ПУТЬ В ЕВРОПУ: ГАЗ ИЛИ ТОРМОЗ...

21 ноября, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №45, 21 ноября-28 ноября

Неопределенность Украины в вопросах сотрудничества с Россией в газовой сфере может значительно усложнить интеграцию в единый энергетический рынок Евросоюза...

Неопределенность Украины в вопросах сотрудничества с Россией в газовой сфере может значительно усложнить интеграцию в единый энергетический рынок Евросоюза.

В дискуссии о создании международного консорциума по развитию и эксплуатации украинской газотранспортной системы (ГТС) почему-то не затрагивают аспектов, связанных с европейским выбором Украины. Хотя будучи ключевым звеном в транзите российского газа в государства ЕС, Украина может стать составной частью системы энергобезопасности Европы.

С 1 июля 2004 года начинается поэтапный переход Евросоюза к единому энергорынку. В отличие от существующих схем поставок энергоносителей в страны ЕС Еврокомиссией предложен механизм альтернативного выбора поставщика энергоносителей. Эта инициатива имеет огромное значение не только для государств — членов ЕС, представляющих собой огромный рынок с населением в 450 млн. человек и развитой промышленной инфраструктурой, но и для стран — поставщиков и транзитеров энергоносителей на Запад.

Предстоящие столь серьезные изменения в структуре энергопотребления Европы позволяют Украине получить ряд дивидендов как экономического, так и политического характера. Речь идет, прежде всего, о стабилизации украинско-российских отношений в газовой сфере. Дело в том, что российский газовый монополист «Газпром» признан составляющей частью европейского энергорынка. Соответственно все проекты, которые будут реализовываться этим ОАО в западном направлении, по умолчанию будут пользоваться поддержкой Европы.

На сегодняшний день «Газпром» активно работает над диверсификацией транзитных маршрутов в европейском направлении. Достаточно большая степень износа украинской ГТС не позволит значительно увеличить объемы транзита российского газа в Западную Европу. Напомню, что, согласно оценкам Еврокомиссии, в ближайшие семь лет потребление газа в Европейском Союзе увеличится на 150—200 млрд. кубометров и составит около 370 млрд. кубометров в год. Доля газа, поставляемого «Газпромом» в Европу, должна увеличиться с 18 до 30%. И в стабильности этих поставок при определенных условиях основную роль может сыграть именно газотранспортная система Украины.

Одним из таких условий является модернизация украинской ГТС. Судя по всему, точных, а главное — полных данных о состоянии украинских магистральных газопроводов нет ни у российской стороны, ни у Украины. Говоря о состоянии украинской ГТС, зампред правления «Газпрома» Александр Рязанов оценил его между «хорошим и удовлетворительным», уклонившись от деталей. Пожалуй, это и является камнем преткновения в украинско-российских переговорах о создании газотранспортного консорциума (ГТК). Говоря об этом, нельзя не отметить высокий уровень политизации данного проекта. К примеру, представители парламентской фракции «Наша Україна» заявили, что будут блокировать практически все законопроекты по ГТК и предложили «заморозить» его до окончания президентских выборов в Украине.

Тем не менее процесс создания консорциума продолжается, поскольку у «Газпрома» практически не остается времени, чтобы ждать, когда утихнут политические страсти. Невыполнение договоренностей с ЕС может обернуться для российского газового монополиста миллиардными убытками и потерей определенных позиций на европейском рынке газа. Поэтому минувшим летом появился новый проект, который должен стать первой фазой создания ГТК. 26 августа на переговорах по созданию консорциума был одобрен проект строительства газопровода Александров Гай — Новопсков — Ужгород протяженностью 1700 км. По словам А.Рязанова, если объемы транспортировки российского газа составят 15 млрд. кубометров, потребуется 1,6 млрд. долл. капиталовложений. При эксплуатации полной мощности этой газотранспортной магистрали (30 млрд. кубометров газа в год) финансирование этого проекта должно составить 2,2 млрд. долл.

Такой подход, предполагающий увеличение мощности украинской ГТС, нашел поддержку и в Кабмине Украины. Министр топлива и энергетики Сергей Ермилов на недавнем дне правительства в парламенте обратился к депутатам с просьбой поддержать действия Кабмина по созданию консорциума, в частности, для увеличения транспортировки российского природного газа в направлении Александров Гай — Новопсков — Ужгород.

Достигнув паритета на первом прединвестиционном этапе создания ГТК, можно без аврала провести исследования технического состояния украинской ГТС, определиться с организационно-правовой формой и участниками предприятия. Однако затягивание переговорного процесса уже в недалеком будущем может отразиться не только на состоянии отечественных газопроводов, но и на отношениях Украины с Россией и ЕС. Если проект не сдвинется с мертвой точки, «Газпром», скорее всего, сосредоточится на других маршрутах транспортировки газа: второй ветке газопровода Ямал—Европа (через территорию Беларуси и Польши) и Северо-Европейском газопроводе (Ямал —Балтия — Западная Европа по дну Балтийского моря до Германии).

В случае такого развития событий Украине будет непросто привлечь необходимые финансовые средства для модернизации собственной ГТС. Вряд ли западные инвесторы согласятся финансировать «газотранспортные» проекты без возможности контроля за вложенными деньгами.

По оценкам многих экспертов, оптимальным выходом для Украины может быть сохранение паритетных отношений с «Газпромом», что позволит не только привлечь инвестиционные средства для модернизации украинской ГТС и увеличить объемы транзита российского газа по нашей территории, но и стать полноправным участником единого энергорынка Европы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно