РЫНОК ИНТЕРНЕТ-УСЛУГ: ПЕРИОД ПЕРВИЧНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЙДЕН

6 июня, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №21, 6 июня-13 июня

На конец 2002 года 70% компаний из списка Fortune использовали в своей работе Интернет. Объем электронных соглашений, заключаемых посредством Интернет, вырос до 300—500 млрд...

На конец 2002 года 70% компаний из списка Fortune использовали в своей работе Интернет. Объем электронных соглашений, заключаемых посредством Интернет, вырос до 300—500 млрд. долларов. Доля малого бизнеса в электронной коммерции достигла 27%. Теперь обратимся к украинским реалиям. Что сегодня предлагают провайдеры, какова динамика рынка и его перспективы?

Выбор провайдера

Не простая задача, и не только потому, что выбирать приходится в условиях изобилия провайдеров. Сфера интернет-услуг еще далека от совершенства, на пути своего формирования она только-только осилила первый этап — период первичного накопления капитала. Закончились времена, когда провайдером могла объявить себя любая компания, арендующая канал у операторов первого уровня.

Последние имеют собственные каналы передачи информации в мировую сеть. В полной мере к первому уровню можно отнести «Укртелеком», Golden Telecom, Digital Generation и компании, использующие собственные спутниковые каналы.

Причем «Укртелеком» стремится быть основным провайдером услуг на всех уровнях. Монопольное положение позволяет реализовывать эту цель. Однако, по мнению экспертов, нестабильное качество каналов, недостаточно квалифицированная техническая поддержка, стремление доминировать во всех рыночных нишах вызывают недоверие прежде всего со стороны провайдеров первого и второго уровня, а знакомство с тарифной политикой нередко отпугивает рядового потребителя. Тем не менее большинство провайдеров первого уровня в качестве внешних каналов используют арендованные у «Укртелекома» внешние волоконнооптические каналы.

По мнению аналитиков, в тройку крупнейших Интернет-провайдеров Украины входят IPTelecom, LuckyNet, Golden Telecom.

Коммутированные-некоммутированные: кого больше?

Существует два варианта подключения к Интернету: коммутированный и некоммутированный. Коммутированный доступ (dial-up) — через дозвон при помощи телефона к оператору с последующим соединением. Некоммутированный доступ — постоянное соединение с провайдером: по выделенной линии, по телефонной линии (технологии xDSL), по телевизионному кабелю либо по радиоканалу с приемом-передачей через антенны.

Dial-up имеет кажущееся преимущество в цене. Но на самом деле пригоден он лишь для частных пользователей. Чем больше появляется потребности в использовании Интернета, тем чаще в этом случае будет заниматься телефонная линия, за которую нужно платить отдельно.

Тем не менее, по словам Валентина Прокопченко, руководителя сектора развития услуг компании Golden Telecom, пока подавляющее число пользователей все же прибегают к коммутируемому доступу. Доля использующих некоммутируемый доступ — всего 10%, правда, их количество стабильно растет.

Директор департамента прямых продаж компании IPTelecom Сергей Кукса считает, что количество клиентов по выделенным каналам сегодня увеличивается более динамично, чем по коммутируемым. По его данным, в Киеве имеется около 3,5 тыс. выделенных линий, а объем рынка составляет 5,2—5,7 млн. долл. Все крупные компании стараются перейти на выделенные каналы.

И еще. По данным исследований, проведенных компанией «Воля»:

— 87,6% респондентов считают, что использование Интернета на предприятии оправдано с коммерческой точки зрения;

— 48,9% предприятий подключены к Интернету уже один-три года, 34,6% — более трех лет, 15,4% — менее года;

— 62,2% предприятий в настоящее время работают в Интернете по телефонной линии, только 32,4% имеют выделенные линии. В то же время в 54,3% фирм не имеют возможности говорить по телефону, одновременно используя Интернет.

Dial-up дорожает, выделенные каналы дешевеют

Если два года назад подключиться по выделенной линии стоило порядка 1,5 тыс. долл., то сегодня это же, к примеру, в IPTelecom можно сделать за 420 долл. А в LuckyNet вообще предлагают подключение за одну гривню. Правда, реально это осуществляется за 1920 грн., которые ложатся на депозит.

Столь резкое снижение стоимости подключения объясняется удешевлением оборудования, ростом конкуренции между провайдерами. В течение 2002 года стоимость подключения по выделенным линиям упала более чем в два раза. Уменьшается цена на внешние каналы, как спутниковые, так и наземные. Хотя резкое падение цен, случается, приводит операторов на грань банкротства.

По мнению Павла Блоцкого, директора компании Digital Generation, некоторые провайдеры, делая ставку на низкие цены, загоняют себя в ситуацию, когда приходится экономить на оборудовании, на расширении внешних каналов, нанимать низкооплачиваемый и менее компетентный персонал. Все это сказывается на качестве услуги, предоставляемой клиенту, для которого в некоторых случаях плохое качество канала может вылиться в убытки, во много раз превышающие экономию на тарифах.

За оптоволокно и «последнюю милю»!

Что касается технологии построения, выделенные линии мало чем отличаются друг от друга. 99% провайдеров арендуют их у «Укртелекома» и лишь единицы доводят свои линии. Но клиент ощутит разницу, если сравнит линии от разных провайдеров. Основное влияние на качество Интернета имеет как пропускная способность и качество внешнего канала, так и «последняя миля», то есть качество кабеля, проложенного к клиенту, а также технология передачи сигнала в кабеле и использованное оборудование. Немаловажную роль играет и уровень квалификации персонала провайдера.

Golden Telecom строит выделенные линии в основном на базе собственной сети, то есть зона обслуживания абонентов ограничивается теми районами и зданиями, куда приходят коммуникации компании.

IPTelecom ставит только синхронное оборудование: скорость приема равна скорости передачи. Его оборудование также предусматривает различные способы защиты информации.

Компания «Воля» для организации «последней мили» использует сеть кабельного телевидения, в которой данные Интернета передаются наряду с аналоговыми и цифровыми телевизионными сигналами.

Эти провайдеры используют в основном волоконнооптические внешние каналы, которые обеспечивают более надежную связь по сравнению со спутниковыми каналами. Связь со спутником имеет некоторую временную задержку по сравнению с наземным соединением. Впрочем, эта разница исчисляется в сотнях миллисекунд, что при использовании наиболее распространенных сервисов Интернета практически не заметно «на глаз».

Тарифная политика

Почти все украинские провайдеры имеют схожие подходы в тарифной политике, хотя разобраться в них с налету не так-то просто. В одних пакетах предусмотрена абонентная плата за определенную скорость (до 64 кбит/с, до 128, 256 кбит/с и выше) с базовым количеством трафика (1, 2, 4 Гбайт) и дополнительной оплатой трафика сверх лимита (от 400 грн. в месяц). И «бешеные» тарифы на неограниченное количество трафика на определенных скоростях (тысячи гривен в месяц), что связано с необходимостью платить «Укртелекому» за передачу больших объемов информации через его внешние волоконнооптические каналы.

Часть операторов вообще не «светят» свои цены, заявляя: «все решается в каждом конкретном случае под конкретные решения для конкретного клиента». Так GoldenTelecom прямо не заявляет о своих ценах.

LuckyNet предлагает новые тарифные планы «Украина», которые декларируют скорость «до 8 Мбит в секунду». Это значит, что связь осуществляется на максимально возможной скорости на линии абонент-провайдер. Загвоздка заключается в том, что такую скорость можно развить только на коротких (до 1,5 км) и качественных (до 300 Ом) выделенных каналах, которых не так уж и много. Эта скорость тем более не может гарантироваться дальше, при выходе на внешние каналы, учитывая тот факт, что суммарная пропускная способность выделенных линий клиентов в десятки раз превышает пропускную способность внешнего канала провайдера. В итоге клиент получает ту полосу во внешнем канале, которую ему удается получить, конкурируя с другими клиентами.

Тарифы IPTelecom отличаются своей определенностью и прозрачностью для клиента. При этом независимо от скорости подключения (от стандартной 128 кбит/с до 2 Мбит/с) гарантируется работа именно на выбранной скорости даже при выходе на внешние каналы. Точно так же устойчивое соединение гарантируется и Digital Generation. Суть такой политики заключается в том, что клиенту гарантируется та пропускная способность, которую он заказал, а в случае сбоев системы осуществляется незамедлительная техническая поддержка.

«Кабельный» Интернет

Соединению по выделенной телефонной линии есть альтернативы: радиопередача данных в зоне прямой видимости, xDSL по телефонной линии с возможностью использования телефона для разговоров и, конечно же, связь по телевизионному кабелю. Услуги предоставляют несколько провайдеров. Как правило, они одновременно являются операторами кабельного телевидения. Интернет по каналам сети кабельного телевидения позволяет избежать зависимости от стоимости услуг операторов телефонной связи, что позволяет устанавливать тарифы на более низком уровне. При этом никто не отбирает возможность параллельного просмотра программ цифрового телевидения.

Катерина Гончарова, начальник отдела маркетинга компании «Воля»:

— Доступ в Интернет по сетям кабельного телевидения приобретает все большую популярность в мире. Связано это в первую очередь с все больше возрастающей потребностью пользователей в высокоскоростных соединениях, которые не может обеспечить dial-up доступ. А выделенные линии — это достаточно дорогое и хлопотное удовольствие для домашних пользователей, так же, как и для малых и средних офисов. Кабельный Интернет в этом случае выступает технологией доступа в Интернет, которая представляет собой самое оптимальное сочетание цены и качества. Поскольку нет необходимости в построении выделенных линий (доступ предоставляется на базе существующей сети кабельного телевидения, которая уже сегодня заходит в каждую квартиру), то стоимость организации такого соединения намного дешевле. Кроме того, технология кабельного Интернета не требует установки ответной части оборудования передачи данных отдельно для каждого пользователя на площадке провайдера, что также удешевляет подключение абонента. Высокая пропускная способность систем, а также возможность для клиентов связываться друг с другом непосредственно, без участия внешних интернет-серверов, позволяет реализовать многопользовательский доступ к корпоративным базам данных, совместную работу нескольких пользователей над одним документом.

С этой целью в ближайшем будущем наша компания планирует запустить услугу VPN — создание защищенной выделенной связи между офисами, находящимися в зоне охвата кабельной сети.

***

Прогнозы специалистов сводятся к тому, что провайдеры кабельного телевидения захватят значительную часть рынка домашних пользователей, а также малого и среднего бизнеса. Однако вследствие ограниченности общей пропускной полосы канала и отсутствия возможности получить индивидуальный канал с гарантированно высокой пропускной способностью, для крупных корпоративных клиентов более привлекательным решением является xDSL, а в дальнейшем — оптоволоконные коммуникации.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно