Процедура вступления в бизнес подвергнется коренной ломке

29 декабря, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск №53, 29 декабря-14 января

Если собрать воедино рассказы украинских предпринимателей о том, как они начинали собственное дело, получится учебник о борьбе с разрешительной системой...

Если собрать воедино рассказы украинских предпринимателей о том, как они начинали собственное дело, получится учебник о борьбе с разрешительной системой. И хотя сегодня только ленивый не говорит о насущной необходимости ее изменить, тем не менее воз и ныне там. Рамочный закон «Об основных принципах реформирования разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности» до сих пор не принят. Правда, стало известно, что Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства уже подготовил окончательный вариант документа (он усовершенствуется уже больше года), и теперь дело за Кабинетом министров.
Разработчики считают, что в правительстве документ не задержится, ведь большинство предложений учтено. Причем не только тех, которые поступили от государственных структур, но и от общественных организаций предпринимателей, на обсуждение которых законопроект вынесли еще прошлой осенью. Авторы надеются, что до конца года он попадет в Верховную Раду.
— Убеждена, что парламентарии поддержат законопроект, — заявила директор департамента контроля и разрешительной системы Госкомпредпринимательства Ольга Апатенко. — Ведь, по большому счету, у нас разрешительной системы как таковой нет. Есть отдельные отраслевые, которые действуют в рамках определенных законов и не всегда пересекаются одна с другой. Положения, выписанные в них, слишком общие. Это позволяет отраслевым министерствам, органам местного самоуправления самостоятельно разрабатывать и принимать соответствующие нормативно-правовые документы, исходя прежде всего из своих ведомственных интересов. В последнее время их нормотворчество так бурно развивается, что свыше 60 процентов разрешений выдаются на основе подзаконных актов. Так стоит ли удивляться, что у нас процедура вхождения в бизнес сложная, длительная и дорогая. К примеру, одна семейная пара, собравшаяся открыть парикмахерскую, вынуждена была отказаться от своих планов. В письме-жалобе, отправленном в адрес Госкомпред­принимательства, свое решение они объясняют тем, что за разного рода разрешения им придется выложить 15 тысяч гривен. А ведь еще нужна немалая сумма собственно на сам бизнес: аренду помещения, приобретение инструментов, моющих средств и т.п..
Что же изменится в случае одобрения Закона «Об основных принципах реформирования разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности»? Сам принцип функционирования этого громоздкого и непрозрачного механизма, утверждают авторы проекта. Законодательно будут установлены типы разрешительных документов, срок их действия и порядок выдачи. Названы органы, в чьи функции это входит, определен перечень бумаг, необходимых для получения разрешений, четко выписаны основания для принятия решения (причем в определенные сроки), платность или безвозмездность процедуры. Утверждается и принцип предоставления разрешения не какому-то конкретному предпринимателю, а на определенный объект. То есть новый арендатор повторно не будет проходить согласительную процедуру при условии сохранения им вида деятельности, состояния помещений и оборудования.
Поскольку новый закон рамочный, то он задевает почти всю правовую базу. Ее придется приводить в соответствие с новыми нормами. Скажем, вносить изменения в Закон «О местном самоуправлении» и упорядочить выдачу разрешений на этом уровне. Ведь стремление наполнить местные бюджеты так стимулировало нормотворчество советов, что они наплодили несметное количество разрешений. Весь этот массив следует пересмотреть и определиться, какие именно документы будут выдавать центральные или местные структуры государственной власти, а какие — органы местного самоуправления. На определенные виды деятельности разрешения вообще не понадобятся.
В соответствии с нормами нового закона придется упорядочить и деятельность контролирующих органов, синхронизировав плановые и внеплановые проверки. Предлагается проводить их одновременно и не чаще, чем раз в год, что должно исключит предпосылки для блокирования работы предприятий на протяжении длительного времени. Прозрачнее станет и сам механизм уплаты за разрешительные услуги. В нем четко разграничат, за что именно надо платить, по каким тарифам и куда пойдут собранные средства. Усилят и ответственность чиновников за волокиту, немотивированный отказ в выдаче разрешений. Соответствующие поправки уже подготовлены в Кодексе законов об административных правонарушениях.
Кроме многочисленных изменений в действующее законодательство, следует пересмотреть и нормативно-техническую базу. Так называемые государственные стандарты, утвержденные в 30—40 годы прошлого столетия, безнадежно устарели. К тому же недавно вступил в силу Закон Украины «Об основах адаптации национального законодательства к требованиям Евросоюза». Ныне вся документация пересматривается, разрабатываются новые отечественные стандарты. Для преодоления такого объема работ, касающегося изменения законодательства и наработки новой нормативно-технической базы, будут созданы группы специалистов по определенным направлениям. Весь этот массив нововведений согласуют как между собою, так и с европейскими нормами. Такой подход, убеждены разработчики закона, даст возможность реформировать отечественную разрешительную систему, превратив ее из тормоза в двигатель развития предпринимательства.
Правда, такой оптимизм разделяют далеко не все бизнесмены. Не потому ли многие из них не принимали участия в публичном обсуждении закона, посчитав, что он мало что изменит.
— Это не закон, а концепция, которая не решит проблему, — заявила директор Института конкурентного общества Ксения Ляпина. — Здесь надо подходить совсем с другой стороны: принимать Административно-процедурный кодекс, проект которого уже несколько лет находится в Верховной Раде, и унормировать деятельность административной системы. Пока этого не произойдет, она не заработает на предпринимателя, продолжая перекладывать на него свои функции.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно