РАЗДОР СРЕДИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ «СВОИ» РАДЫ, А «ЧУЖИЕ» ТОЖЕ ХОТЯТ В «СВОИ»

12 декабря, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №48, 12 декабря-19 декабря

Практически половина состава городского совета Кременчуга — 28 депутатов — поставили свои подписи под обращением к Президенту Украины по поводу ситуации, сложившейся в автомобилестроительной отрасли...

Практически половина состава городского совета Кременчуга — 28 депутатов — поставили свои подписи под обращением к Президенту Украины по поводу ситуации, сложившейся в автомобилестроительной отрасли. Однако выяснилось, что руководители автосборочного завода (КрАСЗ) и автомобильного завода (КрАЗ) по-разному смотрят на новый «автомобильный» законопроект. До сих пор КрАСЗ развивался, а КрАЗ приходил в упадок. Но не исключено, что принятие нового закона кардинально изменит ситуацию.

КрАЗ в упадке

Нынешняя ситуация с автомобилестроением в Кременчуге, пожалуй, является самой яркой иллюстрацией состояния этой отрасли в Украине. Единственный отечественный производитель грузовых автомобилей ХК «АвтоКрАЗ» никак не может стабилизировать производство. Предприятие лихорадит от неритмичной работы, объемы производства сворачиваются: за десять месяцев текущего года в сравнении с соответствующим периодом прошлого производство уменьшилось на 57% (613 грузовиков против 1177). Оптимизация управления, которой все время занимаются на предприятии, не принесла желаемых плодов. В ноябре предприятие всколыхнула волна недовольства рабочих, не получавших зарплату три месяца. Профсоюзы предотвратили забастовку, взамен добившись переговоров с администрацией и представителями владельцев завода (компании «Мега-Моторс»). Решением собрания трудового коллектива для администрации были определены сроки выплаты задолженности по заработной плате. В настоящее время задолженность погашена, для чего пришлось брать банковский кредит. Пока же профсоюзы добиваются повышения заработной платы до уровня, определенного межотраслевым тарифным соглашением. Сейчас средняя зарплата на КрАЗе — 283,7 грн.

Состояние предприятия усложняется тем, что государство задолжало ему свыше 12 млн. грн. невозмещенного НДС, что равняется пятимесячному фонду оплаты труда или стоимости изготовления 140 автомобилей. На собрании трудового коллектива было принято и обращение к Президенту с просьбой создать компетентную комиссию, которая бы изучила ситуацию на КрАЗе и обрисовала пути выхода из кризиса.

Президент управляющей компании ЗАО «АвтоКрАЗ» Алексей Кучеренко неоднозначно давал понять, что не против уступить «кусочек» КрАЗа в пользу сильнейшего. «Как президент управляющей компании я буду рекомендовать владельцам искать мощного российского партнера», — так прокомментировал он ситуацию в ноябре.

КрАСЗ процветал и развивался

На молодом предприятии — ООО «Кременчугский автосборочный завод», чьим главным основателем является корпорация «Автоинвестстрой» (почетный президент — нардеп Дмитрий Святаш), — каждую «круглую» цифру собранных за историю предприятия авто отмечают торжественно, с приглашением высоких гостей и перерезанием ленты. А в нынешнем году таких событий было целых два: в апреле с конвейера сошел пятитысячный автомобиль «Волга», а уже в сентябре — 10-тысячные «Жигули» ВАЗ-21070. «Десять тысяч — это не предел!» — уверял пресс-релиз предприятия, сообщая планы на 2004 год (20 тыс. автомобилей). Это звучит цинично, но так оно и есть: росту производственных планов Кременчугского автосборочного содействовал упадок мощнейшего украинского сборщика российских автомобилей ГАЗ — симферопольского «КрымавтоГАЗа».

В июне 2003 года КрАСЗ представил на рассмотрение Кабинета министров Украины инвестиционную программу развития, согласно которой предусматривалось создать сварочный и красильный комплексы, сборочное производство и решить иные вопросы модернизации для увеличения количества отечественных операций по сборке российских авто. Прогнозная стоимость выполнения инвестиционной программы — 407,3 млн. грн. При условии ее утверждения КрАСЗ мог «вписаться» в перечень автомобилестроительных предприятий, подпадающих под действие закона «О стимулировании автомобильного производства в Украине», а посему имеющих льготы по налогообложению.

На КрАЗе ожидают новый закон
с надеждой, а на автосборочном — со страхом

Тревогу начал бить генеральный директор Кременчугского автосборочного завода, депутат городского совета Кременчуга Николай Черныш. Он высказал перед коллегами — депутатами горсовета — обеспокоенность законопроектом №3677 «О развитии автомобильной промышленности Украины». Если закон будет принят в настоящем варианте, завод, ныне успешно собирающий из машинокомплектов «Волги», «Жигули», УАЗы, не сможет рассчитывать на государственные льготы по налогообложению, предусмотренные старым законом «О стимулировании автомобильного производства в Украине». Кто не успел утвердить инвестиционную программу в Кабмине до 1 июля 2003 года (как КрАСЗ), тот «пролетает», поскольку новый законопроект вводит понятие «страна происхождения автомобиля». То есть для того, чтобы в «родословной» авто значилось украинское происхождение, часть отечественного вклада в его производстве (комплектующие и сам процесс) должна составлять свыше 50%. Сейчас же КрАСЗу до указанной планки весьма далеко.

Большие планы этого предприятия оказались под угрозой, тем более что при условии принятия нового «автомобильного» закона и внесения изменений в действующее законодательство по налогообложению вырастет и ввозная таможенная пошлина на машинокомплекты.

28 депутатов городского совета поддержали своего коллегу Николая Черныша обращением к Президенту Леониду Кучме, в котором говорится: «Если законопроект №3677 будет принят в том виде, в котором он принят в первом чтении, это поставит под угрозу существование таких ведущих предприятий, как КрАЗ и КрАСЗ».

Но на заседании исполкома выяснилось: у председателя правления ХК «АвтоКрАЗ» Сергея Сазонова совсем иное мнение об этом законопроекте. Он отозвал все упоминания о КрАЗе из депутатского обращения и позже весьма негодовал по поводу того, что о КрАЗе в контексте этого обращения успели рассказать всеукраинские СМИ (со ссылкой на пресс-службу Дмитрия Святаша как на источник информации.)

Кстати, ныне на украинский рынок грузовых автомобилей, где КрАЗу и так тесновато, начали всерьез претендовать МАЗы и КамАЗы, разместив свои сборочные производства на территории нашего государства. Сейчас новый закон может остановить их продвижение. И подкосить все сборочные производства.

Как видим, мнения о ситуации в автомобильной отрасли неоднозначны. То, что «на руку» КрАЗу, может повредить КрАСЗу. Поэтому одни ждут нового закона с надеждой, а другие — со страхом потерять работу.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно