СЭЗ «НИКОЛАЕВ»: «ОКЕАН» ВСЕХ НЕ ВЫВЕЗЕТ

1 февраля, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №4, 1 февраля-8 февраля

Наконец в городе корабелов появилось судостроительное предприятие, на которое смело можно везти именитых гостей для демонстрации успехов в отрасли...

Наконец в городе корабелов появилось судостроительное предприятие, на которое смело можно везти именитых гостей для демонстрации успехов в отрасли. Что и делается с размахом — гости сюда зачастили. Успехи «Океана», контрольный пакет акций которого более года назад приобрела голландская компания «Дамен шипярдс групп», впечатляют. Нынче на предприятии работают все участки, включая те, которые с начала 90-х годов были заморожены. Прирост производства измеряется уже не процентами — так, за минувший год завод увеличил объемы производства более чем в шесть раз. Здесь почти каждый месяц закладывается судно. И снова-таки, перспективы обнадеживающие. На этом фоне убедительно прозвучали слова вице-президента голландской компании «Дамен шипярдс групп» Германа Кваста о том, что предприятие будет строить около 20 судов в год и выйдет в лидеры судостроения в Европе.

Что для таких перспектив есть основания, свидетельствует не только производственный рост, но и внимание к нуждам корабелов. Зарубежные хозяева вложили немало средств, чтобы приблизить быт рабочих к европейскому уровню. Новые современные бытовки, души обустраивались одновременно с реконструкцией участков. А поскольку и зарплата, особенно для рабочих основных профессий, возросла (например, для рабочих корпусообрабатывающего производства — более 1 тыс. грн. и прогнозируется рост более чем вдвое), то в Николаев возвращаются опытные специалисты.

Резкий рост производства на одном из судостроительных предприятий засвидетельствовал, кроме всего прочего, глубину провала, в котором оказалась отрасль. В частности, квалифицированных кадров, подготовка которых в последние годы практически не велась, осталось так мало, что надо было всерьез браться за обучение молодежи. На том же «Океане» сооружают не только типичную продукцию — контейнеровозы водоизмещением более 10 тысяч тонн, но и баржи. Это, прямо скажем, нетрадиционные суда для николаевцев, всегда отличавшихся мастерством. Заказ на строительство примитивных барж взят не только потому, чтобы занять последние пустующие производственные площади, но и обучить на простых заданиях неопытную молодежь, которую без предварительной подготовки допускать к ответственным работам опасно. К слову, уже в первый месяц нынешнего года из доков будут выведены четыре баржи грузоподъемностью от 90 до 200 тонн.

Сегодня можно констатировать, что команда менеджеров во главе с директором Николаем Романчуком сдала экзамен успешно. Вначале ведь новые хозяева собирались изготавливать на предприятии в основном корпуса. Но ответственный подход и высокая квалификация местных специалистов привели к тому, что уже два первых заказа выполняются «под ключ». Один из них — контейнеровоз водоизмещением в 10 тыс. тонн — готовится к швартовым испытаниям, а второй подойдет к этому этапу через месяц.

Но впечатляющие достижения «Океана» вовсе не означают, что с кризисом в судостроении покончено. Более того, на этом фоне нагляднее просматривается неблагополучие на других заводах. Уж очень разителен контраст. В отличие от «Океана», заводу имени 61 коммунара приходится проходить «корпусный ликбез», изготавливая для заказчиков «коробки», которые достраиваются за рубежом. Такой «усеченный» технологический цикл разрушает единый комплекс, приводит к потере корабелами квалификации, невостребованные производственные участки приходят в запустение.

Впрочем, ситуация на этом предприятии, отягощенном финансовыми «эпопеями» по расчетам за ремонт и достройку крейсеров «Москва» и «Украина», всегда считалась непростой. Но вот то, что «на мели» снова оказался флагман отечественного судостроения — ЧСЗ, неожиданно. После некоторой стабилизации, вызванной реструктуризацией, превращением предприятия в холдинг, флагман снова «захромал» и начал наращивать долги, в том числе и зарплатные. Тут сказалось сочетание «закрытости» некогда режимного производства с новоявленной модой на непроницаемость коммерческой тайны. Администрация завода (не без поддержки местных властей) убаюкивала николаевцев рассказами о заказах, успехах отдельных подразделений. Однако под фанфары мнимого благополучия черноморцы, как оказалось, «проедали» свои средства. В суматохе многочисленных мероприятий, за шумихой по поводу закладки буксиров, никто и не заметил, что не заключено ни одного солидного контракта, а следовательно, и ожидать от будущего нечего. По отработанному сценарию руководителя ЧСЗ Игоря Тихоненко заменили на Вячеслава Полтавцева и стали ждать результата.

Такое разное состояние дел на судостроительных предприятиях представляется особенно ненормальным потому, что уж очень много времени, бумаги и чернил потрачено в государственных и местных кабинетах на программу оживления судостроения, разработку законов и механизмов реализации приоритетов. Более того, создана СЭЗ «Николаев». При этом нелишне заметить, что приход инвесторов на «Океан» и создание СЭЗ, устанавливающей как льготы, так и единые правила игры на территории трех судостроительных заводов, почти совпали по времени (1 марта состоялась презентация СЭЗ, а 15 октября того же года — утвержден инвестиционный проект ОАО «Дамен шипярдс Океан»). Вот только в результатах существенная разница.

О прогрессе на заводе «Океан» мы уже говорили, а о работе СЭЗ, будем откровенны, и сказать-то нечего. За все это время зарегистрирован и реализуется всего один инвестиционный проект на 3,24 млн. долл. Но и это привлечение средств вряд ли можно считать особой заслугой чиновников СЭЗ. Средства поступили снова-таки от хозяев «Океана», которые посчитали, что грех не воспользоваться льготами.

Кризис в судостроении больно ударил по производству и инфраструктуре: невостребованными остаются огромные производственные площади, в замороженном состоянии пребывает много ценного оборудования, строений, причалов. СЭЗ «Николаев» создавалась в том числе и для того, чтобы дать здесь жизнь новым, несудостроительным производствам. Но после презентации единственного инвестиционного проекта что-то не слышно о новых инвестициях ни в судостроение, ни в другие отрасли. Побывавшему в родных краях премьер-министру А.Кинаху пришлось признать, что реальные сдвиги произошли только на «Океане». Что же касается двух других заводов, то настоящую работу по определению их будущего надо только начинать. И, по словам премьера, правительство проведет предприватизационную подготовку ЧСЗ и завода им. 61 коммунара. И это правильно, ведь «Океан» всех не вывезет...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно