РИТУАЛЬНЫЕ ПЛЯСКИ ВОКРУГ «ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО» РУБИЛЬНИКА

9 апреля, 1999, 00:00 Распечатать

Не прошло и полгода со времени, когда на пресс-конференции в Луганской облгосадминистрации были п...

Не прошло и полгода со времени, когда на пресс-конференции в Луганской облгосадминистрации были представлены руководители компании «Луганскоблэнерго» и фирмы «Верона +», как мнение руководства области по поводу ситуации, сложившейся на энергорынке вверенной им территории, изменилось на 180 градусов. Причину этого и местные власти, и владельцы облэнерго объясняют по-своему. И, как мне кажется, их аргументы и контраргументы достаточно показательны.

Основная деятельность компании «Луганскоблэнерго» - транспортировка, распределение, продажа электрической и тепловой энергии, ремонтно-наладочные работы для электрооборудования. Компания - монополист в распределении электроэнергии в Луганской области, контролирует линии электропередачи в регионе. Обслуживает третью по величине промышленную область Украины с населением около 3 млн. человек.

Госпредприятие «Луганскоблэнерго» было создано в апреле 1995 года на базе подразделений ПЭО «Донбассэнерго», расположенных в Луганской области. 1 августа того же года на его базе создана государственная акционерная энергоснабжающая компания «Луганскоблэнерго». Продажа акций компании началась 19 ноября 1997 года согласно плану размещения акций, утвержденного Фондом госимущества 4 ноября 1997 года. Разместить акции предполагалось таким образом:

26% уставного фонда оставить в госсобственности;

25,86% - работникам компании;

4% - продать на сертификатном аукционе;

9,14% - выставить на продажу через биржу;

35% - продать на коммерческом конкурсе.

В реестре именных ценных бумаг ГАЭК «Луганскоблэнерго» зарегистрировано 2196 физических лиц, которые в совокупности владеют 3,87% акций компании; 20 юрлиц, владеющих 24,43%; на сертификатный аукцион предназначено 4%; госдоля составляет 67,7%.

Из госдоли 35% акций было продано на коммерческом конкурсе компании «Вероне +» за 25 263 млн. грн., в результате чего госдоля уменьшилась до 32,7%. Согласно условиям конкурса, победитель обязался погасить просроченную кредиторскую задолженность в 6,5 млн. грн. и пополнить оборотные средства предприятия на 6 млн. грн. в течение двух месяцев и, кроме того, инвестировать в производство 36 млн. грн. в течение пяти лет.

Уставный фонд «Луганскоблэнерго» - 52 030 730 грн.; количество акций - 5 203 073 номиналом 10 грн. каждая.

Общая протяженность линий электропередачи, контролируемых компанией, - 48 727 км; мощность транформаторов, MVA - 8 969; установленная мощность, MW - 285; площадь передачи - 26,7 тыс. квадратных км.

В компании занято 7 652 сотрудника.

Потребителями электроэнергии, доставляемой и продаваемой «Луганскоблэнерго», являются: промышленные предприятия, потребляющие большую часть электроэнергии в регионе (72,6%); население (10,7%); аграрный сектор(6,8%); транспорт (3,9%); коммунальные службы (3,7%); на долю всех других потребителей приходится 2,24% потребляемой электроэнергии.

Аргументы

В конце cентября зампредседателя облгосадминистрации Валентин Дзонь заявлял, что все, что было сделано, - сделано с пользой для регулирования энергорынка Луганской области. В конце марта он же оповестил общественность, что последствия приватизации «Луганскоблэнерго» носят скорее негативный характер. Негатив, на его взгляд, заключается в том, что изменилась концепция взаимоотношений потребителей энергоресурсов с поставщиками, которые больше ориентированы на «живые» проплаты. В результате товарный и вексельный потенциал области, в частности в расчетах за энергоносители, оказываются неиспользованными. Все это привело к тому, что долг за потребленную электроэнергию в первом квартале текущего года вырос почти на 100 млн. грн.

Позиция же облгосадминистрации заключается в том, что операторы рынка электроэнергии и газа должны исходить из реалий платежеспособности Луганской области. Поэтому соответствующие структуры должны использовать весь арсенал механизмов и методов, чтобы учесть возможности плательщиков не в части банковских платежей, а в части обеспечения ликвидной продукцией или схемами, которые разрешены законодательством для погашения задолженности перед бюджетом.

Что касается приватизации «Луганскоблэнерго», то заместитель губернатора прямо сказал, что он считает ее стратегически ошибочной для государства. «Руководство области понимает, что собственники, пришедшие к управлению «Луганскоблэнерго», больше сориентированы не на поддержание технического состояния сетей и инвестирования туда ресурсов, а на активную работу по погашению задолженности потребителями. Мы считаем, что проводимая руководством «Луганскоблэнерго» политика ущербна для области. Она подразумевает достаточно эффективный, высокорентабельный бизнес, что и ориентирует руководство облэнерго прежде всего на коммерческую сторону дела. Это вызывает серьезное противостояние между собственниками облэнерго и облгосадминистрацией и мало способствует улучшению платежной дисциплины в целом.

Областные власти настаивают на том, чтобы вопрос по таким энергопоставляющим компаниям был решен четко и ясно - необходима реприватизация и возвращение «рубильника» в собственность государства. В настоящее время в руках трех физических лиц сосредоточена как монополия технического порядка, так и монополия на поставку электроэнергии, что приводит к трудно прогнозируемой ситуации, а в конечном итоге вообще может привести к развалу энергосистемы... Предприятие может оказаться в достаточно сложном положении, а этого руководство области позволить не может. Внесено предложение рассмотреть данный вопрос на комиссии по чрезвычайным ситуациям с тем, чтобы позиция руководства области была зафиксирована и, исходя из этого, строить свои отношения с правительством и руководством «Луганскоблэнерго».

Антимонопольный комитет дал заключение о том, что нарушений антимонопольного законодательства при приватизации «Луганскоблэнерго» не произошло. Мы сомневаемся в этом и вынуждены запросить дополнительную информацию. В том числе дали поручение по всем линиям проверить соблюдение антимонопольного законодательства в части привлечения иностранного капитала при приватизации «Луганскоблэнерго».

Заключительные аккорды выступления были посвящены не экономике, а политике. Тут-то журналисты и узнали, что руководство «Луганскоблэнерго» вроде бы готово приступить к активным действиям и «выкупить кресло председателя облгосадминистрации» для более покладистого губернатора. Но, как заверили присутствовавших:

«Областная власть чувствует себя достаточно уверенно в этом и в ряде других подобных противостояниях. Вряд ли стоит говорить о том, что должность председателя облгосадминистрации можно выкупить. Наши взаимоотношения с правительством, Президентом еще не доведены до того, что за нас могут положить векселя и на этом закончится наша деятельность. Но мы считаем, что в данной ситуации наши доводы достаточно сильны и это позволяет действовать абсолютно адекватными методами».

Была рассказана и самая «страшная» история политического энерготриллера - о том, как в 1999 году три физических лица, исповедуя другие политические принципы, за три дня до выборов Президента «нажмут на рубильник»...

Контраргументы

Члены наблюдательного совета компании «Луганскоблэнерго», которые собрались в кабинете директора Владимира Курбацкого, мало походили на отряд карбонариев, замысливших переворот в Луганской области. Их коллективное мнение по поводу вышеупомянутых высказываний заместителя губернатора заключено в следующих цитатах:

«На энергорынке компания по-прежнему работает в рамках существующих директивных документов. За прошедшие полгода наша работа ни в чем не изменилась. Возможно, кого-то не устраивают правила работы? Когда требуем «живые» деньги, то это не нравится никому - ни руководителям предприятий, ни облгосадминистрации. Нас обвиняют в том, что руководство облэнерго поставило во главу угла получение прибыли. Но те, кто выкладывали значительную сумму денег за покупку пакета акций, наверное, не рассчитывали заниматься благотворительностью...

Руководители облгосадминистрации прогнозируют, что мы, якобы, собираемся делать в будущем, но никто не приводит факты, свидетельствующие о нашем «плохом» поведении в настоящем…

«Луганскоблэнерго» работает на территории области, и никуда она отсюда не исчезнет. «Рубильник» не оказался в чужих руках. Он в руках тех же специалистов, которые работали и прежде, и которые подчинены общей оперативной дисциплине в составе Минэнерго. Другое дело, что потоптаться возле «рубильника» сейчас гораздо сложнее, чем раньше…

За три года существования компании как госпредприятия в ее развитие не было инвестировано ни копейки. Прошлый год, в связи с проверкой обстоятельств приватизации Антимонопольным комитетом, прошел для облэнерго впустую. Поэтому запланированные прошлогодние 7 млн. грн. будут приплюсованы «Вероной +» к 10 млн. грн. этого года. 200 000 выделены на охрану окружающей среды; 1 млн. грн. - на содержание социальной сферы и 6,5 млн. грн. - на пополнение оборотных средств предприятия…

Основная задача, определенная руководством компании на ближайшее время - обновление сетей, которые уже выработали свой ресурс. Сама по себе задача непростая, а тут еще приходится учитывать то обстоятельство, что не проходит и дня, чтобы в области не своровали несколько километров проводов...

А вообще ситуацию вокруг «Луганскоблэнерго» лучше всего характеризует пословица: «Паны дерутся, а у мужиков чубы трещат»...

Между тем, компании «Луганскоблэнерго» приходится работать с весьма специфичными потребителями. Это шахтерский регион, в котором люди привыкли уже и с правительством вести диалог в сопровождении «мелодии касок об асфальт». И предприятия, в которых они работают, и сами шахтеры, не получая месяцами (а то и годами) зарплат, не могут и не стремятся рассчитываться за используемую электроэнергию.

А так называемое точечное гашение пожаров в виде скоропостижной выплаты задолженности по зарплате отдельным категориям рабочих и служащих (в той же энергетике, например, атомщикам) сродни агонии. Результатом ее может стать то, что вскоре вслед за атомщиками (которые будут требовать зарплат и впредь) «взвоет» и вся остальная генерация, и дистрибуция - те же облэнерго, работники которых также по 3-4 месяца не получают зарплат. К слову, хотя в приватизированных облэнерго задолженность по зарплатам и меньше, чем в госкомпаниях, но и там выплаты задерживаются на месяц-два.

И на этом фоне развиваются конфликты облэнерго с местной властью, прежде всего с приватизированными облэнерго.

Кое-что в истории этих конфликтов можно понять, взглянув, например, на структуру дебиторской и кредиторской задолженности облэнерго. Например, у «Луганскоблэнерго» дебиторская задолженность составляет около 560 млн. грн., кредиторская, в данном случае Энергорынку, - около 500 млн. грн. Вроде бы и сальдо получается положительное, но... Неплатежеспособность потребителей и растущая задолженность однозначно обесценивают сумму кредиторской задолженности энергораспределяющих компаний. При том, что вышеназванные цифры - это накопленные долги еще с 1991 по 1995 год, вернуть эти суммы облэнерго вряд ли сможет. Во всяком случае, в обозримом будущем.

В разгар кампании по сбору платежей слышится, что повысился процент оплат, в том числе за электроэнергию. Но вряд ли это относится к возврату старых долгов, которые все более обесцениваются. Да и о механизме такого возврата есть смысл призадуматься.

Что же такого делают приватизированные облэнерго, что вызывает недовольство и провоцирует конфликты с местной властью? Некоторые аспекты взаимоотношений облэнерго и луганских властей в этом контексте весьма показательны. Помните, не так давно «ЗН» рассказывало о попытках правительства собрать средства на оплату газа, используемого энергетиками, за счет адресных поставок электроэнергии по так называемой шахматке? Особого эффекта в силу массы причин такой способ латания бюджетных дыр не дал, а долги так и зависли во времени и пространстве. Теперь вот НАК «Нефтегаз Украины» тем же способом пытается «выдернуть» наиболее платежеспособных потребителей. Но еще раньше примеру Кабмина последовали в Луганской обладминистрации. И как раз в то время, когда правительственная «шахматка» была отменена Президентом. Луганчан это, вероятно, не смутило, и они под свою региональную программу (мол, для реконструкции энергоблока Луганской ТЭС) тоже решили «выдернуть» не многих оставшихся платежеспособными промышленных энергопотребителей области из сферы влияния «Луганскоблэнерго». В распоряжении главы обладминистрации (от 7 декабря 1998 года) значатся 28 весьма привлекательных предприятий, которым вменили в обязанность поставлять продукцию в счет оплаты электроэнергии исключительно одному негосударственному трейдеру - СП «Рафако-Украина». Другими словами, обладминистрация лишала «Луганскоблэнерго» тех потребителей, которые рассчитывались за его услуги и электроэнергию, и за счет чего этой компании удавалось хоть как-то держаться на плаву. По сути всякого рода «шахматки» - это способ распыления не только генерирующих, а и распределяющих компаний, которым после «шахматок» да еще некоторых прытких независимых трейдеров остаются неплатежи, которыми вряд ли возможно выплатить зарплату работникам отрасли и финансировать не то что модернизацию, но даже необходимые ремонтные работы, чтобы энергосеть, что называется, не обратилась в пыль.

Разумеется, что когда «Луганскоблэнерго» отказалось следовать вышеупомянутому указанию главы обладминистрации, доброжелателей среди представителей региональной власти у этой энергораспределяющей компании не добавилось...

В облэнерго (и не только луганском) говорят, что в общем-то за всю реализованную электроэнергию можно собрать до 50% ее стоимости. И этой собранной половиной средств предстоит рассчитаться за все 100% электроэнергии, купленной через энергорынок. Чтобы хотя бы попытаться это сделать, надо снизить себестоимость производства электроэнергии. Например, покупать газ для производства электроэнергии не по 60-80 долларов за 1000 кубометров, а по 30 - на аукционе (и тогда «газовая» составляющая снизит и общую стоимость производства электроэнергии в 1,8-2,3 раза). Но... у тех же облэнерго, как и у генерации, для закупки газа на аукционе просто не хватает или вообще нет денег. Ежели под различными предлогами у облэнерго забирают платежеспособных потребителей, как пытаются сделать на Луганщине, то, выходит, что вместо 50% возможных платежей на долю облэнерго останется возможность собрать не более 20% (так как выплату остальных 30% как раз и обеспечивают предприятия, которым обладминистрация «присмотрела» другого поставщика). И облэнерго должно этими 20% выплат рассчитаться за всю реализованную электроэнергию... Но это им уже не под силу, и долги самих облэнерго перед энергорынком, а значит - генерацией, растут как грибы после дождя...

Приватизированные облэнерго не хотят отказываться от платежеспособных потребителей и сим вызывают крайнее недовольство местных властей. А государственным компаниям, похоже, выбирать не приходится, и их участь, похоже, весьма плачевна.

Есть еще одна проблема во взаимоотношениях частных облэнерго и местных властей. Последние, стараясь выполнить веления Кабмина, распоряжаются отключать энергопоставки предприятиям-должникам. Та же Луганская обладминистрация, к примеру, 25 марта направила список из 16, по ее мнению, безнадежных должников. В этом списке 9 угольных предприятий, северо-донецкое «Объединение Азот», ОАО «Алчевский меткомбинат», Донецкая ж/д и даже газоперекачивающие станции. О проблемах бюджетной задолженности угольщикам известно достаточно, но вряд ли совсем уж безнадежными в смысле платежей можно считать химзавод, меткомбинат, железнодорожников и газовиков. И уж если им отключить подачу электроэнергии, наверное, и всему региону, что называется, мало не покажется.

Эффект от таких мер, как отключение энергоподачи, как правило, невелик и краткосрочен, а последствия... Должников лишают возможности работать, а значит хоть когда-то рассчитаться за ту же электроэнергию. Зато энергопотребление в регионе «заметно сокращается»... Разумеется, если останавливаются предприятия, так это и выглядит. Но в принципе, сегодняшняя ситуация - нонсенс: во всем мире борются за увеличение ВВП (то есть стимулируют производство), а в Украине повально «гробят» производителей ВВП. Далее - арифметика: 30% от ВВП - есть бюджет, который «не объедает» реальный сектор экономики; а чем меньше ВВП, тем меньше и бюджет государства...

В том же приватизированном «Луганскоблэнерго» на сей счет рассуждают иначе. Энергосети (как газопроводы, нефтепроводы и прочая транспортная инфраструктура) ничего не стоят в двух случаях: когда по ним нечего транспортировать (в энергетике это может случиться, если совсем «угробят» энергогенерацию); или некому товар продать - нет платежеспособных потребителей. А неплатежеспособными потребители бывают от того, что либо тариф (например, на электроэнергию) для них слишком высок, либо они просто бестолковые хозяева...

С учетом этого подхода, в облэнерго обвинения их в том, что энергораспределяющим компаниям, якобы, безразлична судьба генерирующих, считают абсурдными. Мол, что же будут транспортировать и продавать те же облэнерго, если остановятся генерирующие станции?! И в этом смысле облэнерго заинтересованы в выживании генерации (и энергопотребителей) не менее, чем они сами, и не менее, чем государство. В принципе от продажи энергии (разумеется, если ее оплачивают) зависит прибыль не только генерации, но и энергораспределяющих компаний: больше продали - больше заработали. А заработали - выплатили зарплаты, заплатили налоги, вложили средства в производство...

Неужели у местных властей другие задачи, коль уж они настолько ополчились на облэнерго, что требуют их национализации?! Или все же причина в чем-то ином? (Смотрите аргументацию в начале текста).

К слову, о приватизации. Практически во всех государствах бывшего соцлагеря в свое время энергораспределяющие компании были приватизированы. И в первые пару лет новые частные компании тоже отключали должников от энергосетей, и уровень продаж электроэнергии несколько сокращался. Но затем уровень потребления энергии не только вернулся к прежнему, но и увеличился. Потому что конкуренция частных энергораспределяющих компаний способствовала и снижению тарифов на электроэнергию в 1,5 раза. И это следствие того, что компании стали думать о потребителях своей электроэнергии, кредитовать производство, чтобы оно продолжало работать, а значит больше потребляло электроэнергии и имело возможность ее оплатить. Даже в далеком от Европы, где давно уже все приватизировано, Казахстане сегодня сбор средств за использованную электроэнергию составляет 86% ее стоимости (в Европе - до 90-93%). Хотя практически вся энергосистема этого государства сдана в концессию бельгийской компании...

Разве что в России энергосистема остается сродни украинской, и у российских энергетиков ситуация аналогичная нашей - баснословная кредиторская и дебиторская задолженности. Возможно, потому, что и в самом деле там тоже нет реального собственника?

Можно, наверное, поспорить: с чего следовало бы (коль уж взялись) начинать приватизацию в энергетике Украины - с генерации или с распределяющих компаний. Но вряд ли одно заменяет другое, и вряд ли стоит их просто поменять местами... Да и правительство Украины вроде бы пообещало Международному валютному фонду приватизировать региональные энергомонополии...

А вообще-то развитие ситуации вокруг «Луганскоблэнерго» почему-то ассоциируется с разбором «полетов» в индейском поселке, когда представители одного клана «проспали» момент передачи одного из лучших пастбищ племени под контроль другого, а затем решили поменяться с ним местами. В результате к вигваму верховного вождя направляются делегации обеих сторон, и теперь наймудрейшему предстоит оценить их умение танцевать ритуальные танцы и решить: кто более достоин владеть пастбищем, на котором стоит столб, на котором висит «рубильник»...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно