Работа на результат в стране всесильного чиновника

Поделиться
Всего за 58 дней под Чигирином будет построен речной терминал сметной стоимостью 80 млн. грн., На пол...

Всего за 58 дней под Чигирином будет построен речной терминал сметной стоимостью 80 млн. грн., На получение же разрешений на работы потребовалось более 10 месяцев…

Отступать некуда — открытие терминала состоится 14 октября, оно приурочено к празднованию Дня украинского казачества. Уже 10 октября все оборудование будет опробовано на холостом ходу. Лаборатория по приемке зерна сертифицирована к 1 октября. Лабораторное и компьютерное оборудование для ее функционирования завезено и подключено неделей ранее. «Жалюзи в лаборатории должны висеть завтра вечером», — распорядился инвестор проекта 18 сентября во время еженедельного обхода объекта, на котором присутствовал автор этих строк. Дух таки захватывает — масштабное строительство, по размаху и темпам работ напоминающее всесоюзные стройки советских времен, ведется с привязкой к жесткому графику, который четко, вплоть до мелочей, контролирует лично инвестор. Приходится констатировать, что сорвать этот график не под силу даже стихии, хотя попытки уже были. И реализуют этот проект не заморские, а украинские строители. Да и инвестор отечественный…

Капиталистический энтузиазм

Из всех строительных фирм, работающих в с. Витово под Чигирином, пожалуй, туже всех пришлось ЧП «Высотник» из г. Николаева. Компания отвечала за монтаж сердца терминала — 40-метровой норильной башни, по которой во все стороны должно циркулировать зерно. Но свой характер показали почвенные воды и источник, который был обнаружен на месте будущего фундамента высотного строения. Накопилось отставание от графика. «Чтобы уложиться в сроки, мы работали в две смены по 12 часов», — вспоминает высотник Дмитрий Гичев. Обычно такая работа выполняется этой организацией за месяц. В данном случае ее выполнили за 20 дней. Лично руководитель предприятия две недели не покидал стройплощадку. Естественно, исполнители получили за это премию от инвестора.

В чем же секрет капиталистического энтузиазма? Дело в том, что кроме стройплощадки под Чигирином по заказу инвестора одновременно ведется масштабное строительство зернохранилищ в г. Глобино и пгт Ромодане Полтавской обл. Кроме того, еще в этом году планируется построить четыре элеватора в Полтавской и Запорожской областях, к их возведению приступят в октябре. Лучшие строительные и монтажные организации, задействованные в работах, получают заказы и на следующих объектах. Уже сегодня в работах участвует более 140 компаний и организаций из 22 областей Украины.

А все эти объекты — лишь часть единой программы государственного масштаба «Зерно Украины» оценочной стоимостью около 150 млн. долл. Реализация масштабного проекта предусматривает возможность повышения закупочных цен для зернопроизводителей на 50—70 грн./тонна за счет снижения расходов на транспортирование зерна. Конкурентной альтернативой услугам «Укрзалізниці» станет возобновление судоходства по Днепру. Для этого и осуществляется ускоренное строительство зернохранилищ и речных терминалов в центральных регионах Украины и по Днепру, а в Николаеве на заводе «Ваден Ярдс Океан» полным ходом ведется строительство флотилии «Нибулона», которая будет состоять из 24 несамоходных судов смешанного плавания (река—море) общим водоизмещением 108 тыс. тонн и 14 морских и речных буксиров.

«Кризис-менеджер»

Финансирует программу государственного масштаба отнюдь не государственное казначейство, а частный украинский инвестор, которому, как это ни странно звучит, в условиях кризиса предоставляют многомиллионные кредиты украинские и западные банки, в том числе и под гарантии датского правительства. Вложить средства (10 млн. долл.) в проект пожелал и Всемирный банк. Кто же этот отечественный инвестор, которого в условиях мирового финансового кризиса охотно кредитуют отечественные и западные финансовые структуры? Речь идет о семейной компании, сельскохозяйственном предприятии ООО «Нибулон», в которой вот уже 18 лет бессменным генеральным директором является Герой Украины Алексей Вадатурский. Кроме Алексея Афанасьевича в компании работает еще четыре лауреата Государственной премии Украины в области архитектуры — это одна из причин любви «Нибулона» к строительству.

Так уж получается, что свои наиболее значимые проекты компания реализовывала именно в кризисные периоды: распад СССР и гиперинфляция, финансовый кризис 1998 года, приостановка западного финансирования во время оранжевой революции, нынешний кризис мировой экономики. После каждого такого проекта происходил качественный рост компании. Но сказать, что все это давалось легко и просто, было бы неправдой.

Инвестиции — головная боль инвестора

«Как-то я получил официальное предложение из Швейцарии, — рассказывает г-н Вадатурский. — Мол, Алексей Афанасьевич, вы выстроили у себя в стране большой вертикальный бизнес и вам доверяют швейцарские банки. Не хотели бы вы открыть у нас филиал своей фирмы для расширения финансирования вашего предприятия? Обязуемся обеспечить офисом, подготовить все необходимые разрешительные документы. Вы только делайте свое дело. Через некоторое время получите право баллотироваться на мэра кантона. И что примечательно, все это выполнили. А выполнив, забыли о нашем существовании — работайте себе спокойно».

Тут невольно вспоминаешь слова главы Чигиринской районной администрации Петра Литвина. Он рассказывал, что специально для защиты столь желанного для развития города строительства речного терминала губернатору Черкасской области пришлось создавать специальную группу оперативного реагирования на проблемы, создаваемые местными чиновниками и начальниками. И поверьте, работы у «оперативников» хватало. К примеру, еще никто не отменял в Украине разделение на своих и чужих по партийной принадлежности. Кроме того, как говорил Петр Литвин, «каждому хочется чего-нибудь и себе отщипнуть от инвестиций».

А чтобы получить право и все согласования на строительство в том же Чигирине, инвестору пришлось пройти не один круг ада. Впрочем, в Украине это считается нормой. Объект, который строители сдают под ключ всего за два месяца, чиновники согласовывали аж 10 месяцев. И это считается очень коротким сроком, его компании удалось добиться, имея многолетний опыт и строительства, и прохождения разрешительных процедур. Обычно на это уходят годы. Чтобы уложиться в
10 месяцев, менеджеры «Нибулона» месяцами находились в командировках. Приходилось даже доказывать, что выбранное место относится к землям промышленного назначения, хотя это и так было ясно, ведь ранее на данной площадке планировали построить атомную электростанцию. Еще в советские времена здесь выполнен большой объем строительных работ, возведены даже объекты промышленного назначения.

Пуск при любой погоде

«14 октября терминал в Витово начнет принимать зерно кукурузы нового урожая, — обещал инвестор на встрече с представителями подрядных организаций. Впрочем, они в этом ничуть не сомневались. Понимают, что запуск состоится при любой погоде. Тем более что пуск объекта в действие для «Нибулона» — событие довольно частое и, как правило, досрочное. Здесь умеют не только работать, но и поощрять трудовой энтузиазм. И не только деньгами. После безрезультатных попыток в ряде областей представить лучших работников к грамотам хотя бы обладминистраций (причина отказа — не выдержана форма представления или нарушены сроки) Алексею Вадатурскому пришлось учредить грамоту «Нибулона».

Приглашают на торжественные мероприятия (как, к примеру, спуск новопостроенных судов — в августе их одновременно спустили на воду аж три) и первых лиц государства, руководителей ведомств. К сожалению, последние зачастую не находят для этого времени, что довольно странно, ведь таких крупных и важных для государства программ, как «Зерно Украины», в нашей стране сейчас просто не существует. Большинство предприятий и организаций законсервированы и пытаются пережить разгулявшийся кризис. А тут одновременно на ряде объектов динамично ведется масштабное строительство, объединенное общегосударственной целью.

Так и хочется сказать руководителям государства: «Нет времени — пошлите телеграмму, поддержите развитие таких компаний, поощрите энтузиазм строителей – простых людей». Это же элементарно. В конце концов, находите же время на предвыборную агитацию, деньги на которую в конечном счете зарабатываются людьми, которым вы традиционно обещаете достойную жизнь потом — после выборов…

P.S. «ЗН» следит за проектом, который реализует ООО СП «Нибулон». Впервые мы обратили на него внимание в начале июля, когда на перегрузочном терминале компании в Николаеве состоялся круглый стол, посвященный вопросам взаимодействия бизнеса и государства в морехозяйственной отрасли. Тогда, в частности, отмечалось, что Минтранссвязи, несмотря на неоднократные поручения президента и премьер-министра, заблокировало проведение «Нибулоном» дноуглубительных работ у перегрузочного терминала в Николаеве на земельном участке, который компания арендует у города. Кстати, как уточнил А.Вадатурский, воз и ныне там – на сегодня Минтрансвязи не продвинулся в вопросе выдачи соответствующего разрешения.

Комментарии со стройплощадок

Олег Блохин, г.Чигирин:

— С работой у нас очень плохо. Железной дороги нет. С приходом «Нибулона» появилась надежда, что район оживет. Кроме меня еще работают местные, но немного. Будут набирать на постоянную работу, когда потребуется обслуживание. Я лично хотел бы тут работать. Посмотрите, уже и клумбы закладывают, и столовая своя будет. И место у нас какое красивое.

Николай Отрыжко, «Электромонтаж-Трейд»,
г. Николаев:

— Одновременно ведем работы в Чигирине и Ромодане. На двух стройках задействован практически весь списочный состав компании.

Сейчас занимаемся освещением. Терминал будет виден в хорошую погоду на расстоянии 20—30 км. Сотрудничаем с «Нибулоном» семь лет еще с начала строительства морского терминала в г. Николаеве. Сегодня трудно найти работу — строительство в Украине практически приостановлено. На стройках «Нибулона» используются прогрессивные методы работы, предъявляется повышенное требование к качеству, нет расхлябанности, высокие темпы. Но мы к этому готовы.

Валерий Асадчев, глава Полтавской облгосадминистрации:

— Если мы построим еще и терминалы вдоль Днепра, то Полтавщина превратится в мощнейшую область, куда пойдет зерно, ведь перевалка и транзит по Днепру значительно дешевле, чем по железной дороге.

Алексей Вадатурский, Герой Украины, инвестор, генеральный директор ООО СП «Нибулон»:

— Государство должно работать так, как это делаем мы. Я еженедельно провожу оперативные совещания и со своим аппаратом посещаю все объекты, собираю первых лиц подрядных организаций и на месте решаю все наболевшие вопросы. Я вкладываю средства не для того, чтобы годами строиться, а чтобы уже в октябре все заработало и я мог возвращать кредиты.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме