ПроФондация-2

26 марта, 2010, 19:06 Распечатать

Оперативный приезд в Киев очередной миссии МВФ (предыдущее правительство называло датой начала предстоящего визита 7 апреля с.г.) поначалу вселял оптимизм...

Оперативный приезд в Киев очередной миссии МВФ (предыдущее правительство называло датой начала предстоящего визита 7 апреля с.г.) поначалу вселял оптимизм. Как и предполагалось, миссионеры фонда достаточно быстро согласились на предельный дефицит госбюджета-2010 на уровне 6% ВВП. О чем не преминули сразу после первых же встреч сообщить украинские чиновники. Оговорившись, правда, что в перечень требований МВФ входит еще и реалистичность бюджета, завершение рекапитализации банков и снижение в Украине инфляции, которая уступает только аргентинскому аналогу.

Вот бы радоваться, да только украинская сторона что-то темнит относительно конкретных шагов по балансировке своих госфинансов, дефицит которых пока значительно превышает оговоренный порог. В отношении предстоящих реформ пока сыплются очень общие и обтекаемые тезисы. Между тем идущие полным ходом сомнительные кадровые назначения заставляют сильно сомневаться в подлинных намерениях власти. Особенно в финансовом секторе.

Как уже неоднократно отмечалось, опыт сотрудничества с прошлым правительством и президентом Ющенко сильно подорвал доверие МВФ к украинскому политикуму. С другой стороны, разгорание очагов нестабильности в Европе (Греция, а в последние дни — и Португалия) вынуждает распорядителей фондов международной финансовой помощи быть более сговорчивыми и с такими, как Киев, пациентами. И хотя Украина сейчас уже не рассматривается в числе первоочередников на реанимацию, угрозы новых рецидивов исключать нельзя: с учетом тяжести фискального кризиса состояние пациента остается на грани критического. Так что выпустить из-под контроля ситуацию в Украине вряд ли входит в планы МВФ.

Несомненно, договоренность нужна и Киеву. И не только из-за 6 млрд. долл. новых траншей, возможность получения которых была оговорена программой stand-by, подписанной еще в ноябре 2008 года. О необходимости возобновления сотрудничества с МВФ дружно заявили как американские, так и европейские официальные лица. В частности, возобновление переговоров с МВФ является условием оказания Евросоюзом дополнительной финансовой помощи Украине на общую сумму 610 млн. евро.

«Возлагаем большие надежды на то, что вы достигнете понимания с миссией МВФ на взаимовыгодных параметрах», — такое высказывание заместителя министра финансов США Кристофера Старта в ходе его встречи с премьером Николаем Азаровым 23 марта процитировало управление по связям со СМИ секретариата Кабмина.

Со своей стороны, украинский премьер заявил, что правительство рассчитывает на восстановление или принятие новой программы сотрудничества с фондом, которая, как он подчеркнул, «нам нужна в первую очередь для того, чтобы приступить к реализации так необходимых для Украины реформ». Но дальше — ни слова конкретики.

Тем временем вице-премьер-министр Сергей Тигипко озвучил экономические цели, которые несколько отличаются от требований фонда. В частности, было сказано о том, что цену на газ для населения поднимать нельзя (одно из ключевых условий МФО, без которых, по их мнению, невозможно выровнять плачевное финансовое положение НАК «Нафтогаз»), даже если Киев будет вынужден больше платить за российский газ. «По подсчетам Минфина, мы сможем сбалансировать бюджет, и не повышая цену на газ для населения», — заверил вице-премьер журналистов.

Также он выразил надежду, что минимальная зарплата вырастет в нынешнем году на 23%. Такое увеличение более чем в два раза опережает показатель прогнозируемой инфляции, с которой МФО настойчиво рекомендуют соотносить рост зарплат и пенсий.

Насколько сбалансированными окажутся в итоге госфинансы, мы вряд ли узнаем раньше презентации новой версии бюджета на 2010 год. И вряд ли его ключевые параметры станут известны до отбытия нынешней миссии МВФ в Вашингтон, которое запланировано на 2 апреля. Так что ждать конкретных результатов от ее нынешнего пребывания в Киеве не следует. Скорее всего, по прогнозам наблюдателей, нам придется дожидаться приезда еще одной миссии где-нибудь в мае.

Косвенным свидетельством того, что первые лица Украинского государства не придают первостепенного значения встречам и переговорам с нынешней миссией МВФ, служит и то, что новый ее глава — Танос Арвантис, вопреки сложившейся практике, не был представлен ни президенту, ни премьер-министру. Нико-
лай Азаров в день приезда г-на Арвантиса в Киев уехал на переговоры в Москву. Весьма симптоматично.

А вот последние ключевые назначения в финансовом секторе было бы слишком мягко называть «симптоматичными». Нюансы коалиционных договоренностей позволяют всплывать на высокие посты личностям, которых даже с о-очень большой натяжкой сложно назвать адекватными занимаемым должностям.

Оставим без комментариев назначение на должность главы Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку приближенного к Ринату Ахметову менеджера-энергетика Дмитрия Тевелева, прежде занимавшего должность исполнительного директора ОАО «Днепроэнерго». Как нет слов и по поводу прихода на пост председателя Госфинуслуг лидера Союза левых сил Василия Волги, успевшего прославиться целой серией эпатажных заявлений. Все отношение этого персонажа к финансам, если судить по его биографической справке, заканчивается получением бывшим военнослужащим с дипломом инженера-
механика атомных энергетических установок второго диплома — Межрегиональной академии управления персоналом по специальности «банковское дело». Видимо, чтобы возглавить регулятора рынка страховых компаний и кредитных союзов, сегодня этого достаточно.

А вот на процессах и назначениях в сфере банковского регулирования позволим себе остановиться подробнее.

Не слишком тонкий расчет администрации Виктора Януковича, сохранившей за Владимиром Стельмахом пост главы Национального банка, уже приносит первые дивиденды. Зависимому
г-ну Стельмаху приходится быть все отзывчивее к пожеланиям приближенных к президенту Януковичу групп влияния. В первую очередь, Дмитрия Фирташа и Валерия Хорошковского, которые в последние недели значительно укрепили свои позиции на финансовом рынке.

Так, по сведениям «ЗН», Нацбанк еще на год — до марта 2011-го — продлил 7,5-миллиардное рефинансирование банку «Надра», несмотря на то, что Group DF так и не предоставила адекватного залога в обеспечение полученных от регулятора средств. В этой связи, как сообщил «ЗН» источник в НБУ, вопрос о ликвидации и рекапитализации банка на сегодняшний день не стоит.

К нынешнему марту г-н Фирташ через подконтрольные структуры, похоже, скупил большинство долгов банка у клуба внешних кредиторов с дисконтом до 70—75% от номинала. Сейчас, например, евробонды «Надр», предстоящие к погашению в нынешнем году, котируются по 28—33 цента за каждый доллар номинальной стоимости. В результате текущая доходность этих инструментов составляет свыше 160% годовых. Для сравнения, аналогичные по срокам бумаги первоклассных украинских эмитентов котируются сейчас с доходностью в 25—26 раз ниже (немногим более 6% годовых).

Кстати, клуб кредиторов «развалился» еще в январе, так как временная администрация банка «Надра» не финансировала его собрания и текущую деятельность.

Что же касается Валерия Хорошковского, ныне возглавляющего Службу безопасности Украины, то его интересы в Нацбанке сегодня представляет Василий Случ, возглавлявший Укрсоцбанк после его приобретения Валерием Ивановичем (с 1999-го по 2001-й). Последнее место работы г-на Случа — зампред банка «Столица» (с 2004-го и до введения в банк временной администрации в июле 2009-го). После того, как руководство НБУ приняло решение реформировать Генеральный департамент банковского надзора в Службу банковского надзора, Василий Случ стал начальником управления выездного надзора (вместо Светланы Фабер, которая перешла на должность начальника управления безвыездного надзора). На изменении (а точнее — переназвании) структуры реформы в банковском регуляторе и закончились.

Вообще-то даже удивительно, как часто ключевые должности в банковском надзоре НБУ занимают люди, не слишком преуспевшие в управлении реальным банковским бизнесом. Главный скандал прошедшей недели в банковской системе — опубликованная рядом деловых СМИ информация, что в надзорной службе планируются еще два весьма сомнительных назначения.

Одно — откровенно лоббистское. Первый заместитель главы НБУ Анатолий Шаповалов якобы продвигает на место первого зама начальника Службы банковского надзора своего давнего друга по Проминвестбанку Виктора Мироненко, которого банкиры характеризуют, как «жадного, но исполнительного работника».

Второе назначение — откровенно «серое»: другим заместителем начальника Службы пытается стать Денис Горбуненко, который в свое время так удачно поруководил «Родовид Банком», что государство было вынуждено спасать учреждение путем рекапитализации за счет бюджета. В прошлом году «Родовид» зафиксировал убыток в 4,2 млрд. грн., из которых 3,5 млрд. пришлось на формирование резервов по кредитным операциям. Таким образом, проблемные необслуживаемые займы уже даже официально достигают 70% кредитного портфеля банка. А сколько еще может скрываться «сюрпризов»?

Банк уже стал крупнейшим реципиентом казенных взносов в его уставный капитал — на эти нужды потрачено 8,4 млрд. грн. за счет взятых на баланс государства долговых обязательств. Но по просачивающимся в СМИ данным, сейчас на текущем счету в «Родовиде» осталось всего несколько десятков миллионов гривен. Так что учреждение до сих пор стоит перед необходимостью наращивать капитал за счет облигаций. По информации из различных источников, новые потребности в увеличении капитала банка его временный администратор Сергей Щербина оценивает в своих обращениях к Кабмину то в 7,5 млрд., то в 12 млрд. грн.

Что-то дороговато обходится налогоплательщикам деятельность г-на Горбуненко, который и после вхождения в «Родовид» государства не потерял влияния на учреждение, неотступной тенью находясь рядом с г-ном Щербиной. Особенно памятно его присутствие на трибуне в ходе встречи в конце июля прошлого года тогдашнего премьера Юлии Тимошенко с вкладчиками банка в Международном выставочном центре.

Банкиры, в ответ на просьбу прокомментировать возможное назначение Дениса Горбуненко, растерянно пожимают плечами. По их общему мнению, если в руководстве надзорных органов НБУ действительно окажется человек, приведший возглавляемый им банк к фактическому банкротству, это будет расцениваться не иначе, как откровенный вызов банковскому сообществу и профанация любых этических, профессиональных и репутационных норм.

В СМИ уже неоднократно попадала скандальная информация о деятельности в банке «Родовид» временной администрации. Очень серьезные опасения вызывала в феврале с.г. цепь весьма нелогичных, на первый взгляд, действий в отношении «Родовида» бывшего и.о. министра финансов Игоря Уманского. Так, с 10 по 12 февраля 2010 года г-н Уманский направил в учреждение сразу три очень любопытных письма, то запрещавших, то разрешавших учреждению операционную деятельность. Примечательно, что в те дни молчал телефон временного администратора банка Сергея Щербины, который очень редко отказывает себе в удовольствии засветиться в публичной плоскости. Но полным ходом работало факсимиле временного администратора, которым можно было запросто легализовать любое платежное поручение.

По данным «ЗН», побудительным мотивом нелогичных действий г-на Уманского была информация, что попечители банка готовы выполнить ряд весьма сомнительных операций.

На минувшей неделе — новый скандал. Как заявил на пресс-конференции руководитель ГлавКРУ Петр Андреев, в «Родовид Банке» была зафиксирована попытка уничтожить документы, связанные с его рекапитализацией. Г-н Андреев также косвенно подтвердил факт проведения 24 марта выемки документации в центральном офисе учреждения: «Это СБУ реализовывала свою оперативную информацию. Там начали уничтожать документы, связанные с покупкой этого банка, то есть с переходом его в государственную собственность».

В тот же день, как свидетельствуют информированные источники в Нацбанке, Владимира Стельмаха посетил представитель Службы безопасности, который порекомендовал не брать на работу г-на Горбуненко, потому что в этом случае «могут появиться уголовные дела». В результате вероятность одиозного назначения вроде бы резко снизилась.

Но легче от этого не становится. Ведь подобные примеры очень ярко демонстрируют, какие нравы сейчас царят в украинских верхах. И вы говорите «реформы»?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно