Прогноз позитивный?

22 июля, 2011, 15:23 Распечатать Выпуск №27, 22 июля-13 августа

Дав старт пенсионной реформе, страна сделала один из самых трудных шагов на пути возобновления сотрудничества с Международным валютным фондом. На повестке дня выполнение еще одного ключевого условия.

© Андрей Товстыженко, ZN.UA

Дав старт пенсионной реформе, страна сделала один из самых трудных шагов на пути возобновления сотрудничества с Международным валютным фондом. На повестке дня выполнение еще одного ключевого условия — повышения цен на энергоносители для населения. Официальный Киев все же надеется склонить МВФ на свою сторону, согласовав более щадящий график повышения тарифов. Благоприятная динамика большинства макропоказателей пока вселяет оптимизм, хотя из-за никуда не исчезнувшей структурной уязвимости экономики никуда не делись и очень серьезные риски. Национальному банку уже пришлось всерьез заняться нейтрализацией одного из главных — инфляции.

Одним из главных внешних проявлений улучшившихся настроений в отношении Украины после принятия пенсионной реформы стало появившееся в четверг, 21 июля, объявление международного рейтингового агент­ства Fitch Ratings об улучшении прогноза долгосрочных рейтингов Украины в иностранной и национальной валютах (со «стабильного» на «позитивный», при этом сами рейтинги были подтверждены на уровне «В/В»).

Основными предпосылками для такого шага в агентстве назвали существенное сокращение бюджетного дефицита, «чему способствует восстановление экономики и сдерживание расходов». «Более того, в июле правительство Украины получило одобрение парламента на проведение непопулярной пенсионной реформы, что подтверждает нацеленность на решение среднесрочных фискальных задач и осуществление, по крайней мере, части реформ, оговоренных с МВФ», — цитирует пресс-релиз агентства директора в аналитической группе Fitch по суверенным рейтингам Чарльза Севиля.

В то же время как негативный фактор отмечаются «продолжающиеся задержки с корректировками внутренних цен на газ».

Откладываемое украинскими властями повышение тарифов, как известно, осталось последним ключевым требованием МВФ, препятствующим возобновлению его финансирования. О намерении добиваться пересмотра этого условия украинская сторона заявляла неоднократно. Более того, этот вопрос уже обсуждался с руководством фонда в ходе недавнего визита правительственной делегации в Вашингтон.

МВФ, похоже, пока не готов идти на уступки. Украинская партия власти пока тоже не намерена отказываться от попыток их (уступок) добиваться.

В опубликованном в среду, 20 июля, пресс-службой Партии регионов заявлении (от имени нардепа Владислава Лукьянова) сообщается о намерении властей «настаивать на сбалансирова­нии бюджета НАК «Нафтогаз Украины» без повышения цен на энергоносители для населения». В соответствии с обнародованной информацией, в ходе пребывания миссии фонда в Украине, начало которого запланировано на 29 августа, правительство хочет согласовать с представителями МВФ условие, что цены на газ для населения если и будут повышаться, то не такими темпами, как требует фонд.

При этом было подчеркнуто, что большая часть программы сотрудничества с МВФ нашей страной выполнена, при этом «Украина сейчас вообще обходится без этих траншей» и «нам не так нужны эти средства, сколько важно продолжать программу сотрудничества с фондом». Был приведен примечательный аргумент: «На сегодняшний день бюджет государства сбалансирован, более того, по итогам полугодия у нас был профицит в размере 14 млрд. грн., и дополнительные средства были направлены на повышение социальных стандартов». Если такой профицит действительно существует, то его наличие призвано стать главным украинским козырем в переговорах. Мол, добиться бюджетной стабилизации можно и без запланированного повышения тарифов.

Откуда мог взяться профицит — пока загадка. Так, по подсчетам того же Fitch, покрытие возникающих из-за дисбаланса в тарифах убытков «Нафтогаза» «приведет к увеличению консолидированного общего государственного бюджетного дефицита выше целевого ориентира в 3,5%, согласованного с МВФ, минимум на 0,5% ВВП».

Также в Fitch придерживаются достаточно оптимистичных оценок в отношении перспек­тив украинской экономики. Аген­т­ство прог­нозирует рост ВВП Украины на 4—5% в 2011—2012 годах. «В то же время экономика Украины является открытой и по-прежнему зависит от высокоцикличной металлургической отрасли и затратного импорта газа, что де­лает ее уязвимой к глобальным экономическим шокам. Слабый бизнес-климат сдерживает реализацию очевидного потенциала роста страны», — отмечают его представители.

Затратность импорта газа в Украине действительно зашкаливает за все разумные рамки. Так, в первые пять месяцев текущего года доля энергоносителей в украинском импорте составила 37,5% (11,8 млрд. грн. в стоимостном выражении). Импорт газа — более одной пятой (21,6%, или 6,8 млрд. долл.).

За первое полугодие с.г. НАК «Нафтогаз» потратила на закупки голубого топлива уже свыше 7 млрд. долл.: 1,4 млрд. долл. — в январе, 1,6 млрд. — феврале, 1,25 млрд. — марте, 948 млн. — апреле, 950 млн. — мае и 860 млн. долл. — в июне.

При этом если цена поставок в прошлом квартале составила около 297 долл. за тысячу кубометров, то в текущем третьем квартале она вырастет еще почти на 20%, достигнув 354 долл. за тысячу кубометров.

Украинская сторона, видимо, рассчитывает на уступки российской стороны в ценовом вопросе в ходе визита в Киев российского президента Дмитрия Медведева, который должен состояться 30—31 июля. Однако без серьезных встречных реверансов рассчитывать на благосклонность г-на Медведева вряд ли приходится.

Зависимость украинской экономики от показателей металлургии (25% промпроизводства и 40% экспорта) в очередной раз подтвердила последняя статистика. Стоило мировым ценам на металл продемонстрировать временную отрицательную динамику, как тут же и в промышленности, и в целом в экономике наметился спад (по данным украинского премьера, рост ВВП по итогам первого полугодия замедлился до 4,4% по сравнению с 5,3% в первом квартале). Благо, в мае и июне сырьевые рынки снова начали расти. Это сразу же пошло на пользу украинской металлургии и всей промышленности. По итогам июня, Украина нарастила производство стали до 2,97 млн. тонн (на 18,1% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом), выйдя на восьмую позицию в общемировом рейтинге. Промышленность, по итогам того же месяца, зарегистрировала улучшение динамики до 8,9% роста в годовом исчислении. Бюджетные поступления, видимо, тоже.

Серьезное слабое место — дефицит инвестиций, которые, как указывают аналитики Erste Bank в своем последнем макроэкономическом обзоре, увеличились в первом квартале лишь на 4,5% год к году, да и то в основном благодаря инвестициям правительства в подготовку к Евро-2012.

Сведущие наблюдатели давно в курсе, насколько из-за вышеназванных причин благополучие в Украине зависит от кажущихся порой такими далекими общемировых процессов. Поэто­му очевидно, что нынешняя очень непростая долговая ситуация в ЕС и США продуцирует более чем значимые риски для отечественной экономики. К чести нынешнего премьера, он осознает всю серьезность сложившегося положения, оценивая его как «непростое и даже тревожное». «Оба мировых эмиссионных центра — США и Евросоюз — стоят на пороге решений, которые могут иметь драматические последствия для мировой экономики, — отметил Николай Азаров, открывая заседание правительства в среду, 20 июля. — Ведущие экономические эксперты предупреждают о возможности сваливания мировой экономики в новый кризис. Мы не должны пренебрегать такими серьезными предупреждениями, как это делали наши предшественники. Поэтому страну надо готовить к любым сценариям». Среди озвученных премьером рецептов — необходимость максимально ограничить или вообще отказаться от внешних заимствований и «крайне осторожно относиться к предоставлению государственных гарантий».

Внешние финансы остаются ключевым фактором уязвимости и по мнению Fitch. Однако ситуация пока не критична: значительная часть украинского частного внешнего долга относится к обязательствам перед зарубежными материнскими банками или компаниями, а потому неплохо пролонгируется. В то же время, как указывает агентство, совокупные валютные резервы восстановились до своего докризисного максимума в 38 млрд. долл. (покрывая 4,5 месяца текущего платежного баланса). Дефицит счета текущих операций, по его прогнозам, увеличится до 3,6% ВВП в 2011 году, но должен быть полностью профинансирован за счет прямых иностранных инвестиций.

«В ответ на ценовое давление идет постепенное ужесточение монетарной политики, и инфляция в 2011 году ожидается на уровне в среднем около 10%. НБУ поддерживает фактическую привязку валютного курса, который остается стабильным с декабря 2009-го, а уровень долларизации снижается», — еще один из позитивов, отмеченных Fitch в Украине.

Национальный банк действительно оказался последовательным в борьбе с инфляционными рисками, на которые было указано в памятном письме главы НБУ Сергея Арбузова премьер-министру Николаю Азарову. При этом пришлось отойти на второй план даже стратегической задаче нынешнего года — снижения ставок и возобновления банковского кредитования. Среди уже предпринятых Нацбанком мер — активизация операций на межбанковском рынке (значительное повышение ставок по депозитным сертификатам и появление в их линейке более долгосрочных, трехмесячных инструментов), а также ужесточение с 1 июля резервных требований к банкам.

Как отмечают аналитики ING, достаточно умеренные темпы роста монетарной базы позволили НБУ выполнять требования МВФ, касающиеся соответствующего показателя. В частности, согласно последней редакции меморандума (утвержденной в декабре 2010-го), максимальный объем монетарной базы по состоянию на конец июня 2011 года должен составить 235,6 млрд. грн., тогда как фактически он был на уровне 228,1 млрд. грн.

В то же время, хотя ограничительные меры НБУ начали действовать еще в прошлом месяце, на его итоговых показателях денежных агрегатов они пока не успели заметно отразиться (в частности, так называемая широкая денежная масса (агрегат М3) в июне выросла на 2,6%, ускорившись в годичном исчислении до 22,3%).

В ING считают, что более значительное влияние на денежное предложение меры НБУ по ужесточению монетарной политики окажут в июле-августе. «Мы ожидаем, что НБУ будет внимательно следить за развитием ситуации и может использовать другие инструменты по связыванию избыточной денежной массы. В частности, в ближайшие один-два месяца возможно повышение учетной ставки — на 50 б.п., до 8,25%. В любом случае, мы считаем, что вероятность возобновления снижения процентных ставок в этом году стала достаточно низкой», — резюмируют аналитики.

Надо сказать, что по ходу банковскому регулятору пришлось разбираться и с непростой ситуацией на валютном рынке. До самого последнего времени, несмотря на отрицательное внешнеторговое сальдо и возросшие платежи по обслуживанию внешних займов, приток валюты в страну (как и нетто-поступления нерезидентов) оставался положительным, благодаря чему Нацбанк и сумел восстановить свои валовые резервы до докризисного уровня. Однако с середины мая ситуация поменялась кардинально. В прошлом месяце Национальному банку пришлось в ходе интервенций на валютном рынке продать из своих золотовалютных запасов почти 1,5 млрд. долл. Большую часть этой суммы (1,2 млрд. долл.) проглотил наличный рынок, что, в общем-то, нехарактерно для традиционно благополучных в валютообменном отношении летних месяцев. Всего с начала года превышение спроса на наличную валюту над ее предложением составило увесистые 5,3 млрд. долл., которые трудно обосновать исключительно растущими валютными сбережениями. Так, прирост валютных депозитов в банках за то же первое полугодие составил около 1,5 млрд. долл.

Аналитики пока теряются в догадках, пытаясь определить реальные причины столь высокого спроса на валюту на наличном рынке, так как серьезных девальвационных ожиданий в Украине вроде не наблюдается. Потреб­ностями теневого рынка это явление объяснить тоже сложно. В неофициальном обороте гривня востребована как минимум не меньше, нежели валюта (все-таки на внутреннем рынке она доминирует как основное платежное средство, а каждая конвертация означает весьма приличные дополнительные издержки).

Очевидно, что поиск как ответа на этот вопрос, так и адекватных рычагов решения проблемы будет одним из наиболее действенных способов обеспечения стабильности валютного курса в ближайшие месяцы.

Пока же для стабилизации на валютном рынке Нацбанку пришлось (будем надеяться, временно) пойти на весьма непопулярную среди его подопечных меру — значительно ужесточить правила расчета открытой валютной позиции. Так, норматив длинной открытой валютной позиции был снижен с 20 до 5%, плюс банки обязали соблюдать этот лимит на ежедневной (а не на среднемесячной) основе. По некоторым подсчетам, в результате этих новшеств банки будут вынуждены продать около 1 млрд. долл., что неизбежно окажет необходимый временный эффект на валютный рынок.

Впрочем, стабилизация валютного рынка уже состоялась, и можно надеяться, что будет сохранена и в дальнейшем. Одна из главных предпосылок — хороший урожай зерновых, улучшенные прогнозы которого опубликовало Министерство аграрной политики и продовольствия. В министерстве ожидают, что валовой сбор зерновых в нынешнем году в Украине составит не менее 47 млн. тонн при экспортном потенциале зерна до 23 млн. тонн.

С оглядкой на хороший урожай, приемлемое состояние госфинансов, активное противодействие Нацбанка инфляционным рискам, растущие реальные доходы, неплохие потребительские и деловые настроения,
а также пока благоприятную конъюнктуру мировых рынков нынешний баланс рисков для Украины, будем надеяться, действительно соответствует прогнозам Fitch и является позитивным.

Конечно, если не случится никаких эксцессов на мировых рынках, или они, по крайней мере, не будут продолжительными.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно