность арбитражей и, в наших условиях, тем привлекательнее для вкладчика становятся ОГВЗ. Пока никаких других серьезных возможностей для получения прибыли в легальном варианте просто нет. Мир тесен. И уж особенно тесен мир украинских финансов.

Как идут экономические реформы в вашем регионе?

(Из ежемесячного исследования «Социс-Гэллап», в ходе которого опрашиваются 1200 человек во всех регионах Украины)

Как видим, оценка реформ не поднялась выше 0,75 балла по двубалльной шкале.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно