Ребрендинг по-украински-2

25 декабря, 2009, 17:01 Распечатать Выпуск №51, 25 декабря-14 января

Украинская практика информирования общественности — вещь довольно специфическая. Недавно один из крупных операторов топливного рынка специально вывесил на своем сайте целое обращение...

Украинская практика информирования общественности — вещь довольно специфическая. Недавно один из крупных операторов топливного рынка специально вывесил на своем сайте целое обращение. Выяснилось, что против него «началась необъявленная информационная война с участием СМИ». В компании считают, что «авторы статей выбрали вызывающий сомнения в их профессиональной подготовке путь, выразившийся в публикациях откровенной клеветы и непроверенных данных. Сначала были намеки на неплатежеспособность компании, затем — домыслы о ее корпоративной структуре и полная нелепица об учредителях».

Обвинения убивали бы наповал, если бы в этом крике душе были хоть как-то упомянуты правильные, без домыслов, структура собственности и состав учредителей. Да и цифры о реальном финансовом положении компании тоже не помешали бы. Мир бы точно не перевернулся от раскрытия такой коммерческой тайны.

Стыдно признаться, но 99% населения Украины проблемы ООО «УТН-Восток» просто неинтересны. Интересны они разве что партнерам компании, ну и людям, купившим у нее топливные карты.

Достоверная информация о финансовом состоянии компании помогает не нервничать при появлении на заправке, скажем, Днепродзержинска такого мессиджа: «С 14.12.2009 г. временно не будет проводиться обслуживание смарт-карт и бланков-разрешений ООО «УТН-Восток». Скорее всего, банальная техническая операция. Но так ли это, клиент может только догадываться.

Однако никакой информации о состоянии компании так и не появилось. Зато «непрофессиональные авторы» вполне четко обрисовали конфликт: компания продолжительное время использовала на части своих АЗС бренд «Укртатнафты» без согласования с ней, и только после судебного решения заменила его новым, да и то — для вывода своих заправок из-под ареста. О чем, собственно, и писали…

Подтвердилось и то, что под маркой «Укртатнафты» находчивые бизнесмены из «УТН-Востока» торговали чем угодно, но только не кременчугским бензином и дизтопливом. Зато там встречался норвежский и болгарский. Любопытно, знали ли об этом в Норвегии и Болгарии?

Что еще более замечательно — оказывается, компания еще и… самостоятельно производила топливо. Дабы избежать непрофессионализма в освещении успехов автозаправщиков в тонкой области нефтехимии, цитируем их сообщение: «В нашей сети реализуются топлива под собственной торговой маркой FORMULA, разработанные в сотрудничестве с немецким химическим концерном BASF AG и отвечающие европейским стандартам и директивам ЕС (номера приводятся. — Е.Ф.).

Для их приготовления используются базовые топлива ведущих европейских производителей, отвечающие требованиям Евро-4 и Евро-5, а также пакеты моющих присадок Keropur и маркеры компании BASF».

Это, безусловно, выдающийся успех. Однако, к глубокому сожалению, такой производитель бензина, как ООО «УТН-Восток», а тем более его новый бренд «Формула» миру известен мало. Даже несмотря на контроль «собственных и привлеченных» лабораторий над деятельностью «дяди Васи», изготавливающего нефтепродукты на нефтебазе.

Автор совершенно не сомневается, что полученный продукт выгодно отличается по качеству от топлива, произведенного на Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе. Однако не факт, что все водители, узнав на автозаправке, что «этот бензин изготовлен самостоятельно», среагируют адекватно. Более того, нежелание «Укртатнафты», чтоб о ее заправках шла такая слава, довольно-таки объяснимо. Ведь реально логотип «Укртатнафты» с «востоковских» АЗС убрали только после судов.

Весьма примечательны и так называемые домыслы о корпоративной структуре. Дело в том, что появилась информация, что сеть на грани продажи. Особенно после того, как предполагаемый покупатель — британско-российская ТНК-ВР — не подтвердила, но и не опровергла данную информацию.

Да и сейчас в сообщении «УТН-Восток» этот вопрос тактично обошли. Но так как месячный оборот компании с более чем сотней автозаправок доходит, по ее данным, до 200 млн. грн., это, естественно, вызвало интерес. Тут-то и началось выяснение — то, что потом назвали «полной нелепицей об учредителях».

Для начала обнаружилось, что, несмотря на официальные заявления о продаже два года назад 27% акций чешскому инвестиционному фонду PPF Group, он почему-то не отразил это приобретение в отчетности за соответствующий год.

Позже оказалось, что «УТН-Восток» приобрела несколько другая, заметно более скромная компания PPF Investments, не принадлежавшая инвестфонду. Зато с регистрацией на замечательном острове Джерси, в милом и респектабельном европейском офшоре. С тех пор «джерсийские инвесторы» успели продаться и переименоваться, но вот с прозрачностью как-то лучше не стало.

Еще любопытнее структура украинских владельцев компании. За «оболочечной» компанией «Викойл» обнаружилась целая куча офшоров. Их тасуют, они меняют доли — практически, офшор на офшоре сидит и офшором погоняет. Неплохо информированный сайт «ОРД» расследовал цепочку миграции этих офшоров с далеких и теплых Британских Виргинских Островов на более близкий, но не менее солнечный Кипр. Приводить названия не имеет особого смысла: они ничего никому не говорят.

Впрочем, в Украине много контрольных служб, днем и ночью ратующих за прозрачность рынка. Да и сама компания могла бы поделиться информацией о том, кто является ее собственниками.

Что же касается продажи активов, то ООО «УТН-Восток» ее так экстравагантно опровергает, что немедленно вызывает новую волну слухов. К примеру, компания заявила, что не собирается вносить изменения в свои уставные документы, что ей, впрочем, запретил делать суд. Но тут же добавила: предоставленный суду состав ее учредителей — «очередная неприкрытая ложь».

Любопытно, хоть суд проинформировали о реальных владельцах?

В общем-то, распространять призывы «с осторожностью и особой бдительностью подходить к откровенно провокационной информации» — это право «УТН-Восток». Вот только не давать никакой альтернативной информации несколько странно…

Между тем в прессе уже появились сведения о переоформлении контрольного пакета акций на одну из офшорок. Вот его-то и могут реализовать. Тогда вносить изменения в устав действительно не придется. Просто на одном из собраний учредителей в руководстве появится несколько новых лиц. Цена вопроса называется разная. Оптимисты говорят о сотне миллионов долларов. Пессимисты — о том, что за вычетом пассивов сеть стоит не более 50 млн. (но и это — 400 млн. грн.).

Но и судебные споры, и потеря годами раскручиваемого бренда (кстати, за него так и не заплатили «Укртатнафте») могут сказаться на цене.

Уже известен и будущий пострадавший — это наше любимое государство. При чем тут оно? Действительно, ни при чем.

Если бы одна украинская фирма продала другой сеть АЗС за 400 млн. грн., то почти 67 млн. были бы уплачены в виде налога на добавленную стоимость. Физлица-владельцы тоже заплатили бы 60 млн. грн. подоходного налога. Если же один офшор покупает другой (номинальной стоимостью в несколько тысяч долларов)… Ну, вы поняли.

Украина в подобных схемах — место работы, а место получения доходов находится поближе к теплым морям. А государство годами безучастно наблюдает за выстраиванием подобных схем.

Вот так и выглядит вблизи социальная ответственность украинского бизнеса. А потом государство удивляется — почему нет денег на соцпрограммы, а на улицах столько «бентли»? Вопрос достаточно риторический — какой контроль, такие и программы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно