Село под знаком Овна

29 июля, 2005, 00:00 Распечатать

Чего больше в фигуре министра аграрной политики Александра Баранивского: света или тени? Еще недавно, судя по рейтингу публичности, Александр Петрович отставал от коллег по правительственной коалиции...

Чего больше в фигуре министра аграрной политики Александра Баранивского: света или тени? Еще недавно, судя по рейтингу публичности, Александр Петрович отставал от коллег по правительственной коалиции. Узнаваемым его сделали жесткая, непоколебимая позиция против ввоза в Украину сахара-сырца, импорта мяса, отстаивание интересов сельхозтоваропроизводителей в процессе вступления в ВТО... Он понимал, чем рисковал и что такое упорство не ограничится только одним противостоянием — с Сергеем Терехиным, министром экономики.

Аграрии-бизнесмены также воротят нос от стойкого социалистического духа руководителя «сельского» ведомства, критикуют его за антирыночные подходы. Слухи о возможной отставке Баранивского усиливаются с каждым новым пикетом напротив министерского здания на Крещатике, 24. Успеет ли опальный выдвиженец Соцпартии реализовать хоть небольшую толику задуманного? И на пользу ли это селу?

— Перед центральным входом в министерство наткнулся на метлу, торчащую из кучи мешков с сахаром по 5,50 гривни за килограмм... Из лозунгов понял, что и инвентарь, и товар адресованы вам, Александр Петрович. Видели? Или вы с черного хода заходите в ведомство? Какие ж это силы хотят вымести вас из кабинета и проветрить его для преемника?

— Знаете, где корни этой метлы? В Херсонской области, в совхозе «Белозерский». Его руководитель, Виктор Силецкий, Герой Украины, таким образом решил штурмом взять бюджетные средства. Кстати, на базе его хозяйства мы провели одно из шести совещаний по вопросам развития садоводства, виноградарства и ягодоводства, на которых постоянно подчеркивали: времена привилегированного использования средств от однопроцентного сбора прошли, и отныне их будут распределять прозрачно. Посади сад, виноградник, комиссия заактирует, подаст документы, и государство компенсирует затраты.

А было как? За пять лет на развитие садоводства, виноградарства и ягодоводства потрачено 600 млн. грн. Думаете, в Украине стало больше садов, виноградников? Проследим динамику площадей многолетних насаждений. В 2000 году виноградники занимали 97,6 тыс. гектаров, сады — 277,7, а в 2004-м — соответственно 84,8 и 163,9 тыс. гектаров. И это притом, что государство стимулировало эту деятельность! Еще депутатом Верховной Рады я углубился в проблему и убедился в том, насколько грубо нарушается закон и разворовываются средства. Одни и те же хозяйства «паслись» из бюджета, вместо насаждений строили... базы отдыха. Поэтому с первого дня на посту министра решил навести порядок в этой сфере. Для многих финансовая пуповина оборвалась, что и вызвало соответствующую реакцию.

Среди недовольных оказался и руководитель херсонского хозяйства. Профинансированные им забастовщики под министерскими стенами и не догадываются о том, что он, помимо всего прочего, создал еще и частную структуру, которую «подпитывал» за бюджетные средства. И саженцы от собственной фирмы продавал возглавляемому им же совхозу «Белозерский» не по себестоимости. Чтобы досконально разобраться в конфликтной ситуации, министерство направило туда ревизию. Но проверяющим создают препятствия. Звонят по телефону из Херсона: мы заберем людей из-под министерства, а вы отзовите ревизионную бригаду. Это что за ультиматумы? Вы же хотели справедливого рассмотрения?!

На практике у нас действует транспарентный механизм финансирования многолетних насаждений, без каких-либо предпочтений Крыму, Закарпатью или Херсону. И, будьте уверены, в этом году посадим на 30% больше виноградников и плодовых деревьев, чем в прошлом.

— Значит, вы за прозрачность? Тогда объясните, каким образом большая часть средств, предназначавшихся для селекции в птицеводстве, оказалась на одной из крымских птицефабрик, где директор — социалист? Теперь ваши оппоненты козыряют, будто таким образом вы, то есть Социалистическая партия Украины, аккумулируете деньги для будущих парламентских выборов.

— Вы обвиняете с документами на руках или повторяете слухи? Их проверяла Генеральная прокуратура: не было сделано ни одного замечания. Что же касается распределения бюджетных средств в птицеводстве, то здесь то же самое, что и с виноградниками: мы кардинально изменили идеологию. Дотации в размере 30 копеек на килограмм мяса производители получают автоматически, как только продукция попадает на рынок.

Есть и другая расходная статья: программа поддержки селекции, то есть племенного дела. Так вот, анализ практики прошлых лет показал, что часть «избранных» птицефабрик забирала основные средства на так называемое племенное дело, поскольку, по большому счету, собственно селекцией не занималась. Имея кроссы второй линии, они просто воспроизводили поголовье для своих птицефабрик, практически не продавая племенную птицу товаропроизводителям.

В 2003 году на селекцию в птицеводстве из бюджета выделили 25 млн. 82 тыс. грн. Из них 25 участникам программы, входящим в Союз птицеводов Украины, перепало 12 млн., а 80 птицефабрикам объединения «Укрптахопром» — 13 млн. грн. В прошлом году из общей суммы 33 млн. грн. «Укрптахопрому» досталось 23 млн., а Союзу птицеводов — все остальное. Если же проанализировать, каким образом распределялись средства между членами Союза, то далеко не по-честному и даже не по-братски. В 2003 году из 12 млн. пять отхватила Старинская птицефабрика (Киевская обл.), 4,4 — им. Фрунзе (АР Крым) и 400 тыс. — ООО «Голден кросс» (Харьковская обл.). Те же субъекты фигурируют и в прошлогоднем списке на получение бюджетных средств: Старинская птицефабрика — 3,3 млн., им. Фрунзе — 1,8, птицефабрика «Шахтерская Новая» (Донецкая обл.) — 1,5, Полтавская птицефабрика — 990 тыс., ООО «Славяне» (Киевская обл.) — 600 тыс. грн. А остальные довольствовались подачкой в 50 тыс. грн.

Как поступила новая власть? 7,7 млн. грн., выделенных на первое полугодие, компетентная комиссия на основании документов разделила по справедливости, принимая во внимание количество участников селекционной программы в обеих структурах. Теперь Союзу птицеводов достались 2,1 млн. грн., а «Укрптахопрому» — 5,5. Понятно, с чьей стороны нынче звучат обвинения в дискриминации. Но они голословны, поскольку даже за короткий период восстановления инкубаторов, репродукторов по производству племенных яиц кур, гусей, уток, индюков населению продано на 8 млн. голов молодняка птицы больше, чем в прошлом году. Средства, дошедшие до мелких товаропроизводителей, заработали. Это меня больше всего радует. И доказывает, что избранный путь — правильный.

— А с сахаром не переборщили? Не раскаиваетесь, что не пошли на уступки и не ввезли тростниковый сырец?

— Перед кем капитулировать? Перед теми, кто искусственно создал дефицит и подталкивал к импорту заграничного сырья, склоняя к этому Верховную Раду с правительством?

— Но ведь Кабмин был не против ввоза сырца? Народный депутат Игорь Насалик, отстаивая на заседании аграрного комитета собственный законопроект об импорте 200 тыс. тонн тростникового сахара, уверял коллег, что премьер Юлия Тимошенко согласна и на 280. После переработки продукт вроде бы должен был осесть в Госрезерве и в дальнейшем использоваться для товарных интервенций.

— Почему заморский, а не отечественный? И в Госрезерве, а не в Аграрном фонде? Тем более что, согласно закону, последний должен иметь запас 180 тыс. тонн свекловичного сахара. Идея Насалика не нова, да и запоздалая. На заседании правительства я предложил такой вариант. Давайте ввезем сахар-сырец и, продав квоту на аукционе, выровняем цену на сахар из тростника и свеклы. Сказали: нет! Кто первый ввезет, тому и квоту... А корабли с сырцом в трюмах уже покачивались на рейде в Черном море, дожидаясь депутатского согласия на ввоз сырца. Никто и предположить не мог, что произойдет сбой. Проходило ведь в предыдущие разы!

Тогда я по-другому задал вопрос: хорошо, принимаем решение об импорте. Пока корабли загрузятся в Бразилии, пока разгрузятся в Одессе, пока сырец переработают, в Украине начнется сезон сахароварения. А нам сахар сегодня нужен... Где же логика? Но эти дебаты велись уже после 5 июня, когда, учитывая острую проблему с обеспечением населения сахаром, Кабинет министров поручил Министерству экономики подготовить соответствующие нормативные документы, касающиеся отпуска сахара из Госрезерва. Однако готовое решение появилось лишь через три недели. А первые, и пока единственные, торги по продаже запасов сахара в количестве 10 тыс. тонн провели только 8 июля...

— То есть со времени объявления о начале гашения кризиса до непосредственных действий «огнеборца» прошли месяц и трое суток? И речь идет о вбрасывании на рынок не 55 тыс. тонн госрезервовского сахара, как планировали, а менее пятой части?

Но даже и из нее, несмотря на острую потребность в дешевом сахаре, не выбрали и половины. К примеру, столица получила право закупить 5 тыс. тонн из Госрезерва по цене 2,80 грн. за килограмм. С учетом транспортных затрат и торговой надбавки реализационная цена составляет 3,30 грн. Но сбить ажиотаж в Киеве не спешили: продукт начал поступать в торговую сеть лишь с 12 июля. И до 25 июля реализовали 1900 тонн при месячной потребности... 800.

Перекрытая в два раза норма свидетельствует о том, что сахар скупают перекупщики и реализуют на рынках по завышенной цене. В августе предполагается перекрыть месячную потребность втрое. За последние пять дней на киевских рынках оптовая цена сахара снизилась с 4,80 грн. до 4,20. Аналогичная тенденция наблюдается и в других регионах Украины. На Волыни, например, цены колеблются в пределах 3,80—4,40, такая же такса вдоль автомагистрали Киев—Одесса. Продажа сахара по долгосрочным соглашениям с кондитерскими фабриками и крупными потребителями осуществляется по цене от 2,80 до 4,04 грн. за килограмм.

Поэтому проволочки со снятием напряженности на рынке сахара расцениваю как саботаж, организованное сопротивление чиновников, цель которого — окончательно подкосить отечественную сахарную отрасль. Не дрогнет рука у тех, кто наживается на сырце. А почему бы не ввозить? Тонна тростникового сахара с переработкой в Украине стоит пусть даже 300 долл., на рынке — 800. Есть смысл воевать за полтысячи долларов маржи? Конечно!

Мы довоевались до того, что за последние четыре года в Украину импортировали 3 млн. тонн сахара-сырца по чрезвычайно низким ставкам таможенного сбора, считайте, инвестировали в бразильскую и другие экономики 6 млрд. долл. При этом потеряли почти полмиллиона рабочих мест, в то время как для создания такого же количества новых государству необходимо найти 16 млрд. гривен.

— А сколько еще наплодим безработных! Ведь при вхождении в ВТО нам не избежать импортных тарифных квот на сахар-сырец. От Украины требуют уменьшить и 17-процентную экспортную пошлину на семена подсолнечника... Перед вашей поездкой в марте в Женеву на 14-е заседание Рабочей группы Украина—ВТО были согласованы 98% консолидированного тарифного запроса по продукции агропромышленного комплекса. От вашего решения, в сущности, зависели оставшиеся два процента... И вдруг Александр Баранивский, вернувшись из Швейцарии, заявляет: никаких уступок ни по сахару, ни по семенам подсолнечника... На предыдущих договоренностях ставим крест! Откуда такое прозрение?

Во время женевских дискуссий убедился, что, согласно условиям организации, у страны-кандидата на вступление в ВТО никто не отнимает права защитить стратегические отрасли пошлинами и налогами. Если таковой считаем сахарную, почему тогда не воспользовались этой преференцией? Потому что договариваться, по-видимому, намного сложнее, чем легкомысленно сдать позицию. Кто анализировал последствия от импорта 260 тыс. тонн сахара-сырца из тростника в рамках ВТО с постепенным ежегодным увеличением объема до 460 тыс. к 2011 году? Это — гибель почти половины оставшихся сахарных заводов с плачевными социальными последствиями. Я уж не говорю о разрушении технологической цепочки: закрытие заводов по производству семян свеклы, свертывание отраслевого сегмента в сельхозмашиностроении, сокращение выпуска минудобрений...

Кстати, производители сахарной свеклы стран ЕС уже проводят митинги-протесты в Брюсселе против предложения Совета Евросоюза снизить закупочные цены на сахарную свеклу и сахар в течение 2007—2011 годов. Там фермеры активно защищают собственные интересы. А мы что, немые?!

Почему должны применяться двойные стандарты к разным странам? Аргентина требует от Украины снизить ставку экспортной пошлины на семена подсолнечника, а сама защитилась намного более высоким вывозным барьером — 23,5%. И это притом, что ни в одном соглашении ВТО нет прямого запрета на применение экспортных пошлин.

Еще одно: условия ВТО позволяют новому составу правительства пересмотреть ранее подписанные документы. Зачем мне ходить с клеймом «терминатор села» и отвечать за действия своих предшественников? Поэтому я откровенно сказал Ющенко: Виктор Андреевич! У нас не политика вступления Украины в ВТО, а сдача ее интересов! Теперь вы понимаете, почему так резко диаметрально разошлись наши позиции с министром экономики? Моя: вступить в ВТО, защитив украинский рынок, прежде всего национального сельхозтоваропроизводителя, а Сергея Терехина — также вступить, но, очевидно, любой ценой. Тяжело в правительстве бороться одному!

— Если бы был вице-премьер по вопросам АПК, стало бы легче?

— Здесь две стороны медали... Если бы наши взгляды совпадали, тогда, конечно, легче «пробивать» идеи. А если один тянет в лес, а другой — по дрова, какой от этого толк? Поэтому сегодня, с одной стороны, хорошо, что у министра развязаны руки и он проводит ту политику, которую считает правильной. Есть коллектив, есть две коллегии — министерская и общественная, где можно выверять свои шаги. А с другой — будь у нас вице-премьер, часть ударов он принимал бы на себя.

— Ну, судя по ситуации, вы и сами неплохо умеете держать удар!

И не только... Еще и бодаться! Я же — Овен! (Улыбается). Если убежден в своей правоте, ни в чем не уступлю. Так было, когда в 20 лет стал главным агрономом, а в 22 возглавил самый крупный колхоз в Володарск-Волынском районе на Житомирщине, в состав которого входило девять бригадных сел. Через семь лет в каждом открыли медицинские, дошкольные учреждения, школы, клубы.

— Да о вас до сих пор ходят легенды в полесском крае! Помнят Баранивского первым секретарем райкома партии. В 33 года! Самый молодой в тогдашнем СССР... Самое интересное то, что до этого вы не были даже секретарем первичной партийной ячейки. Рассказывали, как через полгода добровольно отказались от поста представителя Президента Украины, считая действия властей по отношению к крестьянам губительными.

Самым большим политическим достижением как секретаря Житомирского обкома СПУ считаю организованный протестный пеший поход в зимнюю пору из Житомира в Киев в рамках акции «Украина — без Кучмы!» Шествие начали 120 человек, а на столичный Майдан незалежности вышли 80-тысячной колонной.

— Но, как метко выражаются ваши земляки: языком молоть — одно, а тащить министерский плуг — совсем другое. Часом, не напортачили за полгода работы главным аграрием? Поговаривали, будто на правительственном заседании, посвященном итогам первого полугодия, едва ли не единственным, кого расхваливали, был агропромышленный комплекс. Дескать, работает, как часовой механизм. Четко, выверенно, без сбоев...

Так и есть! Производство продукции сельского хозяйства выросло на 6,4%. Важно, что наиболее существенно увеличились объемы производства на сельскохозяйственных предприятиях — на 17,9%. В государственный бюджет от предприятий агропромышленного комплекса поступили 2,6 млрд. грн. налоговых платежей, что на 25,6% больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Активизировали кредитный рынок, что позволило привлечь в сельское хозяйство почти 3,9 млрд. грн. кредитных ресурсов — в 1,4 раза больше, чем за первое полугодие 2004-го. Экспорт сельскохозяйственной продукции составляет 117,6%...

Какую отрасль ни возьми — с плюсом. Объемы производства в пищевой промышленности возросли на 14%. А какой поднялся крик, когда начали возвращать рыбное хозяйство в государственное русло, избавляться от чиновников-пиявок, считавших вверенную акваторию собственным аквариумом! Пять месяцев — и уже имеем неплохие результаты. Вылов рыбы и добыча морепродуктов составляют 121%, производство консервов возросло на 22%. За это время у браконьеров изъяты 375... километров рыболовных сетей.

— Александр Петрович! Давайте с морских просторов перенесемся на хлебные. Жатва-то в разгаре! О чем нашептывают пшеничка, ячмень?

Крестьянину? Не продешеви! Не торопись продавать еще горячее зерно из бункера за бесценок! 500 гривен за тонну пшеницы третьего класса, которые предлагают зернотрейдеры, — это слишком низкая цена хлеборобского труда! Это же касается и фуражного зерна, за тонну которого будут давать не более 400 гривен... А скормите его кабанчику, тем более, что при таком объеме можно содержать двух. Пусть наберут по сто килограммов каждый, это — 2400 гривен выручки. Минус 400 — стоимость зерна, 2000 остается. Заплатите даже тысячу гривен зарплаты тем селянам, которые полгода будут кормить двух поросят. Все равно тысяча остается... 250% рентабельности! Мы должны стать цивилизованной страной, которая торгует не сырьем, а готовой продукцией.

— С крестьянином ясно... А что нашептывает налившийся колос лично вам, вашим подчиненным, которым поручено было загодя сформировать Аграрный фонд как интервенционный инструментарий? Именно он в пиковый период должен был снять с рынка зерна излишки в объеме полутора миллиона тонн. Вы же тянули до последнего...

— Кто «вы»? Меня назначили министром 4 февраля, а 10-го пакет из одиннадцати документов, касающихся функционирования Аграрного фонда, уже лежал в Министерстве экономики. «Мариновали» их долго, и только после того, как я заявил, что снимаю с себя ответственность — и политическую, и экономическую — за закупку зерна, документам дали ход. 6 июля получил на руки постановление Кабинета министров о создании Фонда, а в 18.00 того же дня уже имели печать. Сегодня во всех областях подразделения Аграрного фонда закупают зерно.

— Тогда чем объяснить задержки с регистрацией нового института?

Во-первых, борьбой за влияние на него. Проще говоря, Фонд хотели подчинить не Министерству аграрной политики, а другому ведомству. Во-вторых, шло большое сопротивление тех сил, которым невыгодно регулирование рынка зерна. Им больше импонирует анархия...

— Какими средствами оперирует Аграрный фонд?

— Стартовыми: сто миллионов гривен, которых хватит для закупки 250 тыс. тонн хлеба. В то время как для задекларированных объемов нужен как минимум миллиард. Мы же просим хотя бы 700 млн. гривен бюджетных средств. Именно бюджетных, поскольку учреждение — не коммерческое и пользоваться кредитами не может.

Добавляет проблем и тот факт, что в Украине из-за высокой урожайности могут быть больше зерна, чем прогнозировалось: 42 вместо 37 млн. тонн. Это также усиливает вероятность ценового обвала. Без заимствований не обойтись... Не знаю, как отреагирует на это Министерство финансов. Ведь оно продолжает порочную практику финансирования агропромышленного комплекса без учета особенностей ведения сельского хозяйства, где потребность в средствах намного выше именно в первом полугодии. Вместе с тем на этот период АПК выделили 635,5 млн. грн., тогда как на второе полугодие — 1,2 млрд., из них на октябрь-декабрь — 716 млн. грн. К сожалению, наши предложения по пересмотру сроков финансирования Минфин игнорирует.

Как и постановление Верховной Рады «Об Основных направлениях бюджетной политики на 2006 год». Согласно ему, правительство должно обеспечить реализацию норм законов Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», «О стимулировании развития отечественного машиностроения для агропромышленного комплекса», «О фермерском хозяйстве», «Об охране земель». Следовательно, следует предусмотреть средства на залоговые закупки зерна, создание фонда аграрных страховых субсидий, бюджетные дотации производителям продукции животноводства, удешевление кредитов для предприятий сельского машиностроения и частичную компенсацию стоимости сельскохозяйственной техники, проведение агрохимической паспортизации земель и меры по улучшению плодородия почвы.

Согласно предварительным расчетам, чтобы реализовать нормы упомянутых законов, нужно 7,8 млрд. грн. Я уже не говорю о расходной части бюджета Украины не ниже 10% на поддержку развития аграрного сектора и обеспечение социальной сферы села. А Министерство финансов упрямо доводит Минагрополитики предельные объемы расходов и предоставления кредитов из общего фонда на 2006 год в объеме 4,1 млрд. грн. — на уровне нынешнего года.

— Возможно, главный финансист Виктор Пинзеник не слышал о том, что глава государства объявил следующий год Годом села? Или не знает об общегосударственной комплексной программе поддержки и развития украинского села?..

В последней есть раздел «Заможне село». Минэкономики считает, что только ему лучше всех известно, как должна богатеть сельская территория, и единолично принимает решения: куда проложить газопровод, где построить школы, детсады... А народные депутаты настойчиво советуют развивать те села, откуда их избрали в парламент. И только ведомство вместе с органами местного самоуправления, будучи фактически лишенными рычагов влияния, остаются ответственными за социальные проблемы села.

...На форуме аграрной студенческой молодежи в Сумах выпускники соглашались разворачивать бизнес на селе, но требовали европейских параметров жизни: добротная усадьба, газ, вода, канализация... От этого не открестишься, если ставим цель омолодить глубинку, вдохнуть в нее жизнь. Возможно, и в родных бездетных Гайках Володарск-Волынского района на Житомирщине скоро будут играть свадьбы. Моя же самая большая мечта — хотя бы на одной сыграть на гармошке «польку-бабочку», как делал это еще школьником.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно