РАЗ КОПНУЛ — МИЛЛИОН, ДВА КОПНУЛ — СОТНЯ... ПООРУДОВАТЬ ЛОПАТОЙ МОГ БЫ КАЖДЫЙ ДЕПУТАТ

8 ноября, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №43, 8 ноября-15 ноября

Кто сказал, что Украина бедная держава? Совсем наоборот. Чтобы это понять, достаточно всего-то один раз копнуть государственный бюджет...

Владимир Майстришин
Владимир Майстришин

Кто сказал, что Украина бедная держава? Совсем наоборот. Чтобы это понять, достаточно всего-то один раз копнуть государственный бюджет. Даже экскаватор не потребуется. Достаточно обычной лопаты, чтобы обнаружить в непаханной целине, например, 800 млн. долл., неконтролируемых ВР. Это взятые государством кредиты.

Именно так получилось в результате пока только «геодезических раскопок», которыми занялся Владимир Майстришин, председатель подкомитета по вопросам государственного долга, заимствований и инвестиций комитета ВР по вопросам бюджета. О них-то он и поведал «ЗН»...

— Сегодня государство набрало кредитов на 14 млрд. долл. Из них 75% — это внешний долг, остальное — внутренний. Только сумма кредитов, взятых под гарантии государства и не возвращенных, составляет 1,4 млрд. долл. Содержание государственного долга уже сегодня обходится Украине в 21% общей суммы расходов государства. Во-первых, проблема состоит в том, что Кабмин в свое время выдавал кредиты без детального анализа заемщика и его программы. Из-за неспособности заемщиков выполнять свои обязательства нынче более 90% платежей перед иностранными кредиторами осуществляется из госбюджета. Поэтому сейчас бюджетный комитет собирает промышленников, аграриев и прочих должников для того, чтобы выяснить: имеют ли они потенциальную возможность рассчитаться и стоит ли им вообще давать деньги.

Во-вторых, существуют серьезные проколы в программе государственных заимствований Украины. Она состоит из множества проектов развития, бюджеты которых исчисляются сотнями миллионов долларов. Тот, кто считает, что это гранты Всемирного банка, ошибается. На самом же деле это банальные кредиты. И принимая госбюджет, в приложении к которому они традиционно фигурируют, народные депутаты из года в год ратифицируют их.

— Не могли бы вы привести примеры таких проектов?

— Существует проект «Экспериментального финансирования села» на сумму 200 млн. долл. Интересуюсь в Минфине, где же сама программа, на что конкретно будут тратиться заимствования? Оказалось, этим проектом занимается не министерство непосредственно — это прерогатива специально созданного фонда. Он-то и распоряжается государственными деньгами.

Другой случай. Приезжаю в Фонд социальных инвестиций и акцентирую внимание руководства на том, что они сегодня являются распорядителями бюджетных средств, хотя это и негосударственная организация, существующая на иностранные деньги. Соответственно, утверждать их смету, зарплаты, географию распределения средств должна ВР.

— А как происходит на самом деле?

— Каждый год, когда парламент голосует за бюджет, в приложении к последнему значится программа государственных заимствований, которая таким образом автоматически ратифицируется. При этом парламент не участвует в обсуждении проектов развития.

— Их никто и никогда не видел?

— Неделю назад впервые в истории независимой Украины премьер-министр Анатолий Кинах вручил бюджетному комитету смету всех проектов. Они поместились в обычную папку. Вот, к примеру, проект финансирования муниципального развития — 150 млн. долл. на восемь лет. Все его обоснование уместилось на неполных двух страничках. Ни намека на конкретику. Для Конгресса США все расходы расписываются вплоть до описания обивки приобретаемого стула. В Украине все наоборот. Вот когда эти несколько листиков превратятся в сотни с четким обоснованием, тогда и можно будет говорить о сознательном принятии решений в отношении государственных кредитов.

Кстати, как мажоритарщик, я прекрасно понимаю, что такое муниципальное развитие. Проблем у малых городов предостаточно. Как-то раз даже проэкспериментировал, попросив председателя одной из районных рад пройти по властным коридорам и попробовать самому приобщить район к одной из программ. Оказалось, что в лучшем случае в программу можно попасть на пятый год.

Самое занимательное, что во вторник на совместном заседании правительства и бюджетного комитета, где проводилась презентация госбюджета-03, подготовленного ко второму чтению, в главном финансовом документе уже не было и упоминания об этих заимствованиях.

— Куда же они пропали?

— Анатолий Кинах сказал мне: «Мы уже подавали их в первом чтении». При этом в спецфондах эти суммы все равно присутствуют. И опять-таки не видно, куда они расходуются.

— И сколько же фондов-распорядителей государственных средств?

— Всего 18. Так, Фонд социальных инвестиций курируется Минтруда. Программа преодоления проблемы туберкулеза и СПИДа — это детище Минздрава. Модернизация Государственной налоговой службы в ведении ГНА, проект восстановления автомагистралей — Минтранс...

— На какой срок под все это одалживались деньги?

— Проекты долгосрочные. Некоторые из них — на несколько десятков лет. Причем депутаты голосуют сразу за всю сумму кредита по проекту, а она зачастую исчисляется сотнями миллионов долларов. Соответственно, один раз получив депутатское «добро», фонды развития могут безбедно существовать длительное время.

Поймите, я не против этих кредитов. Тем более, что такие длинные деньги под 4% годовых мы нигде не найдем. К тому же они улучшают структуру нашего долга — получив их, мы выглядим нормальными заемщиками. Но проблема в том, кто и как распоряжается деньгами, существует ли контроль над ними. Убежден, депутаты должны все это знать и голосовать в каждом случае сознательно.

— А ведь кредиты придется возвращать государству?

— Да. Вопрос усугубляется пиком расчетов по государственным долгам, который ожидается в 2003 году. Нужно будет вернуть более 2 млрд. долл. Не исключено, что для этого придется выйти на рынок коммерческих заимствований, которые предоставляются под 10% и выше. Несмотря на все это, нас подталкивают бездумно принять решение о заимствовании 800 млн. долл. под новые проекты развития.

— И чем все это может закончиться?

— Во-первых, скандалом. Зато даже если в этом году мы и не успеем сделать все как положено, на следующий все будет, как следует.

— Но ведь за сумму кредита по каждой отдельной программе развития парламент голосует только один раз. На следующий год ратификация ВР по этим кредитам уже не потребуется.

— Правильно. Но на следующий год будут другие заимствования. Подобное происходило каждый год. Накапливался государственный долг. Формально говоря, мы богатая держава. Мы позволяем себе, например, недобирать 20 млрд. грн. НДС и нормально существовать, бесконтрольно тратя заимствованные средства. Плюс к этому огромное количество льгот по этому и другим налогам.

— Что вы собираетесь предпринять для решения проблемы фондов развития?

— Я провел работу с членами бюджетного комитета. Депутаты, независимо от того из большинства они или из оппозиции, были откровенно удивлены полученной информацией. Теперь будем вызывать руководителей фондов, чтобы они защищали свои проекты. Этим также будут заниматься профильные комитеты ВР. Нужно решить: действительно ли на это стоит тратить деньги? Вопросом должна заняться Счетная палата, с последующим утверждением решения на подкомитете по вопросам государственного долга. Без этого за бюджет в сегодняшнем виде нельзя голосовать. В противном случае решение по финансированию фондов будет незаконным, а договора — недействительными. Об этом я предупредил и представительство Всемирного банка.

— Не боитесь сорвать бюджетный процесс и стать виновниками социального напряженности в обществе?

— За комитетом дело не станет, вопрос в дисциплинированности фондов. На конструктивную работу с руководством одного фонда потребуется полдня. Так что должны успеть. К тому же вопрос можно и отделить от бюджетного процесса. Правда, бюджет-03, подготовленный ко второму чтению, в этом случае придется переделать с учетом изменений по спецфондам.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно