САМОЛЕТЫ ОТДЕЛЬНО, ЛЕТЧИКИ — ОТДЕЛЬНО...

9 февраля, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №6, 9 февраля-16 февраля

Еще недавно авиакомпания «Атлант» процветала. Ее самолеты приземлялись на всех пяти континентах. Под эгидой ООН и Международного Красного Креста крымские летчики выполняли рейсы в различные «горячие точки» Земли...

Еще недавно авиакомпания «Атлант» процветала. Ее самолеты приземлялись на всех пяти континентах. Под эгидой ООН и Международного Красного Креста крымские летчики выполняли рейсы в различные «горячие точки» Земли. За какой-то год «Атлант» превратился в мощное высококлассное предприятие. И вдруг...

Катастрофа случилась на земле. И в который раз стало ясно, что слова о правовом и демократическом государстве - это не о нас. В правовом и демократическом судьба предприятия не может зависеть от «хочу» или «не хочу» одного-единственного чиновника, пусть даже высокопоставленного.

А дело было так. В 1993 году офицеры ВВС, уволенные по сокращению штатов, образовали коммерческую авиакомпанию «Атлант». Первоклассным летчикам, отлетавшим по многу лет в морской разведывательной авиации, не пришлось долго переучиваться. В то время почти весь самолетный парк стоял, и тогдашний начальник штаба ВВС генерал-майор Петров согласился с частичной «конверсией» военной авиации. Опыт привлечения военных в сферу гражданской авиации оказался плодотворным и перспективным. «Сами себя подняли, переучили, нашли и сертифицировали технику, - рассказывает бывший руководитель авиакомпании, а ныне депутат ВС Крыма, председатель постоянной комиссии по экономике Василий Шпилькин. - Но государство так и не пошло на передачу самолетов в эксплуатацию компании, приходилось довольствоваться разовыми заявками. Забегая наперед, скажу, что сегодня, четыре года спустя, такое решение есть, но оно не выполняется».

Успешно конкурируя с государственным авиапредприятием, компания быстро набирала обороты и вскоре даже приобрела «Боинг». Но тут же получила по рукам - не лезь «поперед батька в пекло». «Боинг» велено было вернуть на место, хотя после того гражданская авиация Украины приобрела целых три самолета известной компании.

Короче говоря, летчики на время вообразили, будто они - хозяева своей судьбы, и принцип «не высовывайся» ушел в предание. Не тут-то было. Меняющиеся, как стеклышки в калейдоскопе, военачальники всех рангов быстро расставили все по местам. Самолеты намертво пригвоздили к летному полю, задним числом изменили условия эксплуатации техники и стоимость аренды, перед которой побледнели мировые цены. 530 специалистов летного состава и 180 работников наземных служб снова остались без работы. За время простоя «Атлант» понес убытки в размере 21 миллиона долларов. Значительные суммы не поступили в бюджет Крыма.

Что это - недомыслие? А что прикажете думать, когда целенаправленно, последовательно разваливается конкурентоспособное преуспевающее предприятие, ежедневно увеличиваются штрафные санкции за вынужденное невыполнение договорных обязательств перед другими организациями (и сегодня еще идут запросы со стороны ООН на выделение самолетов для выполнения миротворческой миссии в Югославии)? И все это - на фоне высвобождения поселков гарнизонами Черноморского флота, в результате чего ухоженные военные городки постигает участь «неперспективных» деревень, а 30 тысяч высококлассных специалистов - забвение, которое сродни предательству. Когда же армия безработных пополнится людьми, профессия которых - защищать Родину, социальная напряженность имеет реальную перспективу разрядиться не только митингом. Выброшенный из жизни человек будет не защищать, а защищаться.... Так что же после этого стенать об особой «криминогенной обстановке» на полуострове!

Уже разграблен брошенный год назад гарнизон «Веселое». Не финансируются больше Мирный и Октябрьское. В Мирном без средств к существованию, без тепла и газа остались 7,2 тысячи жителей. 200 млрд. карбованцев из своего скудного бюджета выделила Республика Крым, но на закупку одного только топлива для котельной необходимы 100 млрд. На очереди - новые «болевые точки»: Кировское, Багерово, Гвардейское. Все эти городки должны передаваться на баланс местных Советов, которые и без того концы с концами не сводят. Для того только, чтобы поддерживать жизнь одного гарнизона, не считая содержания и эксплуатации военных объектов, находящихся на территории аэродромных комплексов, необходимы 1,2 трлн. крб. Всего для санации и переориентации покидаемых ЧФ военных городков требуется как минимум 27 трлн. крб. В состоянии ли Украина нести эти расходы?

Денег нет, но выход из тупиковой ситуации есть. Председатель постоянной комиссии ВС Крыма по экономике Василий Шпилькин видит его в создании на базе аэродромных комплексов государственной авиакомпании «Крымтрансавиа». Что для этого нужно? В первую очередь Министерству обороны необходимо передать авиакомпании военно-транспортную технику; все комплексы должны войти в авиакомпанию и приобрести статус народнохозяйственного объекта. Вместе с техникой должны перейти в авиакомпанию и люди. Переподготовка практически не потребует затрат со стороны государства.

Сегодня это предложение находится на рассмотрении в Кабинете министров Украины. Положительно относится к этой идее Фонд госимущества Украины. И только Минобороны безмолвствует, хотя все документы давно лежат на столе министра. Почему? Неужели рациональней и патриотичней допустить гибель поселков и растаскивание всего и вся, вплоть до плит аэродромного покрытия!

В свое время, находясь в расцвете сил, «Атлант» предложил на рассмотрение Министерства обороны программу строительства жилья для офицеров, отдавших армии по 20 - 25 лет жизни. Программу министерство не приняло и своей не предложило. Была и еще одна программа - капитально-восстановительного ремонта парка самолетов типа ИЛ-76. 230 машин этого класса во времена Союза представляли собой ядро буферной системы между Европой и Азией. Сегодня необходимость в такой структуре отпала, и после капитального ремонта самолеты могли бы превосходно использоваться в гражданской авиации, а часть из них, по мнению В.Шпилькина, могла бы быть продана в страны СНГ по 4 - 7 млн. долларов за машину.

И ремонт уже начался в Белой Церкви, но руководство ВВС Украины неожиданно приостановило выполнение программы. 3,5 тысячи человек - работников ремонтного завода оказались не у дел и вынуждены искать заработки на стороне.

На стороне теперь вынуждены искать заработки и специалисты «Атланта», в то время как 22 самолета мертвым грузом стоят на аэродроме Мелитополя...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно