С ЧЕМ ВОШЛА «УКРТРАНСНАФТА» В 2003 ГОД

17 января, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №2, 17 января-24 января

В канун нового 2003 года, как уже знают постоянные читатели «ЗН», в польской столице — Варшаве открылось первое зарубежное представительство ОАО «Укртранснафта»...

В канун нового 2003 года, как уже знают постоянные читатели «ЗН», в польской столице — Варшаве открылось первое зарубежное представительство ОАО «Укртранснафта». Главой представительства украинской компании в Польше стал ее давний партнер Цезарий Филиппович. И сей факт может означать, что переговорный процесс о сотрудничестве Украины и Польши в нефтетранспортной сфере выходит на новый этап и, образно говоря, переносится на территорию Польши, которая вскоре станет полноправным членом ЕС.

К слову, открытие представительства в Польше — не единственный предновогодний, хотя безусловно знаковый результат работы «Укртранснафти» в прошедшем году. Именно в 2002-м был апробирован нефтетерминал «Південний», а также начата закачка так называемой технической нефти в систему нефтепровода Одесса—Броды. (Для технологического заполнения системы необходимо 600 тыс. тонн нефти, стоимость которой составляет около 90 млн. долл. Сейчас в систему уже закачано около 100 тыс. тонн.) Таким образом «Укртранснафта» продемонстрировала реальность украинского участка Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), который намеревается продолжить по территории Польши сначала до Гданьска, дабы ускорить доставку нефти и к другим европейским нефтепотребителям.

А далее ОАО «Укртранснафта» предоставило свои предложения относительно совместного участия в реализации украинского маршрута ЕАНТК нефтедобывающим и нефтетранспортным компаниям, которые работают в Каспийском регионе, а также европейским нефтетранспортным компаниям и нефтеперерабатывающим заводам. Для более эффективного использования инфраструктуры нефтетранспортной системы Одесса — Броды, в частности морского нефтяного терминала «Південний», разрабатывается проект строительства железнодорожной эстакады для перевалки нефти и нефтепродуктов на танкеры. По мнению главы «Укртранснафти» г-на Тодийчука, реверсивная работа 52-километрового участка нефтепровода Одесса — Броды и терминала, начатая в 2002 году, дает возможность также дополнительно к одесскому направлению отгружать от 2 до 4 млн. тонн нефти в год из трубопровода на танкеры через нефтетерминал.

В сентябре прошедшего года был начат конкурсный отбор компаний, имеющих опыт реализации международных проектов в нефтетранспортной сфере, за право выступать организатором развития проекта ЕАНТК. Предполагалось, что победитель конкурса будет разрабатывать комплексный поэтапный план развития проекта, бизнес- и финансовый пакеты, привлекать поставщиков, потребителей нефти, инвесторов, кредиторов. Так вот, в декабре 2002-го этот международный тендер был завершен и по его результатам «ПрайсвотерхаусКуперс» определена компанией, которая и будет работать над бизнес-планом коммерциализации нефтесистемы Одесса—Броды. Специалисты определяют роль такой компании названием Project Developer. На первом этапе реализации проекта «Укртранснафта» и «ПрайсвотерхаусКуперс» разработают стратегию коммерциализации для нефтесистемы Одесса—Броды. В этом обе компании рассчитывают на помощь консалтинговой компании «Чаннойл Консалтинг», которая специализируется на предоставлении таких услуг.

Для сведения: практика «ПрайсвотерхаусКуперс» по оценке бизнеса и разработке стратегий основана на советах специалистов относительно принятия операционных и инвестиционных решений, оценке взглядов, стратегическом анализе рынка, обзоре инвестиционных портфелей, а также вопросов конкуренции и регулирования. Специалисты также консультируют компании относительно того, как оценить бизнес, увеличить стоимость и эффективно разместить ресурсы. «ПрайсвотерхаусКуперс» работает с клиентами по оценке бизнеса и разработке стратегий для проведения всеобъемлющего анализа их бизнеса, товаров, услуг, рынков и потребителей. Располагая таким анализом, компании могут более точно планировать свою стратегию.

Партнерство «ПрайсвотерхаусКуперс» является одной из наибольших в мире организаций, предоставляющих профессиональные консультационные услуги. В компании занято 125 тысяч разнопрофильных специалистов, работающих в 142 странах. «ПрайсвотерхаусКуперс» относится к сети компаний—членов группы «ПрайсвотерхаусКуперс Интернешнл Лимитед», каждая из которых является самостоятельным юридическим лицом.

По случаю подписания соответствующего соглашения с вышеназванными компаниями председатель правления ОАО «Укртранснафта» Александр Тодийчук отметил: «Нефтепровод Одесса—Броды потенциально может стать стратегически важным для ряда стран-потребителей и производителей нефти и их нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих секторов. Сотрудничество со всемирно известными компаниями «ПрайсвотерхаусКуперс», «Чаннойл» и другими известными консультантами поможет «Укртранснафті» определить оптимальные пути развития нового нефтетранспортного коридора и повысит доверие к проекту со стороны потенциальных партнеров. Мы подходим еще ближе к началу успешной эксплуатации нефтепровода».

Очевидно, что ни главу «Укртранснафты», ни новых консультантов компании не смущают скептические прогнозы на сей счет. Уже потому, что проект ЕАНТК и его украинский участок сам по себе столь масштабны и затрагивают интересы слишком многих компаний, государств и личностей, что наивно было бы надеяться, будто нефть в трубе появится в одночасье, как только трубопровод и сопутствующая нефтеинфраструктура будут построены. Чтобы владельцы нефти и ее покупатели заинтересовались этим проектом, предстоит провести еще целую серию многосложных переговоров и еще не один раз презентовать уже готовый украинский участок Одесса—Броды. А самое главное, что еще придется делать не однажды, — убеждать потенциальных клиентов в наибольшей экономической эффективности этого нефтемаршрута по сравнению с другими. В этом смысле хорошим подспорьем является уже существующая в Украине разветвленная сеть нефтепроводов ОАО «Укртранснафта».

В настоящее время нефтетранспортная система Украины — это сеть магистральных нефтепроводов общей протяженностью в 4500 км. Мощность системы на входе составляет 114 млн. тонн углеводородного сырья в год, на выходе — 70 млн. тонн. Работу системы обеспечивают 38 нефтеперекачивающих станций и резервуарный парк общей емкостью свыше 1000 тыс. кубометров. За последние годы объем транспортировки нефти по украинским нефтепроводам составил в среднем 64—66 млн. тонн в год, из них транзит — 53—55 млн. тонн в год.

Что же касается пропускной способности первой очереди нефтетранспортной системы Одесса —Броды, то она составляет 14,3 млн. тонн нефти в год. Предусмотрено дальнейшее развитие мощности этой системы до 40 млн. тонн в год.

Евро-Азиатский нефтетранспортный коридор будет использоваться для удовлетворения как внутренних потребностей Украины в углеводородах, так и спроса на нефть и транспортные услуги соседних стран Центральной и Восточной Европы.

Сегодня мощности нефтетранспортной системы Украины используются менее чем на 40%. Резервы не задействованы из-за неполной загрузки перерабатывающих мощноcтей украинских НПЗ, а также из-за введения в эксплуатацию обходной нитки Суходольная—Родионовская, что привело к снижению объемов транзита нефти почти в два раза. И только в июле 2002-го была достигнута договоренность с российской «Транснефтью» о загрузке украинского участка нефтепровода Лисичанск-Тихорецк.

Так что одной из основных задач «Укртранснафты» является сохранение потенциала нефтетранспортной системы Украины и обеспечение ее дальнейшего развития. По мнению председателя правления ОАО «Укртранснафта» и специального уполномоченного по вопросам ЕАНТК Александра Тодийчука, объединение нефтетранспортных систем Украины позволило компании проводить единую техническую и тарифную политику, активизировать процесс peaлизации проекта ЕАНТК, предназначенного для транспортировки каспийской нефти в Украину и страны Европы, способствовать созданию условий привлечения инвестиций для дальнейшего развития всей системы.

В прошлом же году Украина в лице «Укртранснафты» присоединилась к международному нефтетранспортному проекту, объединившему две уже существующие ситемы — «Дружба» и «Адрия». Как отметил глава НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Бойко, подписание нефтетранспортными компаниями шести стран соглашения об интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия» на первом этапе должно обеспечить дополнительный транзит углеводородов через территорию Украины объемом 5 млн. тонн нефти в год. В дальнейшем предусматривается поэтапное увеличение транзита через Украину в направлении глубоководного хорватского порта Омишаль (Хорватия) до 10—15 млн. тонн нефти в год.

Для дальнейшего развития ЕАНТК ОАО «Укртранснафта» налаживает сотрудничество с правительственными, деловыми и финансовыми кругами Польши, поскольку в перспективе — продолжение нефтепровода Одесса—Броды до Плоцка и Гданьска. Ускорение реализации проекта ЕАНТК будет способствовать повышению энергетической безопасности Украины и стран Центральной и Восточной Европы, а также будет благоприятствовать интеграции нефтетранспортной системы Украины в общеевропейскую нефтепроводную сеть.

С этим в принципе согласился и вице-министр Министерства иностранных дел Польши Анжий Залуцки, с которым в конце декабря вела переговоры делегация «Укртранснафты» при участии посла Украины в Польше Александра Никоненко. Хотя говорить о конкретном сотрудничестве в проекте создания украинско-польского маршрута на правительственном уровне, наверное, пока рановато. Определенно об этом можно будет говорить после встречи глав правительств Украины и Польши, запланированной на февраль в Брюсселе. Тем не менее непосредственное знакомство премьер-министров Януковича и Миллера уже состоялось 8 января 2003 года в Варшаве.

Разумеется, Украина возлагает большие надежды на то, что и Польша, и Евросоюз поддержат проект создания ЕАНТК и в политическом, и в финансовом смысле. Со своей же стороны ею и непосредственно НАК «Нефтегаз Украины» и «Укртранснафтой» уже немало сделано для привлечения пристального внимания возможных партнеров к этому международному проекту.

Очевидно, что ни главу «Укртранснафти», ни новых консультантов компании не смущают скептические прогнозы на сей счет. Уже потому, что проект ЕАНТК и его украинский участок сам по себе столь масштабны и затрагивают интересы слишком многих компаний, государств и личностей, что наивно было бы надеяться, будто нефть в трубе появится в одночасье, как только трубопровод и сопутствующая нефтеинфраструктура будут построены. Чтобы владельцы нефти и ее покупатели заинтересовались этим проектом, предстоит провести еще целую серию многосложных переговоров и еще не один раз презентовать уже готовый украинский участок Одесса—Броды. А самое главное, что еще придется делать не однажды, — убеждать потенциальных клиентов в наибольшей экономической эффективности этого нефтемаршрута по сравнению с другими. В этом смысле хорошим подспорьем является уже существующая в Украине разветвленная сеть нефтепроводов ОАО «Укртранснафта».

В настоящее время нефтетранспортная система Украины — это сеть магистральных нефтепроводов общей протяженностью в 4500 км. Мощность системы на входе составляет 114 млн. тонн углеводородного сырья в год, на выходе — 70 млн. тонн. Работу системы обеспечивают 38 нефтеперекачивающих станций и резервуарный парк общей емкостью свыше 1000 тыс. кубометров. За последние годы объем транспортировки нефти по украинским нефтепроводам составил в среднем 64—66 млн. тонн в год, из них транзит — 53—55 млн. тонн в год.

Что же касается пропускной способности первой очереди нефтетранспортной системы Одесса —Броды, то она составляет 14,3 млн. тонн нефти в год. Предусмотрено дальнейшее развитие мощности этой системы до 45 млн. тонн в год.

Евро-Азиатский нефтетранспортный коридор будет использоваться для удовлетворения как внутренних потребностей Украины в углеводородах, так и спроса на нефть и транспортные услуги соседних стран Центральной и Восточной Европы.

Сегодня мощности нефтетранспортной системы Украины используются менее чем на 40%. Резервы не задействованы из-за неполной загрузки перерабатывающих мощноcтей украинских НПЗ, а также из-за введения в эксплуатацию обходной нитки Суходольная—Родионовская, что привело к снижению объемов транзита нефти почти в два раза.

Так что одной из основных задач «Укртранснафти» является сохранение потенциала нефтетранспортной системы Украины и обеспечение ее дальнейшего развития. По мнению председателя правления ОАО «Укртранснафта» и специального уполномоченного по вопросам ЕАНТК Александра Тодийчука, объединение нефтетранспортных систем Украины позволило компании проводить единую техническую и тарифную политику, активизировать процесс peaлизации проекта ЕАНТК, предназначенного для транспортировки каспийской нефти в Украину и страны Европы, способствовать созданию условий привлечения инвестиций для дальнейшего развития всей системы.

В прошлом же году Украина в лице «Укртранснафти» присоединилась к международному нефтетранспортному проекту, объединившему две уже существующие ситемы — «Дружба» и «Адрия». Как отметил глава НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Бойко, подписание нефтетранспортными компаниями шести стран соглашения об интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия» на первом этапе должно обеспечить дополнительный транзит углеводородов через территорию Украины объемом 5 млн. тонн нефти в год. В дальнейшем предусматривается поэтапное увеличение транзита через Украину в направлении глубоководного хорватского порта Омишаль до 10—15 млн. тонн нефти в год.

Для дальнейшего развития ЕАНТК ОАО «Укртранснафта» налаживает сотрудничество с правительственными, деловыми и финансовыми кругами Польши, поскольку в перспективе — продолжение нефтепровода Одесса—Броды до Плоцка и Гданьска. Ускорение реализации проекта ЕАНТК будет способствовать повышению энергетической безопасности Украины и стран Центральной и Восточной Европы, а также будет благоприятствовать интеграции нефтетранспортной системы Украины в общеевропейскую нефтепроводную сеть.

С этим в принципе согласился и вице-министр Министерства иностранных дел Польши Анжий Залусский, с которым в конце декабря вела переговоры делегация «Укртранснафты» при участии посла Украины в Польше Александра Никоненко. Хотя говорить о конкретном сотрудничестве в проекте создания украинско-польского маршрута на правительственном уровне, наверное, пока рановато. Определенно об этом можно будет говорить после встречи глав правительств Украины и Польши с вице-президентом Еврокомиссии, проведение которой запланировано в Брюсселе. Тем не менее непосредственное знакомство премьер-министров Януковича и Миллера уже состоялось 8 января 2003 года в Варшаве.

Разумеется, Украина возлагает большие надежды на то, что и Польша, и Евросоюз поддержат проект создания ЕАНТК и в политическом, и в финансовом смысле. Со своей же стороны ею и непосредственно компанией «Укртранснафта» уже немало сделано для привлечения пристального внимания возможных партнеров к этому международному проекту.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно