С больного акциза на здоровый. В борьбе с табакокурением парламентарии решили не считаться ни с требованиями законов, ни с европейским опытом, ни со здравым смыслом - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

С больного акциза на здоровый. В борьбе с табакокурением парламентарии решили не считаться ни с требованиями законов, ни с европейским опытом, ни со здравым смыслом

18 апреля, 2008, 14:08 Распечатать

В письме на имя министра финансов Виктора Пинзеника советник президента Украины Николай Полищук ...

В письме на имя министра финансов Виктора Пинзеника советник президента Украины Николай Полищук констатирует, что одним из основных факторов высокой заболеваемости и преждевременной смертности в Украине является табакокурение. В свою очередь, одна из основных причин распространения курения, по мнению советника, — дешевизна украинских сигарет. Соответственно, Полищук совместно с Бюро Всемирной организации здравоохранения в Украине предложил Минфину поднять ставки акцизного сбора. В 16-страничном документе «Предложения относительно налогообложения табачных изделий в Украине в 2008—2010 гг.» (опубликован на сайте ВОЗ) описан механизм долгосрочного поэтапного увеличения ставок с пользой для общества и без вреда для экономики.

Однако народные депутаты В.Сушкевич (БЮТ), В.Арьев («НУ—НС») и В.Герасимчук (Блок Литвина) решили пойти «своим путем», и одним махом не только резко повысить ставки акциза, но и изменить базовые принципы акцизной системы (законопроект №2272 о внесении изменений в госбюджет-2008). Авторы этого документа считают, что таким способом они приблизят Украину к европейскому уровню защиты населения от распространения табакокурения и увеличат доходную часть бюджета на 2,5 млрд. грн. Позволим себе с ними не согласиться.

Станем жертвой российского перепроизводства?

Обосновывая резкое повышение акцизов на табак европейской практикой высокого налогообложения (казалось бы, правильное и назревшее решение в условиях ухудшения демографической ситуации), депутаты «проморгали» тот факт, что в Европе высокая доля акцизов в стоимости табачной продукции стимулирует развитие нелегальной торговли. При этом даже эффективная правоохранительная система Евросоюза никак не может справиться с ситуацией.

Что же получит Украина, если резко поднимет ставки акциза на табачную продукцию? Налоговое давление (и соответственно, цены) на сигареты в Украине будет в 3 раза выше, чем в России, и в 9 раз, чем в Молдове. Не исключено, что вскоре и на украинско-российской и украинско-молдавской границе (как это было раньше) мы обнаружим предприимчивых челноков, которые будут массово пересекать границу с нелегальными табачными изделиями. Слишком велик соблазн заработать на значительной ценовой разнице.

В роли контрабандистов выступят как граждане депрессивных районов Сумской, Черниговской, Луганской, Одесской областей Украины, так и Белгородской, Брянской или Ростовской областей России, где уровень жизни в два-три раза ниже, чем в среднем по Украине и России. Через эти контрабандные каналы в Украину может хлынуть добрая половина из 100 млрд. сигарет — излишка, ежегодно производимого в России. Еще до 5 млрд. штук можем получить «в подарок» из Приднестровья. Часть этих объемов останется в Украине, часть пойдет уже налаженным транзитным путем в Европу.

Кстати, в России проблемы нелегальной сигаретной продукции и ввозной контрабанды практически нет (менее 1% рынка). А все потому, что акцизы на сигареты в РФ хоть и растут (за 2008 г. налоговое давление увеличилось в среднем на 20%), однако темп их роста плавный и предсказуемый. В частности, россияне перешли на трехлетнее бюджетное планирование уровня табачного акциза. Так, в 2009 г. ставка вырастет до 145 рублей за тысячу штук (или до 2,90 руб. за пачку) плюс 6% максимальной розничной цены (МРЦ). А в 2010 г. — до 175 рублей за тысячу штук (или до 3,50 руб. за пачку) плюс 6,5% от МРЦ.

Плавный и предсказуемый рост акцизов положительно сказывается и на доходах российского бюджета. В федеральный бюджет-2007 от табачного акциза поступило 49,3 млрд. рублей (на 39,1% больше, чем в 2006-м). Трехлетнее планирование позволяет и государству, и рынку определить среднесрочные ориентиры в налоговой сфере, что ведет к повышению стабильности бизнес-климата РФ. Такой подход вполне подошел бы Украине в налоговой политике в общем и акцизной в частности.

Акцизный ликбез для депутатов

Устанавливая размеры акцизного сбора на табачные изделия, законодателям нужно помнить о двух его основных функциях и искать между ними разумный баланс.

Аверс. Акцизный сбор играет роль экономического регулятора потребления сигарет (прежде всего среди подростков). По мнению ряда экспертов, для реализации этой функции более эффективным может быть предупреждение установления низких цен на табачные изделия. Последнее не только сделает сигареты менее доступными для начинающих курильщиков, но и не позволит им перейти на сигареты подешевле в случае резкого повышения акциза.

Если уж заботиться о сокращении потребления сигарет, то необходимо повышение фиксированной часть акциза, а также наличие и постепенное повышение фиксированного минимального налогового обязательства (акцизного минимума).

Авторы же законопроекта предлагают кардинально противоположное: перейти на процентный акцизный минимум (35% от МРЦ). Этого делать нельзя, поскольку минимальное налоговое обязательство, рассчитанное в процентах, будет зависеть от цены и не будет стимулировать ее повышение.

Не случайно законодательство Евросоюза (Директива Совета 92/79/ЕС и Директива Совета 95/59/ЕС) предусматривает необходимость именно фиксированного минимального налогового обязательства в твердой сумме (в ЕС минимальный акциз составляет 64 евро на 1000 сигарет). Оно предупреждает установление низких цен на табачные изделия и способствует уменьшению потребления табака, особенно молодежью. Почему депутаты проигнорировали этот европейский опыт, непонятно.

Реверс. Акцизный сбор является источником поступлений в бюджет. Однако, вследствие реализации законопроекта №2272, потери от упомянутого роста контрабанды сигарет наверняка будут гораздо значительнее, чем ожидаемые авторами 2,5 млрд. грн. поступлений от акциза.

Закон один для всех

Авторам законопроекта желательно разобраться также с бюджетным законодательством. Документ в предложенном виде не может быть принят, поскольку введение в действие изменений в налогообложение в течение бюджетного года противоречит и ст.27 Бюджетного кодекса, и ст.1 Закона «О системе налогообложения».

В то же время у депутатов есть возможность до августа 2008 года принять и с 1 января 2009-го ввести в действие долгосрочную программу постепенного увеличения акцизов до европейского уровня. Такой подход будет способствовать стабильному росту поступлений в бюджет и создаст долгосрочный отрицательный стимул для курильщиков.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно