Радиозавод «Орион»: продажа не состоится и в четвертый раз?

11 февраля, 2005, 00:00 Распечатать

На территории бывшего Союза средства радиосвязи выпускали три предприятия — два в России и новообразованный радиозавод «Орион» в Тернополе...

На территории бывшего Союза средства радиосвязи выпускали три предприятия — два в России и новообразованный радиозавод «Орион» в Тернополе. 90% заказов поступали от ВПК, так что спросом пользовались изделия спецтехники. В 90-е, во время конверсии, тернопольский радиозавод оказался у разбитого корыта. Госбюджет не финансировал разработку и выпуск новых радиосистем для Вооруженных сил и правоохранительных ведомств, резко сократилось производство продукции для военных целей. А выйти на рынок стационарных и переносных станций, которыми пользуются гражданские организации, с существующей продукцией было весьма проблематично: высокая себестоимость, устаревший дизайн... Тем более что в некоторых городах Украины начали производить аналогичную технику, которую завозили без уплаты таможенных сборов, НДС и т.п.

Завод едва дышал, от бытовых приборов отказались полностью и сосредоточились на выполнении экспортных контрактов для военных целей. Но объемы реализации были мизерными, поэтому убытки колебались в пределах 4,8—4 млн. грн. в год. А поскольку предприятие еще в 1998 году превратили в ОАО, государство задумалось: как найти инвестора, способного оживить производство и найти новые рынки сбыта?

В течение 2002—2003 годов 96,13% акций ОАО «Тернопольский радиозавод «Орион» выставляли на конкурс трижды. И все безрезультатно: от покупателей не поступило ни одной заявки. В январе 2005 года региональное отделение ФГИУ пыталось продать предприятие в четвертый раз.

Условия конкурса почти не отличались от предыдущих. Их суть в том, что правительственным постановлением от 23 декабря 2000 года радиозавод включили в перечень стратегически важных объектов для экономики и безопасности государства. Отсюда — до боли знакомые требования сохранения основного профиля деятельности, сохранение и создание на протяжении пяти лет новых рабочих мест. А еще от покупателя требуют обеспечить минимальный размер доходов — 25 млн. грн. и минимальные поступления в бюджет на уровне 2 млн. грн. Уже в первый год. Тут инвестор сразу задумается.

А поскольку предприятие стратегическое, то, согласно Положению о порядке проведения конкурсов (утвержденному общим приказом ФГИУ, Антимонопольного комитета и Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку 13 сентября 2000 года), покупатель должен быть промышленным инвестором — с опытом работы на рынке аналогичной продукции от одного до трех лет. Вот вам второй барьер.

А поскольку продается контрольный пакет акций, от покупателя требуют концепцию развития предприятия. Перед потенциальными владельцами «Ориона» поставлено требование внести в течение 1,5 года с момента заключения договора купли-продажи 8,5 млн. грн. для модернизации оборудования по производству радиостанций, 4,3 млн. грн. — для ремонта и замены коммуникаций 11 млн. гривен на приобретение лицензии на выпуск или разработку и внедрение современной цифровой транкинговой связи...

Конкурс, напомню, не состоялся трижды. Но, имея опыт неудачных продаж, орган приватизации предпринял решительные шаги. И главное — не нарушил законодательство.

Речь идет о стартовой цене пакета. Раньше ее определяли простым умножением количества акций на номинал одной. Выходила кругленькая сумма — почти 25 млн. грн., которая никого не привлекла. Но в начале 2004 года Фонд госимущества во исполнение постановления Кабмина «О методике оценки имущества» от 10 декабря 2003-го утвердил новый порядок определения начальной стоимости пакетов акций ОАО, продающихся на конкурсах. Региональное отделение ФГИУ провело тщательную оценку имущества радиозавода с применением имущественного, сравнительного и доходного подхода, где учтены финансовое состояние предприятия, экономические показатели и результаты продажи на конкурсах подобных заводов.

И теперь цена пакета акций «Орион» выросла, как на дрожжах, — до 31 млн. 690 тыс. грн. (6 млн. долл.). Начальник регионального отделения ФГИУ Михаил Шкильняк совершенно этому не удивился и высказался лаконично: «Мы действовали в рамках законодательства и своей компетенции. Доказательство тому — ФГИУ оценку утвердил».

Для сравнения: практика продажи на фондовом рынке Украины свидетельствует, что цена 100% акций подавляющего большинства предприятий, не относящихся к суперпривлекательным, «укладывается» в 50—70% суммы их годового оборота. И только за те компании, которые выпускают высоколиквидную продукцию, дают одногодичный валовой доход. А радиозавод «Орион» лишь в 2004-м вышел на объемы реализации в 25 млн. грн. Зато стартовая цена его четвертой продажи определена в 1,3 раза выше...

Возможна ли при таких условиях успешная приватизация?

Весьма сомнительно. В структуре продажи предприятия сейчас почти 80% составляют (или продолжают составлять?) заказы Министерства обороны. Это — экспорт средств радиосвязи для бронетехники. Остальное — производство радиостанций для Госкомграницы, «Укрзалізниці» и силовых ведомств — МВД, СБУ. И изменить эти соотношения за год-два вряд ли удастся. За счет чего тогда развиваться?

Показательный тест на привлекательность предприятия для инвесторов был сделан, по-моему, еще в 2000—2001 годах. Тогда руководство завода подготовило инвестиционный проект «Разработка и внедрение в Украине современной цифровой транкинговой системы связи». Потребность в средствах оценили довольно скромно — 1,5 млн долл. с годовой рентабельностью почти 14%. Но инвестиции так и не поступили.

И это специалистов совершенно не удивило. Поскольку, хотя транкинговая связь и развивается динамично, с приростом доходов 20—26 % в год, ее объемы смешны. По данным Госкомстата, в 2004 году доходы операторов транкинговой связи достигли всего 15 млн. грн. А операторы мобильной связи (к которой «Орион» практически не имеет отношения) собрали урожай свыше 8 млрд. грн. Так что инвесторы в очередь на приобретение тернопольского завода не выстраиваются...

Со своей стороны, руководители предприятия особых надежд на приход инвестора не возлагали.

— Я не знаю, какой промышленный инвестор в Украине может купить радиозавод «Орион». Условиям конкурса соответствуют разве что известные зарубежные компании, работающие на этом рынке, — «Филипс», «Моторола» и другие. Но они сюда вкладывать средства не спешат, — говорит председатель правления ОАО Ярослав Карпик. — Мы понимаем, что «Орион» не столь привлекательное предприятие, как, например, ГОК, глиноземные или металлургические комбинаты. У нас не те объемы реализации! Максимально мы можем выйти на годовую прибыль до 400—800 тыс. грн. Такая окупаемость вложенного капитала крупные промышленные компании не устраивает. И коллектив принял решение: нужно развиваться самим.

Чтобы удержаться на рынке, радиозавод сделал определенные шаги для модернизации производства. В течение 90-х годов были приобретены две линии набивки и монтажа печатных плат стоимостью по 130—150 тыс. долл. каждая. Но на этом инвестиции в основной капитал приостановились. И лишь в прошлом году... в результате проволочек различных государственных органов и самого предприятия был утвержден план реструктуризации ОАО.

Поскольку производство современной радиотехники не требует больших площадей, в ходе реструктуризации решили избавиться от всего лишнего, бременем ложащегося на себестоимость продукции. Подготовлена к продаже треть производственных, складских и административных помещений. А выручку от их реализации — 16 млн. грн. — решено направить на приобретение нового оборудования. В рамках реструктуризации объединили некоторые управленческие подразделения и тем самым уменьшили затраты на содержание персонала. Если перевести в деньги, это — еще несколько сот тысяч гривен, которые можно направить в производство.

Сейчас на предприятии работают с полной занятостью почти тысяча человек. И зарплату они получают немалую, как для аграрной области — в среднем 500—600 гривен в месяц. Растут налоги и начисления на фонд зарплаты. Например, только в прошлом году в местные бюджеты радиозавод перечислил свыше 800 тыс. гривен, а в Пенсионный фонд поступило 2,3 млн. гривен, что на треть больше, чем в 2003 году.

Председатель наблюдательного совета ОАО «Тернопольский радиозавод «Орион», заместитель директора департамента ФГИУ Николай Шульга высказался о перспективах завода не менее оптимистично: «Предприятие имеет все шансы сохраниться. По результатам 2004 года оно в два раза увеличило объемы реализации продукции и почти вышло на неубыточный уровень производства. Однако необходимо и Минпромполитики уделять больше внимания «Ориону», давать ему крупные заказы — иначе зачем же тогда было предлагать вносить радиозавод в перечень стратегических?»

Известно, что условия конкурсов по продаже ряда стратегических предприятий — Днепровского металлургического комбината им. Дзержинского, «Криворожстали» — приватизационное ведомство четко выписывало под одного, заранее известного покупателя. Зато на другого «стратега» — радиозавод «Орион» — условия очередного конкурса выписывали под инвесторов, которые нигде не заявляли о себе и неизвестно, существуют ли вообще. Достойная компенсация приватизационной прозрачности и открытости, не правда ли?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно