Считаем деньги, не доходя до кассы

14 марта, 2008, 16:22 Распечатать Выпуск №10, 14 марта-21 марта

Человек предполагает, а Бог располагает. Не думайте, что речь в этой статье пойдет о божественном. ...

Человек предполагает, а Бог располагает. Не думайте, что речь в этой статье пойдет о божественном. Скорее, она коснется сугубо мирских проблем — недостатка средств передвижения и денег, в достоинстве которых никто не сомневается. Давайте задумаемся над тем, как мы эти средства тратим. На что, давно известно, — на жизнь, которая все больше и больше нам не по карману. Но карман — понятие растяжимое. Давайте попробуем его «растянуть». Тем более что стыдно не идти в ногу со временем и всем народом, оставаясь пешеходом.

Для начала поучительная история. Папа копил и откладывал деньги дочери на автомобиль и накопил целых 10 тыс. евро. По совету друзей, отнес эти деньги в банк, положил на депозитный счет. Банк выбрал поближе к дому.

Пятый курс. Дочка повзрослела, заслужила хорошей учебой подарок на колесах. И пошел папа в банк вместе с дедушкой, у которого в том же банке пенсия за три года набежала. Пришли и ушли. Нет больше банка. Двери остались, коробка здания также, а денег как единственного смысла его существования нет.

Доверие к банкам, вернувшееся спустя десятилетие после краха советских сберегательных касс и обесценивания вкладов, может пошатнуться в самый долгожданный для вас момент — момент получения денег. Лучшей тенденцией, демонстрирующей любовь и веру в финансовое учреждение, является высокий рост потребительских кредитов. Только за прошлый год украинцы получили в финансовых учреждениях 145,4 млрд. гривен. Так сбываются мечты об утюгах, плитах, автомобилях и ремонте тысяч обывателей. Правда, переплата за все эти прелести жизни, случается, взлетает до 100% и даже выше.

Причиной такой ситуации стала неуемная маркетинговая фантазия банков и банальная финансовая неграмотность рекламопожирателей. По словам экспертов банковского рынка, кроме кредитов, еще одним фактором, способствующим росту инфляции, стали зарплаты, которые не обеспечиваются производством. То есть мы потребляем больше, чем производим. Интересный, конечно, факт, но не для средних и менее обеспеченных слоев населения.

А следствием стала январская инфляция, побившая семилетний рекорд и превысившая более чем в шесть раз уровень инфляции в январе прошлого года. По данным Госкомстата, цены на продукты питания и безалкогольные напитки за год возросли на 28,5%, жилье, вода, электроэнергия и газ подорожали на 13,1%, образование — на 16,3%, транспорт — на 16,1%, здравоохранение — на 14,7%. Ожидания в целом по следующему году — рост инфляции до 15%. Правда правительство все еще петушится и до сих пор держится своего прогноза в 9,6%. Ситуация, близкая к далеким девяностым? Впрочем, не следует бояться инфляционного ужаса, правильнее приобретать финансовую грамотность и вооружаться калькулятором.

К примеру, в прошлом году порядка 200 тысяч автомобилей приобретено в кредит из полумиллиона проданных вообще. Средняя цена «кредитного» автомобиля — 15 тыс. долл.
(75 тыс. гривен, грубо говоря). Конечно, большей части населения такие автомобили, а тем более кредиты на них не по карману. Откладывать деньги — двести-триста гривен в месяц не имеет экономического смысла из-за реального обесценивания денег, которое, как мы видим, уже вовсю гуляет по нашим карманам. Но, как мы отметили выше, карманы могут «растягиваться».

Сейчас, когда средняя зарплата в регионах колеблется в пределах 200 долл., говорить о накоплениях смешно. И тем же желающим приобрести автомобиль приходится ломать голову, как это сделать. На авторынке покупаешь кота в мешке с обещанием неизвестности на дороге — повезет — не повезет, то есть будет ли авария сегодня или завтра. Поэтому нередко такие граждане доверяют свои сбережения администраторам по покупкам в группах.

Что это такое? Это советская касса взаимопомощи. Только родом «касса» из Латинской Америки. К нам услуга под названием «покупки в группах» была завезена десятилетие назад, и с тех пор этот бизнес показывает устойчивый рост, не боясь политических потрясений и не поддаваясь экономическим неурядицам. Порядка трети всех автомобилей стоимостью до 45 тыс. гривен в прошлом приобретено именно таким образом. Удивляет и умиляет. Тем более что платить взносы в группах (группа функционирует восемь лет, за которые каждый ее участник получает автомобиль) в размере 600—700 грн. в месяц гораздо проще, чем жить в кредитной кабале. Тем более что кредит можно и не получить. По банковской статистике, в кредите отказывают половине обратившихся — не устраивает справка о доходах. Зарплата «в конверте» для банка не аргумент.

Один примечательный момент. Размер платы при покупке в группе на протяжении всех восьми лет не меняется. В то время как кредиты из-за кризиса мирового финансового рынка могут дорожать, даже если они взяты задолго до кризиса. Ведь зарубежные финансовые монстры заемные средства нашим банкам (для тех же кредитам населению) дают по более высоким ставкам, чтобы покрыть убытки или поднять планку прибыли, потерянной из-за обвала рынка.

Обходит стороной покупки в группах и высокая инфляция— договор четко прописывает стоимость услуги.

К слову, в Латинской Америке через администраторов покупок в группах продается до 50% всех автомобилей, и работают с ними сами автопроизводители. У нас же пока через администраторов покупок в группах можно приобрести российские ВАЗы, украинские «Ланосы» и «Шевроле». Но уже в ближайшем будущем их ряды пополнят «Хюндаи» и «Шкоды».

Калькулятор нужен?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно