Процесс или результат

10 февраля, 2012, 16:02 Распечатать Выпуск №5, 10 февраля-17 февраля

Почему идея проведения социальных реформ в Украине дискредитирована?

© Василия Артюшенко

Президент Украины, а затем и глава правительства на своих пресс-конференциях подвели итоги «года реформ». Отчеты оригинальностью не отличались: ВВП растет, благосостояние граждан тоже, дети рождаются, дороги и мосты строятся, страна живет и развивается в правильном направлении. Но насколько адекватна оценка властью своих успехов, для кого проводятся реформы и чего нам ждать от социальной политики в 2012 году?

Рекорды и реалии

Если говорить о социальной защите населения, то общество мало интересуют цифры из правительственных отчетов. Действительно, если посмотреть статистику экономических и социальных показателей, то все выглядит достойно. Правительство отчитывается о росте валового продукта, повышении по крайней мере на 10—12% зарплат, пенсий, всех видов государственных социальных пособий. Эти показатели демонстрируются на фоне низкого индекса инфляции в Украине: по официальным данным, в 2011 году он составил 104,6%. Один из лучших показателей инфляции за все годы независимости, отчитывается власть.

Реальная жизнь дает совершенно иную картину: согласно последнему социологическому исследованию, проведенному Центром Разумкова в декабре 2011 года, чаще всего (!) граждане Украины (87,4% респондентов) указывают на резкое ухудшение в прошлом году именно ситуации с ценами и тарифами. Парадокс, правительство рапортует о рекордно низких показателях инфляции, а девять из десяти украинцев говорят о прямо противоположном положении дел.

По оценкам некоторых экспертов, реальный индекс инфляции в Украине в прошлом году составил около 112—115%. И вот теперь, если возьмем приведенные правительством цифры повышения социальных выплат, то увидим, что темпы роста заработных плат, пенсий и социальных пособий в 2011 году были ниже, чем реальный рост цен на основные виды продовольствия, промышленные товары, жилищно-коммунальные услуги. Соответственно, и уровень жизни подавляющего большинства украинцев в прошлом году никоим образом не улучшился.

«Концепция изменилась…»

Самое главное для граждан, что власть и в дальнейшем упорно забывает о собственных предвыборных обещаниях. Как и в 2010 году, практически ни одно из задекларированных во время предвыборных гонок социальных обещаний в прошлом году выполнено не было.

Вместо этого обществу предложили «изменение концепции» в правительственной социальной политике — путь реформ. В 2011 году правительство пыталось сделать первые шаги — провести пенсионную реформу и реформу системы льгот в государстве.

По словам самих членов правительства, граждане не были готовы и не восприняли эти реформы, потому что мало знали о них. Нельзя согласиться с этим тезисом. Люди четко осознают необходимость реформ, а их неприятие объясняется именно хорошей информированностью об идеологии правительственных реформ. Общество до сих пор не получило ответы на базовые вопросы: почему все социальные реформы проводятся исключительно за счет обычных граждан и малообеспеченных слоев населения? Почему эти реформы никоим образом не затрагивают самих членов правительства, народных депутатов, чиновников всех уровней?

Вице-премьер Сергей Тигипко заявлял, что если бы пенсионная реформа отменяла систему спецпенсий, ее бы не приняли. Безусловно, сломать порочную систему спецпенсий непросто: нужно иметь желание и очень сильную политическую волю. Потому что спецпенсионеры — это сами члены правительства, судьи, прокуроры, силовики, народные депутаты, другие чиновники. И сразу возникает противоречие: почему для ограничения прав обычных граждан политическая воля в правительстве нашлась, а для ликвидации системы спецпенсий — нет? Или, возможно, просто нет желания навести там порядок?

Вот и получилось, что вся пенсионная реформа свелась исключительно к следующему: повышению пенсионного возраста для женщин на пять лет, повышению для женщин и мужчин страхового стажа на десять лет, изменению формулы начисления пенсий (в сторону уменьшения пенсионных выплат), значительному ухудшению условий пенсионного обеспечения военнослужащих, научных сотрудников, работающих пенсионеров, инвалидов, чернобыльцев, других категорий граждан.

Тот же социальный вице-премьер уверял всех нас, что положительный эффект от пенсионной реформы люди почувствуют уже в 2012 году. Убежден, никаких позитивов от проведенной пенсионной реформы люди не почувствуют ни в 2012-м, ни в будущем. Вспомним, что конкретно обещало нам правительство при ее обсуждении. Первое: в 2012 году провести осовременивание всех пенсий. Второе: к октябрю 2011 года внести законопроекты о легализации зарплат и усовершенствовании системы спецпенсий. Третье: в 2012 году дефицит бюджета Пенсионного фонда Украины будет резко сокращен. Кроме этого, проведение пенсионной реформы должно было обеспечить выделение очередного транша МВФ для Украины.

Что имеем в итоге? Ничего! Осовременивание пенсий в 2012 году в обещанных объемах не состоится, правительственные инициативы о легализации зарплат продолжают находиться в процессе «обсуждения с народом», а об урегулировании системы спецпенсий вообще уже речь не идет.

Самое интересное происходит с бюджетом Пенсионного фонда. Если ознакомиться с государственным бюджетом на 2012 год, можно убедиться — дефицит бюджета ПФ (вместе с государственными дотациями) в этом году предусмотрен на уровне почти 58 млрд. грн. Но точно такая же сумма была зафиксирована и в госбюджете-2010. Поэтому о каком-либо сбалансировании и уменьшении дефицита говорить не приходится!

Да и те 58 млрд. при нынешней сложной социально-экономической ситуации выглядят довольно «оптимистичным сценарием». Реальный дефицит бюджета Пенсионного фонда (вместе с дотациями) в 2012 году составит 68—70 млрд. грн. И средств МВФ наше государство до сих пор не получило.

Следовательно, пенсионная реформа в Украине фактически провалена. Она не достигла и не достигнет никаких положительных результатов: позитивов от нее не дождутся как обычные украинские граждане, так и пенсионная система в целом. Кстати, большинство экспертов в процессе обсуждения пенсионной реформы неоднократно предупреждали правительство о таких последствиях. Кто из министров несет персональную ответственность за дезинформацию и откровенный обман общества во время проведения пенсионной реформы?

Реформы — народу, «элите» — льготы и достойные пенсии

Реформу системы льгот в Украине вообще приостановили: это была реакция власти на многочисленные протесты и резкую реакцию общества на очередные новаторские идеи правительства. А иной реакции общества не стоило и ожидать. Ведь правительство действовало четко по аналогии с пенсионной реформой.

Все свелось к регистрации в Верховной Раде Украины только двух правительственных законопроектов — №9127 и 9516. Первым законопроектом было предусмотрено переведение «в ручное управление» льгот наиболее уязвимых категорий: чернобыльцев, афганцев, детей войны, участников и инвалидов войны и др. Второй законопроект предлагал ограничить право одиноких матерей на получение государственных социальных пособий.

Еще одной новеллой «льготной реформы» правительства должно было стать введение косвенной оценки доходов украинских граждан,
которая должна была «накрыть» 2,5—3 миллиона украинских семей (получателей пособия по уходу за ребенком, одиноких матерей, малообеспеченных семей, получателей субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и покупки топлива). И только совместная позиция экспертов, общественности и средств массовой
информации смогла уберечь государство от таких контрпродуктивных идей.

Если проанализировать эти правительственные инициативы, то снова и снова возникает один вопрос: неужели главной проблемой системы льгот в Украине являются чернобыльцы, афганцы и одинокие матери? Почему правительство снова не замечает «элитных» категорий граждан?

Под давлением общественности Верховная Рада все же постановила ограничить льготы народным депутатам Украины, но тоже своеобразным образом. Льготы ограничили в основном бывшим народным депутатам, да и то исключительно на 2012 год. Следовательно, нынешние народные избранники на себе этих льготных ограничений никоим образом не почувствуют.

Общий итог «года реформ» неутешителен. Такие необходимые настоящие экономические и социальные реформы в Украине не проведены. Президент Украины часто подчеркивает, что реформы тормозятся из-за неготовности и противодействия чиновников среднего и низового уровней. Но все намного серьезнее: к проведению реформ в Украине оказались не готовы прежде всего руководители правительства, министерств, других органов государственной власти. Именно их откровенный непрофессионализм и низкая квалификация стали причиной провала реформ в Украине.

Представители власти на разных ее ступенях увлеклись самим «процессом» проведения реформ. Но за красивой реформаторской риторикой все чаще проявляются другие очевидные вещи: непонятная идеология их проведения и отсутствие конечного результата этих реформ.

Сама идея проведения реформ в Украине уже дискредитирована, и дискредитирована не экспертами или оппозицией, а прежде всего непродуманными и непрофессиональными действиями правительства. 2012-й — год парламентских выборов, поэтому очевидно, что до этого времени о системных реформах можно забыть. На первый план снова будут вынесены популистские лозунги про «покращення життя…» и «всеосяжне благополуччя українців».

Предвыборная «золотая лихорадка»

Старт избирательной кампании дан. Правительство уже обнародовало информацию о разработке законопроекта о возврате обесцененных вкладов Сбербанка бывшего СССР. Но все мы были свидетелями тенденций конца прошлого года, когда на три-четыре месяца задерживали все социальные выплаты, в частности помощь при рождении ребенка, отправляли в неоплачиваемые отпуска учителей, врачей и т.п. В 2012 году власти будет очень сложно найти деньги даже на то, чтобы покрыть все социальные расходы, зафиксированные в бюджете. Да и ни одной копейки на возврат вкладов населения в бюджете-2012 не предусмотрено, и поверить в то, что правительство дополнительно изыщет десятки миллиардов для этой программы, очень трудно.

Надо понимать, подобные законопроекты разрабатываются не для того, чтобы их принимать, а чтобы правительство могло проводить мощные PR-кампании вокруг них, организовывать пресс-конференции, брифинги, принимать участие в ток-шоу.

И это не первая предвыборная идея правительства, уже был законопроект о «налогообложении богатства». Сергей Тигипко провел множество пресс-конференций на эту тему, побывал на живых эфирах всех ведущих телеканалов Украины. И вот прошло четыре месяца, а воз и ныне там — законопроект до сих пор даже не внесен в Верховную Раду Украины. Это подтверждает, что вместо реального решения вопросов социальной защиты граждан правительство занимается пропагандой и перенесло свою деятельность в информационное пространство государства.

Прожиточный минимум как базовая антисоциальная гарантия

А что же реально предложили людям? Социальные стандарты, зафиксированные в бюджете 2012 года, не отвечают реалиям сегодняшней жизни. Правительство и в дальнейшем продолжает практику искусственного занижения как прожиточного минимума, так и минимальной зарплаты.

По данным самого же Кабмина, в июле 2011 года фактический (в реальных цифрах июля) прожиточный минимум для трудоспособных лиц составлял 1180 грн. Открываем бюджет — и что же видим? Прожиточный минимум для трудоспособных лиц (как и минимальная зарплата) на 2012 год установлен в следующих размерах: с 1 января — 1073 грн., с 1 апреля — 1094, с 1 декабря — 1134 грн. Таким образом, на тот прожиточный минимум и минимальную зарплату, которые установлены на текущий год, нереально было прожить уже в июле 2011-го. Это же касается и размеров прожиточного минимума для других социальных групп, в частности пенсионеров.

Прожиточный минимум — базовый социальный стандарт. От его размеров зависят размеры заработных плат, пенсий, стипендий, государственных социальных пособий, выплат и компенсаций. Искусственное занижение прожиточного минимума приводит к антисоциальным последствиям: занижению доходов абсолютного большинства украинцев — работников, пенсионеров, студентов, многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми, инвалидов и т.п.

Еще один яркий пример «бюджета для народа». Весной прошлого года учителя вышли на улицы украинских городов и требовали повышения заработных плат, в частности повышения первого тарифного разряда до уровня минимальной зарплаты. Выполнило ли правительство это требование в 2012 году? Не выполнило: первый тарифный разряд и в дальнейшем будет ниже размера минимальной заработной платы, что грубо нарушает действующее законодательство по оплате труда. В 2012 году разница достигнет 300 грн. К чему это приводит?

К примеру, с 1 января учитель первой категории, врач, научный сотрудник (11-й тарифный разряд) должны иметь такой должностной оклад: 1073 (минимальная зарплата) х 1,97 (тарифный коэффициент) = 2114 грн. Но на самом деле их оклад будет меньше: 773 (заложено правительством в бюджете) х 1,97 = 1523 грн.! Как видим, только по окладу недоплата составляет почти 600 грн. Следовательно, все работники бюджетной сферы — учителя, врачи, работники социальной сферы и другие в 2012 году ежемесячно недополучат (в зависимости от тарифного разряда) по меньшей мере от 300 до 2500 грн.

После принятия госбюджета на 2012 год уже можно утверждать, что вместо анонсированных правительством повышений заработных плат на 20—25% (500—800 грн.) реальный рост зарплат в среднем за год у бюджетников составит приблизительно 180—250 грн.

…а вышло, как всегда

Таким образом, улучшение реальной жизни украинцев, которое было заявлено Н.Азаровым на его итоговой пресс-конференции, и в 2012 году не произойдет. К сожалению, власть в который раз пошла к народу только с обещаниями «лучшей жизни», не подкрепляя их ни соответствующим бюджетным финансированием, ни какими-либо другими реальными делами. Подобная тактика понятна для предвыборной деятельности оппозиционных сил. Но когда популизмом и демагогией начинает заниматься власть, это действительно пугает.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно