РЫНОК ТРУДА: УСЛОВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ ПРИ БЕЗУСЛОВНОЙ БЕЗРАБОТИЦЕ - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

РЫНОК ТРУДА: УСЛОВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ ПРИ БЕЗУСЛОВНОЙ БЕЗРАБОТИЦЕ

7 марта, 2002, 00:00 Распечатать

В начале февраля уровень официально зарегистрированной безработицы в Украине составил 3,75% от всего трудоспособного (около 21 млн.) населения страны...

В начале февраля уровень официально зарегистрированной безработицы в Украине составил 3,75% от всего трудоспособного (около 21 млн.) населения страны. По данным статистики, этот показатель по сравнению с прошлым годом снизился на полпроцента. Что свидетельствует о правильно избранной стратегии борьбы с таким социально-экономическим явлением, как безработица. По крайней мере, так утверждают чиновники, решающие проблему занятости в нашем государстве.

Методология борьбы

На государственном уровне методы этой борьбы варьировались: от атакующих с элементами психологического воздействия (создание дополнительных рабочих мест) до партизанских (спасение утопающих — дело рук самих утопающих). На определенном этапе действий, направленных на ликвидацию безработицы на украинском рынке труда, эксперты засомневались в эффективности традиционного подхода, очевидно, поняв, что бороться с экономической незанятостью, создавая дополнительные рабочие вакансии, в период кризиса утопично и деструктивно. Безработицу отпустили на вольные хлеба.

Одно время акценты в отечественной политике занятости были переставлены на, так сказать, личную ответственность безработного за свою дальнейшую трудовую судьбу. При этом декларировалась всесторонняя моральная поддержка государства, которое обещало создать все условия для самореализации на трудовом фронте.

В последние годы украинская политика занятости вернулась на круги своя. В чем причина такого реверса? Социальщики утверждают, что в стабилизации экономики, о которой рапортует правительство и которая ведет к стабилизации процессов на рынке труда, к появлению дополнительной востребованности рабочей силы.

— Проблема безработицы носит комплексный характер, — утверждает директор Государственного центра занятости Наталья Иванова. — В первую очередь ориентируемся на сохранение действующих рабочих мест и создание новых для большей сбалансированности между спросом и предложением на рынке труда. А также поддерживаем неконкурентоспособные слои населения — путем профориентации и агитации…

Наталья Иванова отмечает и психологические аспекты безработицы, которые связаны в первую очередь с проблемами личности человека. Так, многие из тех, кто уже не один год не работает, психологически не настроены на трудовую деятельность. А у дебютантов, не занятых трудовой деятельностью, отсутствует сама мотивация к труду. Молодежь не желает работать за копейки. Так что государственным центрам занятости приходится не только устраивать своих клиентов на работу, но и уговаривать их сделать это.

Безработица в процентах и гривнях

По данным статистики, в январе в центрах госслужбы занятости состояло 1184,5 тыс. незанятых сограждан. При этом потребность предприятий в работниках в это время исчислялась 104,9 тыс. человек. Т.е. на одну вакансию претендовало десять потенциальных работников, что, впрочем, меньше, чем в аналогичный период минувшего года, — тогда претендентов было 17. Уже с начала этого года с помощью центров занятости было трудоустроено или направлено на переобучение за государственный счет 108,2 тыс. клиентов.

И все же рейтинг популярности центров среди незанятого населения остается невысоким. Большинство сограждан в поисках работы рассчитывают на собственные силы и связи. Но при этом стопроцентному безработному не стоит пренебрегать услугами отлаженной системы. Ведь став на учет в центре занятости, гражданин получит маленькое, но все же пособие по безработице, надежду найти работу по специальности, переквалифицироваться за государственный счет или получить беспроцентный кредит для начала своего бизнеса. В 2000 году общая сумма, выделенная на кредитование малого бизнеса из средств Фонда занятости, составила 446 тыс. грн. В прошлом, в связи с возросшим спросом на стартовый капитал среди безработных бизнесменов, на ссуды выделили 3 млн. грн.

По данным министра труда и социальной политики Украины Ивана Саханя, уровень безработицы за полгода сократился с 4,23 до 3,75%. По расчетам Международной организации труда, вместе со «скрытой» уровень экономической безработицы составляет 11%. Примерно такой же процент незанятых зафиксирован в некоторых странах Европы: в Бельгии, Франции, Германии. Так что никакого криминала в этой цифре нет. Рыночная экономика требует жертв. И они у нас есть. Другой вопрос, как облегчает государство их безработные страдания? Размер пособий по вынужденному «тунеядству» в Украине явно не европейский.

Лидер Федерации профсоюзов Александр Стоян обеспокоен семейным бюджетом отечественных безработных, который пополняется за счет государственной помощи. Во время проведения дня правительства в парламенте, где слушался вопрос занятости, Александр Николаевич вопрошал у представителей Кабмина, как можно прожить на 75 грн. (средний размер выплат в месяц). И, как всегда, ратовал дотянуть минимальное пособие по безработице до прожиточного минимума.

Подобные предложения со стороны профсоюзов традиционны: они ратуют за увеличение любой социальной нормы. Однако утопичны без реального реформирования системы оплаты труда. Любые же предложения по реформированию последней наталкиваются на бюджетные проблемы — то бюджетный год, говорят, уже начался, подождите до следующего, то доходов на подтягивание даже минимальной зарплаты в Отечестве не хватает...

Сегодня практическое решение проблем рынка труда на государственном уровне осуществляется за счет денег Фонда занятости. Реальная потребность на финансовое обслуживание отечественной безработицы в минувшем году составила 1 млрд. 391 млн. грн. Тогда как в госбюджете-01 (кстати, впервые за десять лет существования службы занятости) отдельной строкой было предусмотрено всего 40 млн. грн.

Либо стулья, либо деньги…

И все же большинство сограждан, волею судеб оказавшихся вне заводского цеха или офиса, предпочитают не ждать милостей от государственной системы, а трудоустраиваться самостоятельно. Свое хорошо оплачиваемое трудовое будущее многие видят за границей. Западная Украина, можно сказать, работает в Европе, Луганщина, Донетчина — в России.

По данным председателя парламентского комитета по вопросам социальной политики и труда Валентины Гошовской, сегодня более 150 тыс. украинских граждан трудятся в Италии, свыше 100 тыс. — в Чехии и Словакии, 25 тыс. — в Португалии. Таким образом люди решают свои материальные проблемы, уже не надеясь на конституционное право на труд.

Анализируя ситуацию на рынке труда, можно прийти к печальному выводу — получить одновременно и материальное вознаграждение за труд, и социальные гарантии невозможно. Либо стулья, либо деньги…

И данную аксиому подтверждает наше законодательство.

Верховная Рада приняла закон Украины «О государственном социальном страховании на случай безработицы». Закон дает определение и гарантию социальной защиты частичной безработицы. Это, бесспорно, позитивный шаг, если учесть, что, по данным статистики Минтруда Украины, в 2001 году 787 тыс. работников находились в вынужденных отпусках и 1,4 млн. были заняты неполный рабочий день. Ведь признание неполной занятости также подразумевает определенные доплаты.

Но есть одна оговорка. Возможность реализации данных пунктов парламент определяет ежегодно вместе с утверждением закона о государственном бюджете. А если в бюджете много дырок, то пункты остаются без финансирования.

Правда, Наталья Иванова констатирует сокращение количества частично занятых работников. По ее словам, это объясняется тем, что парламент принял ряд постановлений и законов, запрещающих отправлять работника в неоплачиваемый отпуск.

Трудно ловить черную кошку в черной комнате,
а рыбу — в шахте

Какими бы ни были успехи государственных борцов с безработицей, она не выдает своей военной тайны. Особенности национального производства «лишних» людей на рынке труда — а именно так можно интерпретировать эту самую очевидную «тайну» — заключаются в диспропорции спроса и предложения, несовершенстве оплаты труда (работа есть, зарплата не та). А посему что касается украинской безработицы, примеров не занимать. На уровне Министерства социальной политики и труда разработаны отраслевые программы занятости. Так, например, шахтерам нерентабельных угольных предприятий предлагается… ловить рыбу. Но, с точки зрения государственного рационализма в кадровом вопросе, такая переквалификация ущербна как для квалифицированного рабочего, так и для народного хозяйства.

Председатель комитета ВР по вопросам социальной политики и труда констатирует, что среди сельских жителей на 1/3 больше безработных, чем среди городских. Но при этом сельский безработный, имеющий в своем распоряжении землю, таковым может считаться относительно. Правда, и земельные паи без кредитов, по мнению народного депутата Гошовской, — ноль.

Дабы как-то упорядочить ситуацию на рынке труда, правительство разработало Государственную программу занятости населения на 2002—2004 годы. В этом документе Кабмин сказал все, что он думает по поводу безработицы и методов борьбы с ней. Однако большинство депутатов считают, что исполнительная власть не может влиять на проблему занятости, точнее, на ее решение. Возникает вопрос: а кто может?

Изучив точки зрения сторон, коих касается проблема, а именно — правительства, парламента и народа, получаешь зоосюжет, описанный Крыловым. Да и вывод, который следует из нашей басни, — стопроцентный плагиат. А воз и ныне там.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно