Реформа №1

17 сентября, 2010, 15:40 Распечатать

Правительство готовит страну к жестоким экономическим реформам и начало ее информационную подготовку еще до выборов — это достаточно хороший знак, по крайней мере, честный...

Правительство готовит страну к жестоким экономическим реформам и начало ее информационную подготовку еще до выборов — это достаточно хороший знак, по крайней мере, честный. Если я правильно понимаю логику действий правительства, то они сводятся к таким шагам:

1. Довести уровень цен на газ для населения и бизнеса до уровня мировых, обеспечив компенсацию для самых бедных.

2. Довести уровень цен на другие коммунальные услуги до уровня рыночных в перспективе и немедленно — до уровня, который по крайней мере покрывает затраты и обеспечивает минимальные накопления наших неэффективных транжир: жэков, теплокоммунэнерго, водоканалов и т.п.

3. Увеличить, хотя бы минимально, пенсионный возраст и трудовой стаж для получения пенсий.

4. Ухудшить жизнь нелегальному и полулегальному бизнесу. Расширить количество плательщиков налогов и отчислений в Пенсионный фонд и т.п.

5. Облегчить жизнь легальному среднему бизнесу в перспективе (уменьшение НДС и налога на прибыль).

6. Облегчить жизнь крупному бизнесу уже сейчас: для него акцизы, налог на зарплату и недвижимость — не проблема (он их просто не замечает), а вот упрощение получения доходов через дивиденды — это реальное существенное благо.

7. Не трогать бедных (а это примерно 70% населения), но увеличить налогообложение среднего класса и зажиточных слоев населения (повышение налога на заработную плату и введение налога на недвижимость и депозиты).

Если спросить мое мнение как экономиста, то я поддерживаю эти элементарные меры правительства — они немного улучшают нашу экономическую динамику, но назвать это реформами не могу. Реформы — это высшая математика, они ведут к значительному улучшению жизни населения через один-два года. Элементарные правильные меры — это арифметика, они также дают эффект, но не существенный, и улучшают жизнь в долгосрочной (пять-десять лет) перспективе. Но как и в первом, так и во втором случаях, по крайней мере во время их проведения (как правило, это один год), есть дополнительные расходы, есть проблемы, есть жертвы, а выгоды нет.

Поэтому задача правительства в обмен на эти элементарные правильные действия — дать людям надежду, это во-первых, и что-то материальное, это во-вторых. Такие действия правительства будут социально справедливыми. Что оно может дать нашим гражданам и хоть как-то возродить веру в социальную справедливость власти в Украине — это отдать их сбережения со времен СССР и погасить долги по другим обязательствам, которые предыдущая власть Украины взяла на себя, не получив от правопреемника СССР ничего взамен (на понятном для большинства языке — нас развели... или кинули).

Как известно, обязательство, взятые на себя Украиной по депозитам «Сбербанка СССР» и других финансовых учреждений, на 01.10.1996 года составляли 131,96 млрд. грн., из них на сегодняшний день выплачено 11 млрд. грн.

В прошлом месяце Верховная Рада Украины рассматривала и понятно почему отложила правительственный проект закона Украины «О государственных гарантиях и восстановлении сбережений граждан Украины» (относительно компенсации сбережений). А в качестве альтернативного варианта можно рассматривать проект закона, внесенный П.Симоненко, В.Матвеевым и П.Цыбенко, в котором предлагается начать выплаты в размере не менее размера прироста ВВП, полученного за год, предшествующий данному бюджетному году, за счет 50% средств, полученных от приватизации, и золотовалютных резервов НБУ. Также источниками выплат могут быть средства, полученные через специальные налоги, а еще — от осуществления операций с государственными ценными бумагами.

Если в правительственном законе речь может идти о приблизительно 1 млрд. грн. в год, то в депутатском — о почти 40—50 млрд. грн. в первый год и 60—80 млрд. грн. — во второй. То есть два года — и нет проблемы, а также нет и трети золотовалютных резервов НБУ.

К сожалению, по моим расчетам, такие радикальные залповые выплаты приведут к росту инфляции с 10 до 30—40%. Более того, на нас закроют лимиты все международные финансовые организации и иностранные инвесторы; курс может снова взлететь до 9—10 грн. за долл. Но будут и положительные моменты: оживет потребительский рынок, бедные люди будут счастливы по крайней мере несколько месяцев — пока инфляция и девальвация не обесценят их как дополнительные, так и постоянные доходы, а на додачу и все сбережения...

Наверное, подобные перспективы очень хорошо понимают в правительстве. Именно поэтому, я думаю, ко мне обратился один из уважаемых членов новой команды с просьбой разработать реалистичный механизм возврата вкладов, который не приведет к инфляции, девальвации и ухудшению инвестиционного климата в Украине. Такой механизм был мною разработан. Кратко его суть состоит в следующих шагах:

1. Ощадбанком Украины дорабатывается реестр вкладчиков «Сбербанка СССР» и других учреждений и определяется сумма их задолженности с учетом всех выплат на 01.01.11 г.

2. На сумму рассчитанной задолженности Минфин Украины выпускает беспроцентные ОВГЗ со сроком погашения 50 лет.

3. Правительство увеличивает капитал Ощадного банка Украины (в дальнейшем — Банка) на сумму рассчитанной задолженности путем обмена привилегированных акций Банка на ОВГЗ. Привилегированные акции не дают права владельцам на участие в управлении Банком, но приносят 2% годовых.

4. Правительство рассчитывается с вкладчиками путем обмена привилегированных акций банка на их депозиты и другие финансовые активы в соответствии с реестром.

5. Национальный банк монетизирует часть 50-летних ОВГЗ в размере остатков суммы рефинансирования всех коммерческих банков на срок, превышающий три месяца.

6. НБУ продает Ощадбанку Украины путем уступки Банку все кредиты, которые он предоставил коммерческим банкам со сроком погашения более трех месяцев.

7. Привилегированные акции могут конвертироваться в обычные при условии достижения их концентрации у одного владельца в сумме 10 млрд. грн. по их номинальной стоимости.

Понятно, что мы предлагаем рассчитаться с вкладчиками акциями Ощадного банка и делаем этот банк чрезвычайно привлекательным для стратегических инвесторов. Другие преимущества указанной схемы возврата вкладов:

— она наконец решает проблему задолженности вкладчиков «Сбербанка СССР» и других учреждений, которые с момента ее реализации начнут получать доходы на свои активы и по желанию смогут их продать на рынке;

— этот механизм носит неинфляционный характер и не требует никаких бюджетных выплат. Внутренний долг, увеличенный на 80—90 млрд. грн., через 50 лет не будет иметь никакого негативного влияния на бюджет. Более того, погашаться он будет другой государственной структуре — НБУ;

— у Ощадного банка появится большой финансовый ресурс, который может быть использован на Евро-2012 и другие проекты на сумму 10—12 млрд. грн. в год, что даст толчок новым кредитам и развитию экономики на 2—3% ВВП дополнительно;

— у НБУ из баланса будут выведены долгосрочные кредиты коммерческим банкам, которые не только уменьшали его доходы (на сумму сформированных резервов), а следовательно, и отчисления в бюджет, но и создавали значительные проблемы для повышения рейтинга страны до уровня инвестиционного.

По нашим оценкам, сумма задолженности вкладчикам составит приблизительно 80—90 млрд. грн. (из которых только примерно 50 млрд. грн. будут монетизированы). Вместе с уже оплаченным капиталом банка (около 15 млрд. грн.) новый капитал банка достигнет почти 100 млрд. грн., а цена за привилегированную акцию составит поначалу 80—90% от номинала, но со временем может вырасти до 100—115%. Это уже будет зависеть от менеджмента обновленного Ощадного банка. Понятно, что предложенная схема должна быть согласована с МВФ.

По нашему мнению, люди поймут преимущества получения акций (которые, кстати, приносят доход) над инфляционными деньгами, стоимость которых будет падать на глазах. Стоимость акций Банка будет увеличиваться, но, повторяю, если Банком будут руководить профессионалы, а в наблюдательном совете будут доминировать представители международных финансовых организаций и известные, независимые и моральные финансисты. Через два-три года совет Банка уже будет назначать новый стратегический инвестор, который, это понятно, и будет вместе с государством основным финансистом невыплаченных сбережений.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно