ШКОЛЬНЫЙ НАЛОГ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

7 июля, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №27, 7 июля-14 июля

Суммарное уменьшение налогового давления — главное, к чему стремятся разработчики нового Налогового кодекса...

Суммарное уменьшение налогового давления — главное, к чему стремятся разработчики нового Налогового кодекса. Как ни странно, одна рука делает одно — упрощает систему налогообложения, а другая — чертит планы новых налогов и сборов (к примеру, сборов для осуществления государственного регулирования в сфере ядерной безопасности или же сбора на развитие кинематографии в Украине...) К числу того, что делает эта другая рука, относится и так называемый школьный налог. Каков шанс его внедрения в жизнь? Многие экономисты успокаивают — небольшой. Но это еще не последнее слово...

Согласно поданному на рассмотрение Верховной Рады законопроекту, школьным налогом будут облагаться производства, организации, физические лица — субъекты предпринимательской деятельности в пределах административно-территориальной единицы, на которой устанавливается этот налог. Взимается он с объемов реализации в розничной торговле — как 1—2- процентная надбавка к стоимости товара или услуги. Фактически, дать шанс на существование школьному налогу — значит еще раз ударить по тощему кошельку потребителя, который неизвестно как переживет очередное подорожание. Сторонники законопроекта считают, что людям достаточно объяснить: мол, так и так, вы платите на несколько гривен больше за тот или иной товар, зато таким образом мы сможем решить проблемы финансирования образовательной сферы. А завтра по подобной схеме расскажут, почему та же продукция продается по возросшей уже на четыре гривни цене — так можно помочь с финансированием медикам или геологам...

Денежный вопрос — самый больной во всех областях общественной жизни, так почему бы его не решить, вводя все новые «отраслевые» налоги? Но если прибегнуть к подобной системе налогообложения, то зачем тогда нужен бюджет? Бюджетное планирование предусматривает распределение собранных налогов на те или иные цели, а привязка налога к конкретному направлению — явление абсолютно нелогичное. «Ведь существует же у нас налог на добавленную стоимость. Так давайте лучше увеличивать его ставку, а не внедрять школьный налог, как вариант местного налога с продаж. Там, где есть НДС, там не должно быть иных налогов с оборота — это тот принцип, который мы бы хотели реализовать в Налоговом кодексе», — говорит глава комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности Валерий Алешин.

Объективности ради следует отметить и позитив — школьный налог будет вводиться вместо коммунального в местных налогах и сборах. Это довольно серьезный аргумент в его пользу. За налог выступают представители образовательной сферы. Однако... В Министерстве образования, куда мы обратились за комментариями, считают, что о школьном налоге говорить рано, пока парламент не определился в этом вопросе. Если он когда-нибудь будет — хорошо. В конце концов, благодаря школьному налогу учителя получат надежду на своевременную выплату зарплаты и на финансирование различных школьных нужд. Правда, Валерий Алешин, проработавший преподавателем в вузе пятнадцать лет, уверяет, что какие-либо надежды на улучшение финансового состояния в образовании посредством школьного налога — всего лишь иллюзия.

Правительство ищет компенсаторы в связи с сокращением базы налогообложения — через сокращение ставок НДС, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц... Ясное дело, свято место пусто не бывает — сократят одно, прибавят другое. Возможно, пойдут на увеличение ставок акцизного сбора. Плохо одно — введением школьного и подобных ему налогов открываются шлюзы для новых законодательных инициатив, которые вряд ли помогут решить глобальные проблемы: уменьшения налогового бремени, активизации стимулирования производства и, как следствие, перехода Украины к экономическому росту.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно