С ДВОЕК НА ТРОЙКИ ОЦЕНИВАЯ ДОСТИЖЕНИЯ УКРАИНСКОЙ ЭКОНОМИКИ, ЕБРР НЕ ПОСТАВИЛ ЕЙ В «ДНЕВНИК» НИ ЕДИНОЙ ЧЕТВЕРКИ

23 марта, 2001, 00:00 Распечатать

Корпоративное управление и реорганизация предприятий — «2», реформа банковской системы — «2», раз...

Корпоративное управление и реорганизация предприятий — «2», реформа банковской системы — «2», развитие конкуренции — «2+», приватизация крупных предприятий — «3-», приватизация малых предприятий — «3+», торговля и валютная система — «3»... Список с таким же успехом можно продолжить.

 

Вряд ли такое положение дел в экономике Украины способствует притоку в страну инвестиций, привлечению Банком дополнительных ресурсов из коммерческих источников. Хотя такой вывод в очередном докладе ЕБРР «О процессе перехода» открыто не прозвучал, но задуматься отечественным реформаторам есть над чем. Тем более что позади уже две пятилетки реформ.

Деньги любят не только счет, но и контроль. Европейский банк реконструкции и развития — известная международная организация-инвестор — скрупулезно следит за всеми превращениями в экономической жизни своей клиентуры. Надо сказать, что профессионалам в области переходных процессов трудно заморочить голову дутыми успехами. Тут ведется собственная статистика или в крайнем случае заимствуются информация и исследования из заведомо достоверных источников. Наконец, существует база данных с десятилетней ретроспективой, которая позволяет объективно оценить направленность преобразований и истинную значимость достижений. Свои соображения по поводу движения к рынку стран Центральной Европы и СНГ изложил на недавней пресс-конференции Джулиан Эксетер, экономист ЕБРР по Украине и Молдове, в традиционном докладе «О процессе перехода. Год 2000-й».

Украина сегодня — это одна из 26 стран операций ЕБРР. Впрочем, чтобы делать долги, много ума не требуется. Совсем иное дело — умело распорядиться одолженными средствами. Вот тут дела обстоят похуже. На сегодняшний день Банк инвестировал в украинскую экономику 1,2 млрд. евро под 38 уже подписанных проектов. Освоено, правда, поменьше: на конец 2000 года — всего-то 332 млн. евро. Практически треть денег направлено в энергетический сектор, еще приблизительно по 20% — в финансовую сферу и перерабатывающую промышленность. Инвестиционный портфель ЕБРР в Украине на 90% состоит из кредитов, 10% средств использовано как акционерный капитал. Такая вот, без особой детализации, структура сотрудничества. С одной стороны, отрадно, что долг не так уж велик, с другой, понятно, что дают-то со скрипом — климат, говорят, не тот. Да и давать-то особо некому. Банку и без того трудно придерживаться основополагающего принципа — одалживать деньги в первую очередь частникам, не меньше 60% всей суммы. В действительности же пока 50% евробанковских средств достается отечественному государственному сектору, несмотря на то, что их освоение там в семь с лишним раз медленнее, чем в частном.

Не блещет Украина и по макроэкономическим параметрам, характеризующим процесс перехода от плановой экономики к рынку, по которым как раз и оценивает свою клиентуру банк-кредитор. Исходя из этих параметров как-то не очень заметен наш хваленый экономический подъем. Не верят в наш успех? Да нет, скорее оценивают его без излишнего фанатизма.

Мы им говорим: ВВП у нас теперь небывало высокий. Годовой прирост дотянул аж до 6%, а по итогам января текущего года вообще зашкалил за 9%. Правильно говорим, но это же проценты, стало быть, показатель относительный. Многое зависит, от какого уровня мерить. Если от нуля, то любая цифра даст головокружительный результат. Если кто забыл, напомним: последние десять лет прирост отечественного ВВП выше нуля просто не поднимался (1992 год — -13,7%, 1993-й — -14,2%, 1994-й — -23,0%, 1995-й — -12,2%...). Последний положительный результат наблюдался аж в 1989 году — 4%. Так вот, если сравнить с тем, что было тогда (т.е. ВВП за 1989 год принять за 100%, как это сделали аналитики ЕБРР), то окажется, что валовой внутренний продукт образца 2000 года практически в 2,5 раза меньше (!). Такое значительное снижение в регионе Центральной и Восточной Европы, Балтии или СНГ большая редкость: в 90-е годы оно зарегистрировано только в Грузии и Молдове. Так мы на подъеме или на самом деле лишь приподняли голову, придя в сознание после стремительного падения в пропасть?

Прирост ВВП против 1999 года на 6% — действительно не так уж и много, если учесть, что, согласно данным ЕБРР, даже среднее значение роста ВВП по странам СНГ в прошлом году превышает украинское и тянет на все 7%. В России, например, валовой внутренний продукт вырос на 7,6%. Так что даже на постсоветском экономическом пространстве Украина со своим хваленым экономическим ростом оказалась этаким середнячком. И еще не известно, где бы мы были со своим ВВП, если бы не общий ощутимый экономический рост в СНГшном регионе — самый высокий по крайней мере за последние двенадцать лет. Надо сказать, что даже центральноевропейские страны в этом поотстали: там среднее значение годовой прибавки валового внутреннего продукта составило лишь 4,1%. Сказалась слабость евро и торможение экономик стран ЕС, которые обеспечивают своим развивающимся европейским соседям 68% внешнего товарооборота.

Зато по уровню инфляции Украина оказалась среди признанных лидеров — 28% годовых. Тут она уступает только Узбекистану — 30%. И это при 19,6% в среднем по постсоветскому содружеству и 7,0% в странах ЦВЕ и Балтии. Стоит ли удивляться, что инвестиции обходят отечественную экономику стороной? Тем более, что, похоже, аналитики Европейского банка скептически относятся к официальному значению уровня инфляции, предусмотренному на 2001 год, — 13,6%. Их последний прогноз — 17,5%.

Не стоит обольщаться и стабильностью курса национальной денежной единицы. Во-первых, в условиях тотального увеличения потребительских цен и оптовых цен предприятий хорошего в этом мало. Такая диспропорция не может долго существовать, так как снижает прибыль экспортеров, которые и являются основными поставщиками валюты в страну. Ясно, будет невмоготу им — пересохнет и валютное русло. Во-вторых, не стоит забывать о более чем 10-миллиардном (в американских долларах) внешнем долге государства, что составляет около 40% ВВП страны. Еще не известно, на каком свете оказалась бы гривня, если бы год назад правительству Виктора Ющенко не удалось реструктуризировать 2,7 млрд. долларов США коммерческого долга перед иностранными кредиторами. Еще точно не известно, чем закончатся переговоры со странами-кредиторами, входящими в Парижский клуб. Украина задолжала им и Туркменистану более миллиарда «зеленых». А ну как клуб «обидится» на Украину за самовольное прекращение расчетов по долгам и откажется от реструктуризации? Но даже если согласится, долг от этого не уменьшится, а, наоборот, вырастет за счет средств, которые придется выделять на его обслуживание.

Стоит ли удивляться, что прямые иностранные инвестиции в Украину по предварительным данным ЕБРР составили в прошлом году 750 млн. долларов США. И это при том, что полным ходом идет большая приватизация. Пока она наполняет валютой казну страны, дает возможность покрывать бюджетный дефицит и рассчитываться по внешним обязательствам. Но еще пару лет — и все самое «вкусное» будет продано. Вот тогда самое время будет поговорить о стабильности курса и бездефицитности бюджета.

И тем не менее, как считает г-н Джулиан Эксетер, главная причина того, что показатели реформирования украинской экономики ниже, чем в среднем по странам постсоциалистического лагеря, состоит в том, что темпы преобразований до 1999 года были очень низкими. Кроме того, уверяют аналитики ЕБРР, в этом виновата и отечественная олигархия, вернее, ее интересы, которые по известным причинам не очень-то совпадали с курсом на рыночные преобразования. Отрадно лишь, что мы тут не оригинальны — засилие олигархов эксперты отмечают также и в России, Болгарии, Словакии. Страдает этим тяжким недугом даже Латвия. Нужно ли удивляться успехам Польши, Венгрии, Чехии, Словении, Эстонии, Литвы, которые не заражены олигархическим «ящуром». Правда, есть и полярный пример стерильности — Беларусь: там ни олигархов, ни, по большому счету, преобразований.

Чтобы удержаться на плаву, ЕБРР советует Украине:

 

1) поторопиться с вступлением в ВТО, для чего придется устранить высокие тарифные и нетарифные таможенные барьеры, препятствующие развитию внешней торговли;

2) способствовать притоку прямых иностранных инвестиций, в том числе в процессе приватизации крупных предприятий. Для этого придется позаботиться об улучшении делового климата и в первую очередь провести реформу налогообложения;

3) любой ценой хотя бы сохранить достигнутый уровень проплат за электроэнергию «живыми» деньгами;

4) ускорить принятие Земельного кодекса и закона об ипотеке, что будет способствовать развитию сельскохозяйственного производства.

 

Момент истины состоит в том, что, даже выполнив все эти пожелания, Украина не может рассчитывать даже на повторение скромных достижений 2000 года. Например, по прогнозам рост ВВП в текущем году ограничится только 4%. Виной всему, считают аналитики, неблагоприятная внешняя конъюнктура в целом для СНГшного пространства. Как ни парадоксально, но из-за снижения мировых цен на нефть с 28 до 21—23 доллара США за баррель отечественная экономика уже не может рассчитывать на прежние объемы экспорта. Ведь основной потребитель украинских товаров и услуг — Россия, а она из-за снижения поступлений от экспорта нефти и нефтепродуктов, вынуждена будет сократить свой импорт.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно