С ЭСТОНСКИМ АКЦЕНТОМ

5 ноября, 1999, 00:00 Распечатать

На николаевских верфях заметно оживление. После того как корабелы убедились, что специальная экон...

На николаевских верфях заметно оживление. После того как корабелы убедились, что специальная экономическая зона по воле исполнительной и законодательной властей начнет действовать с начала 2000 года, работа на стапелях пошла веселей.

Утрясаются последние формальности между японским банком, германским заказчиком и судостроительным заводом «Океан», которому в результате предстоит построить десять балкеров-гигантов. Работы хватит почти на десятилетие. Есть хорошие новости, связанные с появлением новых заказов, и на судостроительном заводе имени 61 коммунара. И все-таки «температура» на стапелях, и не только в Николаеве, определялась и определяется главным образом тем, каково положение дел на флагмане отечественного судостроения - Черноморском судостроительном заводе. Ибо здесь проблемы особенно серьезны и их решение наиболее ответственно.

В беседе с генеральным директором ЧСЗ Игорем Тихоненко корреспондент «ЗН» коснулся и проблем, и перспектив предприятия, тем более что здесь только что заложили новое, заказанное самой крупной частной эстонской буксирной компанией PKL судно - портовый буксир «Марс». Примечательно, что этот буксир - первый за последние шесть лет зарубежный заказ черноморцев, ведь предыдущий, греческий, контракт датирован еще 1993 годом (тогда компания AVIN заказала ЧСЗ серию танкеров). Определенным стабилизирующим фактором стало для ЧСЗ окончательное решение по продаже авианесущего крейсера «Варяг» его владельцам - компании «Chonglot» из Макао. Игорь Тихоненко рассказал, что стоимость двух контрактов (один - за сам «Варяг», а другой - за его подготовку к буксировке) в сумме составила 21,8 млн. долларов. Да плюс к этому штрафные санкции за несвоевременные платежи… Итого «Варяг» принес заводу 26 миллионов долларов, которые очень пригодятся для пополнения оборотных средств. К сожалению, сказал г-н Тихоненко, не будет продолжения строительству плавбазы для России - она оказалась не нужной и денег для нее нет…

Что ж, зато есть эстонский заказ. Конечно же, сравнивать его масштабы (предстоит заработать всего около 4 млн. долл.) с тем же недостроенным «Варягом» как-то не удобно. Но это только на первый взгляд. На самом же деле, заказ на судно скромных параметров (буксир-кантовщик с усилием в 45 тонн, длина которого 33 метра, а ширина - 11) для балтийской страны - очень даже важное событие. Дело в том, что этот заказ - впервые за кризисные для николаевских судостроительных заводов времена - размещен без всяких гарантий правительства. Частная эстонская фирма PKL под честное слово поверила руководству завода, что заказ будет выполнен в срок и на это затратят ровно столько средств, сколько обусловлено контрактом.

Мы поинтересовались у руководителя эстонской буксирной компании PKL г-на Онищенко, почему выбор пал именно на николаевское предприятие. «У вас огромные возможности. Я хорошо знаю ваши суда. И вообще, я высокого мнения о потенциале Украины». К слову, оказалось, что Григорий Онищенко не впервые в Николаеве. Со своей идеей он носился добрых десять месяцев, и все это время перед николаевскими судостроителями маячили очень необходимые им миллионы долларов, но брать заказ не торопились - по мнению Г.Онищенко, непривычно было взять на себя ответственность, не прикрываясь гарантией правительства, которая в какой-то степени заменила бывший государственный заказ.

Словом, можно сказать, что черноморцы праздновали не только закладку судна, но и психологическую победу. Не понаслышке знающий проблемы судостроения председатель Николаевской облгосадминистрации Николай Круглов сказал, что в наших рыночных условиях судно может получиться только тогда, когда заказчик и исполнитель найдут общий язык и будут доверять друг другу, «и этим заказом мы прорвали плотину взаимного недоверия», - подчеркнул он.

Показательный момент. Закладка судна на украинском предприятии проводилась в эстонских традициях. Согласно им, жизнь судна начинается не с закладки первой секции на стапеле, как это принято у нас, а с установки вертикального киля. Это право было предоставлено одной из лучших заводских бригад. Под киль заложили памятную табличку и две монеты - украинскую и эстонскую. Не то чтобы задобрить домового, который, согласно древнему эстонскому поверью, живет на каждом судне, - чтобы приумножались богатства обоих государств.

Многочисленные гости, присутствовавшие на этой церемонии, интересовались: когда же буксир будет спущен на воду? Главный инженер ЧСЗ Олег Фирсов объяснил, что этого своеобразного «второго рождения» просто не будет. Дело в том, что технические возможности гиганта судостроения таковы, что небольшое судно нет необходимости спускать на воду, чтобы там достраивать. Буксир будет построен в целом, в готовом для испытаний виде сойдет на воду, и произойдет это через 10 месяцев.

Судя по всему, первая «ласточка» - эстонский заказ на строительство буксира - при хорошем исполнении может дать черноморцам реальный шанс завоевать новый, прибалтийский рынок. Вопрос о строительстве второго судна будет решаться по прошествии определенного времени, когда обе стороны придут к выводу, что довольны друг другом.

Словом, как ни посмотри, а выходит, что буксиру, заложенному в Николаеве на ЧСЗ, суждено стать «визитной карточкой» не только самого завода, но и, возможно, судостроительного потенциала всей Украины.

- Уже сейчас я могу назвать несколько прибалтийских фирм, которые с большим интересом следят за деятельностью Черноморского судостроительного. Они - потенциальные заказчики, - сказал президент Союза судовладельцев Эстонии г-н Вейс.

- Ведутся переговоры, результатом которых должны стать еще три заказа из Прибалтики и один - из Финляндии, - подтвердил директор ЧСЗ Игорь Тихоненко. - А пока работаем над строительством судна для Греции - крупным танкером, уже шестым по счету, который планируем закончить в 2001 году.

P.S. Когда верстался номер, редакции стало известно, что уже подписано предварительное соглашение, которое внесло сенсационные коррективы в судьбу недостроенного корпуса авианосца «Варяг». Дело в том, что как было известно ранее, согласно имевшемуся договору между Черноморским судостроительным заводом и фирмой-покупателем - компанией «Chonglot» из Макао, «Варяг» должен был покинуть Николаев до 1 ноября.

И вот теперь оказалось, что вовсе не случайно полноправный собственник огромной груды металла, даже несмотря на грозившие огромные штрафные санкции, не спешил транспортировать свое приобретение через моря и океаны в Макао. Задержку с транспортировкой «Варяга» он использовал для разработки нового проекта судна в плане эффективного использования.

Фирма-владелец «Варяга» - компания «Chonglot» предложила Черноморскому судостроительному заводу переоборудовать недостроенный корпус авианосца в гражданское судно - плавучий культурно-развлекательный центр. Весомую часть предстоящих работ по такому оборудованию, не имеющему аналогов в мире, предложено выполнить специалистам завода. Сейчас определяется и прорабатывается во всех деталях схема финансирования выполнения работ для столь кардинального перевоплощения.

Учитывая, что объект представляет собой 300-метровый корпус водоизмещением 60 тысяч тонн, точные расчеты потребуют немало времени, так что генеральное соглашение между заказчиком и заводом может быть заключено в конце первого квартала 2000 года.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно