ШАНС — ЕЩЕ НЕ ПРОПУСК НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ ПО ПОВОДУ ВСТУПЛЕНИЯ УКРАИНЫ В ВТО

7 мая, 2003, 00:00 Распечатать

На двенадцатом году нашей государственной независимости нередко создается впечатление, что Украина все еще не определилась с приоритетами своей внешней политики...

Олег Зарубинский
Олег Зарубинский

На двенадцатом году нашей государственной независимости нередко создается впечатление, что Украина все еще не определилась с приоритетами своей внешней политики. Как ни досадно признавать, но каждый раз, когда приходится принимать решение в координатах глобального мира, практически все ветви украинской власти ощущают несвойственную свободным государствам скованность, а еще хуже — даже вибрацию под торосами разновекторных требований, надвигающихся как бы внезапно. Так, собственно, происходит и со вступлением во Всемирную торговую организацию.

Задекларированный на всех уровнях и, казалось, устоявшийся европейский выбор даже в этом случае — уже в который раз! — подвергается испытаниям на прочность.

Имеем в виду, в частности, неожиданное для многих заявление президентов Украины, России, Беларуси и Казахстана от 23 февраля о создании Организации региональной интеграции, которая в конце концов должна «разродиться» зоной свободной торговли, что, в свою очередь, приведет к единому экономическому пространству (эскиз его нам обещают продемонстрировать в сентябре сего года). Естественно, что весь политический бомонд сразу же бросился осмысливать, что принесет Украине эта новая, явно не украинского происхождения, инициатива.

Одни утверждают, что создание на значительной территории бывшего Союза структуры с наднациональными задачами с участием Украины противоречит и текущим, и долгосрочным интересам нашего государства. Оно приведет к дальнейшему доминированию России в экономических двусторонних, а теперь и многосторонних отношениях, будет отвлекать от реализации курса на евроинтеграцию, нанесет вред вступлению во Всемирную торговую организацию, ожидаемому в 2004 году. Другие, наоборот, считают московские договоренности настоящим прорывом в несколько охладевших украинско-российских отношениях, что ускорит выход Украины на общеевропейский рынок. Грубо говоря, как у нас уже не раз бывало, одни кричат «Ганьба!», другие — «Ура!».

«Экспромт» президентов едва ли мог вызвать другую реакцию. Мизер информации порождал фантазии. Не столько экономические, что в данном случае было бы оправдано, сколько политические, впрочем, на экономической почве. Понятно, что власть желает все большей власти. Все же остальное пока что на удивление невыразительно.

В этом контексте напрашивается и второе замечание. Представьте, что каждый раз, когда возникает необходимость, мы (за исключением незначительного количества тайной и конфиденциальной информации) имели бы под рукой конкретные, взвешенные, научно обоснованные, официально освященные расчеты и по «векторам» нашего прямого интереса (ВТО, ЕС, НАТО, ГУУАМ), и по всем интеграционным структурам, в которые нас тянут обеими руками (ЕврАзЭС, ЗУБР, теперь ЕЭП — ОРИ и т.п.). Картина была бы совершенно иной. Без такой прозрачности в вопросах текущей политики и в вопросах долгосрочной стратегии, без системного сравнительного анализа, без определения плюсов и минусов, рисков и выгод, без авторитетного прогноза мы обречены на бесконечные дискуссии по проблемам, которые при желании, избежав какой бы то ни было болтовни, «прощупываются» экономически. Именно экономически!

Приближением к стандартам Всемирной торговой организации мы занимаемся уже почти десять лет — ровно столько, чтобы другие, кого мы считали слабее нас, уже обрели членство в ВТО. Можно, конечно, соглашаться с сентенциями о политических симпатиях и антипатиях, но положа руку на сердце можем ли мы честно сказать хотя бы самим себе, что всегда были деловыми, последовательными, целенаправленными и надежными?

В некоторой мере вся эта разноголосица нашла свой отклик и на мартовских парламентских слушаниях «О состоянии подготовки к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО)». Однако, несмотря на критическое и даже остро критическое обсуждение, для многих стала, пожалуй, неожиданностью почти единодушная поддержка самой идеи вступления в ВТО, чего не наблюдалось при рассмотрении вопросов интеграции в региональные (то ли западные, то ли евро-азиатские) структуры. Это стало ярким свидетельством того, что в восприятии интеграционных реалий произошел ощутимый перелом. Приводившиеся выступающими аргументы не были новостью для специалистов, однако важно, что они впервые так широко и всесторонне осмысливались в контексте национальных интересов Украины.

Что же это за аргументы?

Прежде всего тот факт, что ВТО объединяет уже 145 государств и регулирует практически весь массив — около 95 процентов — мировой торговли. Это уникальная система общепринятых условий и правил, наработанных мировой экономикой, формулировка и использование которых чрезвычайно желательно для защиты национальных экономических интересов, в том числе и в антидемпинговых, специальных расследованиях в рамках процедуры рассмотрения торговых споров.

Таково общее видение глобального регулятора международных торговых отношений. И вечно оставаться вне его означало бы экономическую изоляцию не только во взаимоотношениях со странами Западной и Центральной Европы, но и со странами Восточной Европы и Балтии, десять из которых 17 апреля в Афинах уже подписали соглашение о присоединении к ЕС и вскоре смогут применять к Украине антидемпинговые, компенсационные и прочие процедуры, а также количественные ограничения импорта украинских товаров. Отмечалось, что в нынешней ситуации, когда экспорт стал важным залогом развития национальной экономики, решение вопросов, связанных со вступлением Украины во Всемирную торговую организацию, является безотлагательным приоритетом для правительства и Верховной Рады. Наше государство наконец-то получило долгожданный «четкий сигнал» во время переговоров с представителями ВТО в рамках Всемирного экономического форума в Давосе, а 25 февраля с.г., на 10-м заседании Рабочей группы ВТО в Женеве, — согласие на проработку итогового отчета, который будет включать описание торгового режима и обязательств Украины. Правительство расценило сей факт как начало процедуры вступления и выхода на финишную прямую.

Однако полученный шанс — еще не гарантия и не пропуск. Предстоит огромная работа. Тем более что времени теперь уже в обрез. В отличие от западных прогнозов, что Украина может стать членом ВТО не ранее 2010 года, украинское правительство заявило о намерении достичь этого в середине 2004-го (указ Президента предусматривал, что до 2003-го). Даже не принимая во внимание, что следующий год — год президентских выборов, которые будут серьезно отвлекать украинский политикум от экономики, с расширением ЕС, которое состоится тоже в следующем году, придется считаться обязательно, поскольку это почти автоматически отразится на объемах и режимах торговли.

Ясное дело, участие в глобальном торговом сообществе требует серьезного совершенствования внешнеэкономической деятельности, приспособления к новым масштабам международного распределения труда, активизации сотрудничества с международными организациями. И если на внешних рынках от нашей продукции и нашей политики потребуется наступательность, дабы проложить свою тропинку к «сытым» потребителям, то на внутреннем придется невольно потесниться перед нажимом изначально более сильных на сегодняшний день и теперь уже узаконенных зарубежных конкурентов. Выдержит ли наша экономика такое тройное, как минимум, напряжение, новые вызовы и угрозы?

Нужно говорить честно: далеко не все отрасли нашего хозяйства и не все предприятия готовы к подобным испытаниям. Вне всякого сомнения, в особенно сложном положении окажутся несамодостаточные, дотационные секторы нашей экономики и предприятия, руководство которых не оказывало надлежащего внимания рыночным преобразованием. Тем не менее не удастся избежать трудностей и высокотехнологичным отраслям, машиностроительному, химическому, аграрному и другим секторам. Поэтому вопрос вступать или не вступать, потеряв альтернативность, уступает по остроте другому — на каких условиях? В этом суть современного этапа подготовки к вступлению Украины в ВТО.

Недавно Президент специально акцентировал внимание на том, что в государстве никто не занимается проблемами предупреждения рисков, связанных со вступлением в ВТО. Мягко говоря, это опасная ситуация. Поэтому, на наш взгляд, правительству и отдельным министерствам следует безотлагательно отработать рассчитанные на предотвращение отрицательного развития событий практические рекомендации как общего плана, так и конкретно-адресные, которые бы учитывали, хотя бы приблизительно, профильную, отраслевую специфику, региональные и прочие особенности производителей товаров и услуг, максимально использовав для этого и служебные, министерские возможности, и средства массовой информации, и международные структуры. Как использовать преимущества от членства в мировом клубе, тоже нужно учить.

Особое значение приобретает усовершенствование, гармонизация украинского законодательства в соответствии с требованиями и нормами соглашений Всемирной торговой организации и Европейского Союза. Безусловно, ключевую роль в этом деле сыграет Верховная Рада. Согласование сложных вопросов реформирования внешнеторгового режима всегда было серьезной проблемой. И это признавалось представителями правительства в ходе парламентских слушаний. В последнее время ситуация несколько улучшилась. Отработан и направлен членам Рабочей группы график принятия приоритетных законопроектов, в который вошли 20 проектов законодательных актов, 15 из которых уже приняты. Новый график предусматривает 15 (пять из старого) законопроектов, из которых приняты пока четыре. И все-таки «задолженность» насчитывает десяток документов. Это, в частности, Налоговый кодекс, изменения в законодательстве о финансово-банковской системе (касающиеся открытия филиалов иностранных банков), вопросы сельского хозяйства и стандартизации, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, функционирование телеорганизаций и т.п.

В повседневной полемике звучит немало ссылок на зарубежный опыт. Правильные, конечно, мысли. Внимательно изучая опыт других стран, хотелось бы, однако, чтобы мы не только не повторяли чужих ошибок, но и не опускались до некритического «обезьянничания». У каждого народа своя специфика, свои внутренние и внешние мотивации, экономические, финансовые и кадровые возможности. Нам следует все более активно осмысливать и утверждать свое место под солнцем. Неудачи, длительное время преследующие Украину, не только подорвали доверие к ней за рубежом, о чем мы по известным причинам постоянно говорим, но и приглушили уверенность в самих себе, о чем мы, как правило, умалчиваем. Неизвестно, что хуже. Как, на наш взгляд, доверие собственного народа должно быть превыше всего.

Нам крайне необходимо на всех уровнях преодолеть определенную растерянность перед натиском проблем. Не нужно переоценивать, но не нужно и недооценивать собственного опыта международного сотрудничества. Это тем более важно, что и Европа, и ВТО — не застывшие явления. Они сами постоянно в движении, в развитии. Это мы, очевидно, ощутим в ближайшее время в связи с антииракской войной, разрешением ее политических и экономических последствий. Доказательством этого стала также Европейская конференция в Афинах, продемонстрировавшая новый уровень евроинтеграции.

Выход на мировую торговую арену требует от всех ветвей власти, от руководителя до исполнителя, исключительно высокой ответственности. Наш успех зависит от состояния экономики и профессионализма украинских участников переговоров. Этот сплав объективных и субъективных факторов сейчас как раз и подвергается экзамену, который, несмотря на все трудности современного бытия, нельзя сдавать на «тройку».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно