Шанс на поступок. Социальный предприниматель Яцек Стржемижный растит демократию в польских школах

3 июня, 2005, 00:00 Распечатать

В 1989 году, после падения коммунистического режима, в Польше тоже много говорили о демократии. ...

 

 

 

 

В 1989 году, после падения коммунистического режима, в Польше тоже много говорили о демократии. Мудрая мысль о том, что демократическая система рождается все же не в кабинете нового президента, и даже не в стенах польского Сейма, а в душе и сознании каждого отдельного гражданина, стала толчком к масштабному социальному проекту.

Так, предприниматель Яцек Стржемижный снова пошел в школу, но уже не в качестве забитого и бесправного ученика, а как учитель, готовый научить «забитых и бесправных» быть уверенными и свободными. Его опыт сегодня поддержан не только Фондом Шваба, объединяющим социальных предпринимателей из многих стран мира, но и гражданами родной страны, начиная от юного максималиста-школьника и заканчивая рационалистом-президентом.

Создатель и руководитель Центра воспитания гражданства Яцек Стржемижный убежден в том, что «молодые люди должны получить шанс совершить что-то социально значимое еще до того, как разнообразный жизненный опыт сделает их беспомощными или циничными».

…Биография этого социального предпринимателя подтверждает популярную нынче теорию о том, что каждый исполняет предназначенное судьбой, а неприятности и лишения терпит для того, чтобы извлечь из них уроки. Из школьных уроков Стржемижный вынес один из главных для себя вопросов: «Почему люди выбирают работу, которая заключается в том, чтобы мучить других?» Конфликты с учителями и стойкое отвращение к школе отражались и на «успехах» в учебе: из одних школ Яцека выгоняли, в других по несколько раз оставляли на второй год. Стржемижный тогда и предположить не мог, что спустя некоторое время сам займется школьным образованием. Именно в те годы в сознании молодого человека сформировались принципы, на реализацию которых сейчас он решил направить свою деятельность.

Как воспитать «обывателя»?

По-польски «гражданин» звучит как «обыватель». И для того чтобы воспитать из него истинного демократа, нужно в корне изменить систему образования. «Отныне школьный опыт должен давать молодому человеку чувство уверенности в правоте своих убеждений, в своих силах, в собственных возможностях влиять на жизнь окружающего мира», — сказал себе Стржемижный и создал Центр воспитания гражданства (СEO — Centrum Edukacyi Obuwatelskig).

Одной из первых инициатив Центра стало создание института подготовки учителей. Цели его были довольно масштабными, но, как впоследствии убедился предприниматель, вполне реальными. Речь шла о новом качестве образования, которое, по мнению Яцека, подразумевает обучение знаниям, необходимым для понимания социальных, политических и экономических аспектов повседневной жизни; формирование творческого и критического мышления; воспитание чувства ответственности и социальной активности.

В рамках этого проекта Центр, помимо разработки ряда принципиально новых программ изучения в школах истории, права, экономики, дает уникальную возможность объединить усилия педагогов, преподавателей местных органов власти, учащихся и их родителей в разработке и осуществлении реформы образования. Так в Польше развивают и укрепляют демократическое общество. В 1999 году министерство образования признало учебный план Центра лучшим с точки зрения реформы школьного образования. Уровень же гражданской активности и размах волонтерского движения существенно возросли после широкого распространения в стране наработок Центра гражданского воспитания.

В 1995-м эта организация разработала программу «Молодежь голосует». В рамках этой программы в школах проводятся президентские и парламентские выборы, устраиваются референдумы и конституционные дебаты. Например, только в школьных референдумах 2003 года «Голосует молодежь Европейского Союза» приняли участие свыше пяти тысяч школ и 950 тысяч учеников.

Программа «Молодежь против коррупции» была разработана лишь в прошлом году, но в ней уже приняли участие более трех тысяч учебных заведений. Этот проект создавался при совместном участии правительств Польши и США, ныне поддержан многочисленными неправительственными общественными организациями. Сегодня даже младшие школьники получают представление о том, какой ущерб обществу наносит коррупция, учатся распознавать ситуации, которые в повседневной жизни могут окончиться предложением дать или получить взятку. Участвуя в программе, молодые люди вырабатывают активную жизненную позицию, исключающую терпимое отношение к любым проявлениям коррупции, приходят к убеждению, что с этим злом можно и нужно бороться. Интернет-форум, созданный в рамках этой программы, позволяет как учителям, так и ученикам обмениваться идеями, проводить опросы общественного мнения, накапливать статистику. Учебный план предусматривает проведение 180 (!) пятичасовых семинаров, в которых самое активное участие принимают представители местной власти, а также тех профессий, которые считаются наиболее коррумпированными.

«Классная школа»

Так называется главный проект, созданный при непосредственном участии крупнейшей польской газеты Gazeta Wyborccza, при поддержке польско-американского Фонда Свободы, под патронатом президента Александра Квасьневского. В 2002 году Gazeta Wyborccza опубликовала условия проведения общенационального конкурса на звание «Классная школа». Согласно этим условиям школа, претендующая на такое звание, должна соответствовать шести принципам:

хорошо учить каждого;

справедливо оценивать учащихся;

учить думать и понимать происходящее в мире;

помогать развивать социальные навыки и поощрять активное отношение к жизни;

создавать атмосферу безопасности и способствовать формированию у учащихся чувства уверенности в своих силах;

готовить школьников к будущему.

Каждый из этих принципов дополняется списком конкретных мероприятий (около 30 пунктов), которые нужно провести в течение года. Информацию о выполнении каждого пункта регистрирует Центр, и только после этого учебное заведение получает звание «Классная школа».

Запуская этот проект, его инициаторы ожидали, что максимальное количество школ-участниц будет исчисляться сотнями, и в основном это будут элитные частные школы и престижные гимназии Варшавы и других крупных городов Польши. Однако количество школ, принявших участие в конкурсе, уже превысило пять тысяч. Причем 90% из них — обычные государственные. Результат превзошел все ожидания: вместо популяризации опыта немногих школ, способных стать примером для подражания остальным, в стране удалось запустить эффективный механизм выравнивания общеобразовательного уровня между значительной частью всех учебных заведений.

…Итак, можно провести совершенно определенную параллель. Свободные и думающие граждане, готовые изменять мир к лучшему, — вот, в принципе, и все аксиомы, на которых поляки базируют свою демократию. От разговоров там уже перешли к делу. И неважно, кому в голову пришла идея реформировать систему образования — чиновнику или социальному предпринимателю, важно, что эта идея в конечном итоге работает. Молодцы, поляки! Думайте, украинцы. Шансы на Поступки у всех равны.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно