РЫНОК ОБУВИ: ДОГОНИМ

27 августа, 1999, 00:00 Распечатать

И ПЕРЕГОНИМ… ТАЙВАНЬ В советские времена успехом пользовалась шутка «Мы выпускает столько обуви, что смогли бы обуть весь мир...

И ПЕРЕГОНИМ… ТАЙВАНЬ

В советские времена успехом пользовалась шутка «Мы выпускает столько обуви, что смогли бы обуть весь мир. Если бы он захотел носить «это». Действительно, до 1991 года почти 60 предприятий Украины изготовляли более 180 млн. пар обуви, но с каждым годом рынок сбыта для них становился все уже и уже. В 1998-м, к примеру, было произведено и реализовано на внутреннем рынке всего около 20 млн. пар, но это с учетом и новых, частных производителей. Таким образом, можно открыто говорить о том, что некомпетентностью в решениях основных экономических задач была зарезана курица, несущая золотые яйца. Ведь, как известно, основные суммы отчислений в бюджет во все времена давали и дают производства товаров народного потребления.

Каждому украинцу - полторы пары?

Считается, что сейчас население Украины покупает около 70 млн. пар обуви в год. Да, затянувшийся экономический кризис серьезно повлиял на покупательскую способность. Но туфли-то не перелицуешь, как вышедшее из моды платье, и босиком по асфальту не пойдешь. Поэтому обувь вопреки всему покупают. И рынок этот колоссальный. Объем его специалисты оценивают почти в 1 млрд. долларов в год.

Так вот лишь третья часть этого рынка принадлежит отечественному производителю - при существующих-то мощностях! А большая его, рынка, часть отдана производителям самых разных стран. Какими путями ввозятся колоссальные партии товара, одному Богу известно. Специалистам же известно, что налоги государству от импортной обуви поступают минимальные. По данным, которыми с нами поделились в Минпромполитики, в прошлом году Государственной таможенной службой Украины был зафиксирован ввоз импортной обуви с верхом из натуральной кожи всего на сумму ,3 млн., с верхом из синтетической кожи - ,2 млн., текстильной - ,5 млн., другой различной - ,4 млн. Все это в количественном выражении составляет не более 2 млн. пар. Остальной ввоз, а это почти 90%, по данным Минпромполитики, таможенной службой Украины не зафиксирован. Например, по данным этой службы, в прошлом году из Польши было ввезено всех видов обуви на 94 тысячи долларов. В то же время польская статистика свидетельствует о ежегодном ввозе обуви в Украину на 30-50 млн. долларов.

После резкого роста курса доллара минувшей осенью импортная обувь, облагаемая довольно высокой ввозной пошлиной (ставка - 30% от таможенной стоимости), фактически перестала быть конкурентоспособной на украинском рынке. Формируя весенне-летние коллекции, легальные импортеры ограничивали себя не только в цене, но и в количестве закупок. По их оценкам, количество легально ввозимой обуви, в основном европейского происхождения, сократилось в 2,5-3 раза. По логике, потребители должны были бы предпочесть товар местных производителей - у них-то цены более приемлемые. Но не тут-то было - рынок завалили дешевым товаром неизвестного происхождения.

Вперед,

за собственный рынок!

А отечественным производителям не продохнуть от налогов: практически все заработанные деньги уходят в бюджет, всевозможные платежи. И почти ничего - на развитие! Как при таком раскладе угнаться за турецкими или тайваньскими фабриками, которые щедро финансируются украинскими потребителями уже почти десяток лет? Похоже, отечественным обувщикам надоело отдуваться за всех. Не рассчитывая на поддержку родного правительства, большинство из них объединилось в Лигу производителей обуви и других кожизделий.

Ее представители начали с того, что на всех уровнях законодательной и исполнительной власти потребовали устранить искусственно созданные за последние годы для них препятствия, которые тяжким бременем ложатся на себестоимость продукции, делая ее неконкурентоспособной. Прежде всего - остановить мощный контрабандный поток импортных товаров, достигший немыслимых размеров; оптимизировать налоговую систему, которая давит не столько самими размерами налогов, сколько архисложной схемой их взимания, что непосредственно ведет к всевозможным штрафам, пеням и т.д., а также устранить уникальные украинские барьеры в виде стандартов 15-летней давности на обувь и «обязаловок» типа сертификаций, штрихкодирования и прочих.

В какое-то время могло показаться, что голос национальных производителей не остался не услышанным. В марте нынешнего года на совещании у Президента правительственные чины обнародовали планы по поддержке украинской легкой промышленности, в которых в основном декларируются меры по защите внутреннего рынка от иностранных товаров, поступающих в Украину преимущественно контрабандным путем.

Однако, как считают сами производители, эти мероприятия скорее напоминают косметический ремонт разваливающегося дома, нежели коренную его перестройку. О «косметичности» принятых на совещании решений свидетельствуют высказывания типа «изучить возможности...», «развернуть работу...», причем даже по вопросам, которые не требуют бюджетных или иных затрат. Председатель Лиги производителей обуви, начальник управления Минпромполитики Украины Александр Бородыня подчеркивает, что практически без ответа остались вопросы пополнения оборотных средств предприятий, обеспечения доступности кредитов под цивилизованный процент и ослабления налогового пресса, что в целом бы оказывало содействие активизации и легального бизнеса в Украине.

Кормильцы-давальцы

В то же время довольно высокий потенциал наших ведущих предприятий, оснащенных в конце 80-х лучшим европейским оборудованием, привлекает многих зарубежных производителей, которые начали размещать здесь свои заказы. Причем тенденция эта имеет устойчивый рост. В 1997 году на давальческих условиях было выработано почти 3,5 млн. пар обуви, в 1998-м - до 4 млн., в нынешнем ожидается до 5-6 млн. пар. На экспорт по давальческой схеме активно работают такие фабрики, как полтавский «Крокуль» - в прошлом году выработал почти 1,4 млн. пар, житомирский «Крок», луганская «Лугань», львовский «Прогресс» - по 400-500 тысяч пар. Кроме того, мощности многих предприятий используются также для пошива заготовок для верха обуви. В то же время чистый экспорт обуви, в основном в Россию и другие страны СНГ, в прошлом году составил около 2,3 млн. пар. Зафиксированы также небольшие объемы продаж обуви киевскими и харьковскими фирмами в европейские страны.

- В Украине также усиливается интерес к отечественным изделиям, - говорит Александр Бородыня. - Многие отечественные предприятия, работая с иностранными партнерами, освоили современные технологии, что на порядок повысило качество их товара. Это подтвердила и очередная киевская ярмарка товаров легкой промышленности, на которой была представлена продукция почти 30 обувных предприятий. Впервые ее посетило почти 10 тысяч покупателей, но - всего 70 торговых представителей. Это говорит о том, что в системе производитель-торговля-потребитель выпадает среднее звено - торговля, которая, как и раньше, еще не доверяет украинским товарам, предпочитая импортные.

Фактически в отечественной торговле сложилась порочная практика брать товар у производителей под реализацию и не расплачиваться с ними вовремя, когда товар продан. Тогда как опыт зарубежных стран недвусмысленно показывает, что именно оптово-розничная торговля аккумулирует в себе как кредитные, так и полученные от продаж денежные средства, и сама в некоторой степени финансирует производителя.

- Обувь, которую мы шьем для зарубежных фирм, продается во многих развитых странах по ценам на порядок выше наших, - рассказывает генеральный директор житомирского ОАО «Крок» Лина Кононец. - Некоторые партии поступают и на украинский рынок и продаются по таким же высоким ценам. Шить обувь такого класса в больших количествах для отечественного потребителя у нас нет возможности, потому что все материалы и комплектующие нужно закупать за рубежом, для чего просто нет оборотных средств. Но вот еще что интересно. В Украине все еще не престижно покупать обувь в фирменных магазинах отечественных производителей. Хотя предприятие «Крок» продает обувь, пошитую по образцам моделей западных фирм, которые будут модны только в следующем сезоне. В прошлом году на внутреннем рынке было продано около 150 тыс. таких пар, в этом году ожидается до 200 тыс. Цена моделей туфель летнего ассортимента- от 36 до 70 гривен.

Внимание:

солдатские сапоги

В отличие от обувных фабрик, которые шьют модельную обувь, роменскому производственно-торговому объединению «Талан» (специализируется на рабочей обуви и обуви для силовых структур) удалось избежать давальческой схемы работы с иностранными партнерами и, сохранив таким образом «суверенитет», получать прибыль, а не зарплату за произведенный товар. Поэтому за время после приватизации предприятия (в 1994 году) здесь уже дважды обновили производственные фонды.

- Главное - закупили современное оборудование ведущей английской фирмы для клее-прошивного крепления подошв вместо гвоздевого, что очень важно для обуви специального назначения, - говорит заместитель генерального директора Николай Коваль. - Вырабатывая продукцию по новой технологии, нам удалось значительно расширить рынки сбыта как в СНГ, так и в других странах. Мы также создали дочернюю торгово-коммерческую фирму «Талан-торг», которая непосредственно заинтересована как в сбыте продукции, так и в обеспечении производства необходимыми материалами и комплектующими.

Еще один лидер отрасли - производственно-торговое объединение «Киев» - активно работает на двух рынках - обуви специального назначения и текстильной. До 1997 года большая часть продукции предназначалась для силовых структур. Но выполнив в 1996 году один из крупных заказов по пошиву обуви для армии почти на 1 млн. гривен, предприятие не получило вовремя денег от Минобороны и понесло колоссальные убытки.

- Фактически мы полностью лишились оборотных средств, не смогли закупить материалов и комплектующих в полном объеме для новых партий товара. Теперь к таким заказам относимся осторожно, - говорит генеральный директор объединения Павел Тарасюк.

В целом подобная ситуация характерна и для других производителей обуви для силовых структур, общая задолженность которых перед обувщиками составляет более 2 млн. гривен.

Обувь - среднему классу!

В последние годы в Украине активно формировались фактически два диаметрально противоположных рынка - дорогой обуви в частных магазинах и дешевой на вещевых рынках. Среди моделей высокого класса, безусловно, преобладают итальянские, что объясняется лидерством Италии в этой области. Лидерами по части поставок дешевой обуви стали китайские и турецкие фирмы. Меньше внимания уделялось недорогой качественной кожаной обуви для среднего потребителя. Что в принципе подтвердили в период кризиса массовые ценовые скидки (до 50%) на недешевую обувь европейских производителей.

Тем не менее уже наметилась тенденция как изменения структуры спроса, так и предложения, что прежде всего связано с увеличением потребителей среднего класса. Перспективность этого сегмента рынка оценила компания Dansi - один из крупных поставщиков обуви из Испании. Развернувшись сначала на необъятном российском рынке (за один только 1997 год ее продажи возросли почти до 0,5 млн. пар обуви в год), компания активно заявила о себе и в Украине.

Спрос на обувь среднего класса отмечает и словацкая компания «Цебо групп З.Д.А.», которая традиционно шьет модельную обувь из натуральной кожи, а зимнюю - на натуральном меху. Обзаведясь почти два года тому назад собственным представительством в Украине в поселке Большой Березный Закарпатской области, она также открыла и цех пошива заготовок для верха обуви из кожи как для украинских потребностей, так и для головной фирмы в Словакии. Чтобы еще больше приблизиться к своему потребителю, то есть существенно снизить себестоимость обуви, в перспективе намечено наладить полное производство в Украине. Хотя цены на летнюю кожаную обувь словацкого производства и сейчас не превышают -30.

Кстати, в Словакии, как и в Чехии, правительствами созданы наиболее благоприятные условия для развития производства обуви. Не существует там и тех «барьеров», которые пытаются побороть украинские обувщики. А в Польше правительство даже компенсирует до 50% затрат на участие обувных фирм в выставках и других мероприятиях по продвижению товара в Украину.

Нам бы такие правительства.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно