СИЛА БЕЗ ЗНАНИЯ

Поделиться
«Отсутствие достаточной политической воли, профессионализма законодательной и исполнительной в...

«Отсутствие достаточной политической воли, профессионализма законодательной и исполнительной власти в умении соединить мировой опыт с конкретными украинскими условиями для проведения структурных реформ обусловили затяжной экономический спад, привели к снижению доверия общества к власти и объективно необходимым рыночным реформам. Достигнутая ценой жесткой монетарной политики макроэкономическая стабильность без учета приоритетов и нужд национальной экономики, без создания благоприятных условий для промышленной и предпринимательской деятельности сопровождается нарастанием финансовой несбалансированности, снижением качественных показателей в производственной сфере, ухудшением отраслевой структуры промышленного производства, что ведет к серьезному нарушению основных параметров экономической безопасности Украины».

Это - выдержка из постановления VII чрезвычайного съезда Украинского союза промышленников и предпринимателей от 16 февраля с.г. Казалось бы, перед нами - «смертный приговор» действующей власти. Но вот 25 мая состоялся второй этап съезда - правда, на сей раз объединившего 637 делегатов от УСПП и Конфедерации работодателей Украины (КРУ). Констатировав дальнейшее ухудшение «основных параметров экономической безопасности», съезд единогласно принял резолюцию... поддержать на президентских выборах кандидатуру Леонида Кучмы. Нонсенс? Не скажите.

Дело в том, что одновременно столь же единогласно съезд принял обращение к Верховной Раде, Президенту и Кабмину продлить на год (в выступлениях речь шла о трех годах и даже неограниченных сроках) право Президента издавать указы по вопросам экономики, не урегулированных законодательством, но... при непременной экспертизе УСПП и КРУ. К тому же, торжественно объявил президент УСПП Анатолий Кинах на съезде, Леонид Данилович подписал подготовленное УСПП распоряжение о согласовании с КРУ готовящихся органами исполнительной власти проектов нормативных актов по социально-экономическим вопросам. Для этого на съезде создан специальный координационный совет во главе с А.Кинахом, или, иными словами, эдакое экономическое политбюро.

Появление «надзорных» органов связано не только с предвыборной тактикой «ты - мне, я - тебе». Всякое общество проходит, как правило, три стадии развития: сакральную, силовую и меритократическую (власть знания). Сакральный этап национального возрождения украинское общество, судя по всему, завершило; и ныне все явственнее наступление этапа силового (Польша, например, прошла его в период военного положения 80-х годов, в России он начался в октябре 1993 года и, видимо, закончится с уходом Ельцина). Подтверждением этого стало многократно озвученное на съезде «фискально-силовое давление на налогоплательщиков с нарушением правовых норм и деловой этики». Чем же обусловлен переход Украины к данной стадии?

Во-первых, реформы в Украине не были скоординированы и синхронизированы во времени. Единая госполитика подменялась разрозненными маневрами ветвей власти, когда каждая гнет свою линию, отвергая акты другой стороны и разрушая тем самым единое правовое поле. Хозяйственники вынуждены приспосабливаться к этой неразберихе, искать способы выживания, лавируя между противоречиями в законодательных, правительственных, ведомственных документах. Разрыв между макро- и микрополитикой увеличивается недоразвитостью рыночных рычагов и слабостью власти.

Во-вторых, в стране нет системы контроля за перетоками денежно-финансовых ресурсов. Нацбанк и Минфин могут проследить лишь треть совокупной массы платежных средств, обращающихся в экономике. Остальная часть, состоящая из долларов, векселей, бартера и прочих квазиденег, запущенных в оборот региональными и хозяйственными субъектами, не только не контролируется, но и не подвергается вытеснению. Крупные эмиссии, проводимые Нацбанком, слабо отражаются на темпах инфляции именно потому, что они лишь «щекочут» суррогаты. Не изменив этого уродливого соотношения платежных средств, помышлять о полномасштабном контроле за их потоками невозможно. А без этого и задача полновесного наполнения казны остается голубой мечтой.

В-третьих, объем теневой экономики, по разным оценкам, составляет 50-60% ВВП, что почти совпадает с долей внебанковской наличности в общей денежной массе. Это еще больше сокращает контролируемую треть платежных средств. Однако мер, которые бы вытащили из тени хотя бы часть денег, сделали подпольный бизнес опасным и невыгодным, как не было, так и нет. Нет их в том числе и потому, что 90% предприятий не создают, а уничтожают ресурсы, расплачиваясь с работниками мизерной зарплатой, собственной продукцией, непрерывно растущими долгами, а с бюджетом - теми же долгами или, в лучшем случае, взаимозачетами. В этом контексте весьма показательными были выступления на съезде УСПП гендиректоров днепропетровского ПО «Южмаш» Юрия Алексеева и черкасского ПО «Азот» Бориса Райкова. Первый был возмущен тем, что несмотря на почти своевременно выполненный госзаказ на 1000 тракторов (поступивших, естественно, не на рынок, а в «силовой лизинг») ГНА не дает согласие на взаимозачеты; второй убеждал зал, что, несмотря на сложности, работать можно, а потому менять ничего не надо.

Поскольку «невидимая рука» рынка не в силах дотянуться до глубин сложившегося уродливого типа экономики, без жестких административных и законодательных решений помышлять о подъеме экономики можно лишь в умозрительных программах-прогнозах, от упоминания которых Президент в своей речи на съезде, увы, не удержался. Одним из таких решений стали знаменитые августовские операции по «вышибанию» налогов. Их практический провал (на банкротство должников у правительства духу не хватило) вызвал к жизни встреченное УСПП в штыки постановление Кабмина №1997 от 18 декабря «Об утверждении порядка использования непрямых методов определения объема операций, облагаемых НДС».

Да, документ сей не блещет правовой отточенностью. Как, кстати, и приснопамятный указ о налоговом залоге. Но как бы к ним ни относиться, эти и другие акции являются героическими попытками Николая Азарова и его команды наполнить казну хоть чем-то, отличающимся от взаимозачетов и перманентных законов и указов о «списании и реструктуризации» долгов, штрафов и налогов как таковых (сообщения о только что подписанных антифискальных указах встречались на съезде бурными аплодисментами). Г-н Кинах связал жесткость работы ГНА с отчислением в ее пользу 30% доначисленных налогов. То есть опекаемые им работодатели должны работать в условиях рынка, а налоговики такого права не имеют.

Теперь с «непрямыми методами» будет разбираться Высший арбитражный суд. Однако было бы весьма целесообразно совместить эту процедуру с несколькими типичными делами об уклонении от налогов с помощью ложной убыточности, использования для расчетов «черного нала», прокручивания средств через фиктивные предприятия и прочих изобретений пытливого предпринимательского ума. Что до «реструктуризации», то понятие это трактуется настолько широко, что реальный смысл оказался практически выхолощен.

В принципе данный термин подразумевает создание новой системы при сохранении ее свойств и целостности. Но именно последней нам остро не хватает. Так, речь Л.Кучмы была посвящена по сути двум проблемам: тяжести стартовых условий реформ и множеству частных ориентиров. Не было главного - экономической доктрины. Вместо нее в Украине действует гремучая смесь из кусочков советской, американской, европейской и латиноамериканской моделей. Ну а то, что страна еще не достигла стадии знаний и пребывает в «силовом поле», свидетельствует постановляющая часть решения объединенного съезда УСПП-КРУ. Здесь господствует одна тема - лоббирование на всех уровнях интересов славных наших промышленников, предпринимателей и работодателей.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме