РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА

15 декабря, 1995, 00:00 Распечатать

Расходы на содержание Верховного Совета предусмотрены в сумме 4,1 трлн. крб., из них 881,4 мрлд. крб. - н...

Расходы на содержание Верховного Совета предусмотрены в сумме 4,1 трлн. крб., из них 881,4 мрлд. крб. - на оплату труда с учетом увеличения численности работников на 115 единиц и ожидаемого повышения заработной платы в 1,8 раза, начислений на заработную плату в сумме 326,1 млрд. крб. и других затрат в сумме 2892,5 млрд. с учетом ожидаемого повышения цен и тарифов в 1,55 раза.

Расходы на содержание органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, которые финансируются соответственно из государственного и местного бюджетов, предусмотрены в сумме 60000 млрд. крб. Указанные расходы определены с учетом ожидаемого в соответствии с распоряжением Президента Украины сокращения численности работников этих органов на 20 процентов, или на 60,6 тыс. единиц, и затрат на их содержание в сумме 15,1 трлн. крб. В указанных расходах предусмотрены затраты на оплату труда работников этих органов и начисления на заработную плату в сумме 45748 млрд. крб. с учетом повышения их заработной платы в 1,8 раза.

(Из проекта закона «О Государственном бюджете Украины на 1996 год»)

После очередного и, как заявлено, не последнего повышения цен на электроэнергию и коммунальные услуги я, по сути своей личность законопослушная, решился на несанкционированную демонстрацию протеста.

Я вызывающе вышагивал перед средним, должно быть, парадным подъездом монументального здания, облицованного лабрадоритом и расчлененного пилястрами и колоннами с чугунными капителями. Но отсутствие конкретного транспаранта и необходимой в таких случаях толпы, к которой я бы мог апеллировать, делали мою демонстрацию пока что тщетной.

Всякий раз, когда я проезжал мимо или оказывался в этом районе, это здание потрясало меня своими габаритами. Когда-то, увлеченный историей Киева, я выяснил, что оно было построено в 38-м году, чтобы, так сказать, под одной крышей разместить все правительство тогдашней Украинской ССР, имеет по главному фасаду длину 140 м, еще два фасада - соответственно по 125 и 60 метров, а общий объем составляет 235 тыс. куб. м.

И тут я ужаснулся, прикидывая, во сколько обходится нашей казне обогрев и освещение такого здания, если оплата производится по тарифам, доведенным рядовым гражданам. А вспомнив, что ныне только малая часть министерств и ведомств размещается здесь, а остальные занимают пусть не такие величественные, но тоже вместительные здания, вообще впал в меланхолию. Расходы на содержание этих зданий обеспокоили меня, потому что я являюсь одним из налогоплательщиков, формирующих доход бюджета. Когда утверждают, что налоги с рядовых граждан составляют примерно 7 - 10% поступлений, то, на мой взгляд, это если не преднамеренное лукавство, то спланированное заблуждение. Ведь на мою зарплату начисляют еще свыше 50%, минуя платежные ведомости. И получив свои общипанные «кровные», я опять-таки перечисляю в бюджет налог на добавленную стоимость за каждый купленный товар.

А утверждение, что основным источником доходов является налог с прибыли предприятий, - в настоящее время явная профанация. По официальным данным только от 7 до 15% предприятий прибыльные, а все остальные пока что лежат плашмя, слезно моля дотации из того же бюджета.

Определив таким образом себя основным налогоплательщиком, я тотчас проникся к себе уважением. Потому что ныне открытое информационное пространство разъяснило нам, каким уважением пользуются налогоплательщики в цивилизованных странах. Без их ведома из бюджета ничто не расходуется - всех оповещают о каждой трате, с ними согласуют расходы по каждому мероприятию через избранных ими представителей.

И тут в сознании забрезжил коварный вопрос: а нужно ли нам такое количество бюджетных министерств и ведомств, если подчиненные им предприятия почти сплошь «лежачие»? И вообще, из каких соображений с каждым месяцем растет их количество - из тщательно продуманной целесообразности, расчета на душу населения страны или под какую-то конкретную личность, страдающую недугом престижной должности?

Эти вопросы отнюдь не из области желчного острословия или мрачного юмора. Открытое информационное пространство опять-таки донесло нам следующую притчу.

Если за счет бюджета хотя бы двум служащим выделить небольшой офис, оборудовать его телефоном, пишущей машинкой или компьютером и не давать никаких заданий, то все равно через несколько дней все активно заработает - будут телефонные звонки, письма отсылаемые и получаемые, служебные командировки. А еще через некоторое время организовавшие офис будут требовать расширения штатов, начнут обрастать другими структурами. И все это без каких-либо полезных для общества результатов...

Вот и возникает у многих налогоплательщиков недоумение по поводу возникновения и существования уникального Министерства в делах защиты населения от последствий чернобыльской аварии. Если, как признано официально, за девять прошедших после аварии лет существенных результатов не наблюдается, то куда же пошли наши денежки, взимаемые с нас в виде налога в Чернобыльский фонд? И сколько же еще будет взиматься этот налог - пять, десять лет или до полного естественного распада радиоактивных частиц? И вообще, если уж у нас есть Министерство экологии, то почему именно оно не занимается экологически неблагополучной обстановкой в зоне заражения?

Или, к примеру, чем сейчас занимается Министерство сельского хозяйства, обитающее в престижном здании на Крещатике, тоже отапливаемом и освещаемом за счет бюджета? Если в рыночных условиях отпали функции давать директивные указания, когда начинать пахоту, кому что сеять, когда урожай собирать, а покупка сельхозпродукции будет производиться на биржах, то чем тогда заниматься? Распределять по регионам очередные кредиты и дотации, не всегда доходящие по назначению? Или собирать статистические данные об урожайности, удоях молока, заготовке кормов?.. Но для этого здравствует некогда именуемое ЦСУ, ныне возведенное в почетный ранг Министерство статистики...

Словом, вопросов у парадного подъезда возникает больше, чем ответов. Тем более всем еще памятны «разоблачительные» публикации периода перестройки, когда стали открытыми многие прежде запрещенные темы. Тогда в развале экономики некогда богатейшей сверхдержавы в немалой степени обвиняли административное чиновничество, погрязшее в коррупции, взяточничестве, полнейшем безразличии к своим должностным обязанностям.

И это не было преувеличением, потому что, имея на то властные возможности, уверенные в своей неприкосновенности, как это было с номенклатурой и отсутствием должного контроля, чиновники создавали сеть связей даже с криминальным миром, обогащались за счет оплачиваемого обществом чужого труда - бесплатное жилье, бесплатные путевки, казенные машины и множество других льгот, о которых немногие и знали.

И потому, сохранив чиновничество в том же виде и почти в тех же лицах, особенно в среднем звене, и все время его численно наращивая, наивно удивляться, что то или иное решение даже на высшем уровне почему-то не реализуется, что как бы исподволь тормозится или просто игнорируется выполнение нормативных актов и даже судьбоносных для страны законов. Пока такая армия чиновников обитает в этом и других зданиях, многое еще увязнет, залежится в папках, вовремя не рассмотрится и не подпишется - инстанций предостаточно, а каждого ведь не проконтролируешь.

Самое печальное, что все, кто стремился к верховной власти в нашей, уже независимой от метрополии стране, эту проблему несомненно учитывали и одним из самых действенных лозунгов провозглашали, что в случае своего прихода к власти непременно трансформируют систему управленческих структур. Однако все это осталось лишь популистскими обещаниями, потому что чиновничество оказалось изворотливым. Более того, в новых для себя условиях реформирования еще больше себя возвеличило, подчеркнув свою мнимую значимость, когда «пробило» закон «О государственной службе».

Нет резона сейчас обсуждать полезность уже принятого закона, но одно поражает: за какие-такие заслуги чиновники получили право на пенсию, в процентном отношении существенно большую, чем простоявший у станка сорок лет рабочий или тот же служащий хозрасчетной организации?

А урвать за счет других всегда заразительно, особенно тогда, когда судьба страны кое-кому совершенно безразлична. И вот уже наши избранники, призванные блюсти интересы рядового налогоплательщика, одобрив этот для многих сомнительный закон, требуют тоже причислить себя к клану государственных служащих, более того, чтобы и им начисляли такую же пенсию, но «независимо от необходимого срока государственной службы». И еще постановили выделить им (разумеется, за счет нашего скудного бюджета) по десять референтов и советников, что составит в общей сложности 4500 человек.

И тут я уже совсем растерялся, поняв, что бюджет, формируемый из налогов рядовых граждан, попросту окажется несостоятельным. Ведь все эти советники не согласятся работать на квартирах депутатов - им подавай по отдельному кабинету. А для этого надо срочно закладывать новое строение, которое по габаритам не уступит этому, возле которого я сейчас протестую.

И тогда я решил переместиться со своим пока еще не реализованным протестом к парадному подъезду другого здания. Оно было построено в 39-м, имеет прямоугольную форму и увенчано стеклянным куполом. Благо, что это здание совсем рядом - рукой подать...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно