ПРОЕКТ «ДРУЖБА—АДРИЯ»: «УКРТРАНСНАФТА» ИНТЕГРИРУЕТ СВОИ ИНТЕРЕСЫ С НЕФТЕТРАНСПОРТНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

7 февраля, 2003, 00:00 Распечатать

На фоне неотвратимости вооруженного противостояния США, Великобритании и Ирака так называемая нефтяная геополитика, прежде всего в Европе, приобретает все более практические очертания...

Весна Трнокоп-Танта
Весна Трнокоп-Танта

На фоне неотвратимости вооруженного противостояния США, Великобритании и Ирака так называемая нефтяная геополитика, прежде всего в Европе, приобретает все более практические очертания. И самое интересное, что этот конструктивный процесс развивается не только в интересах европейцев, но и американцев. По крайней мере, в этом уверен специальный уполномоченный Украины по вопросам Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) и одновременно председатель правления ОАО «Укртранснафта» Александр Тодийчук: «Параллельная реализация и частичное соединение международного интеграционного проекта «Дружба—Адрия» позволит, прежде всего, каспийской нефти выйти не только на европейский, но и на американский рынок».

В этом контексте этапным событием можно назвать состоявшееся 30—31 января 2003 года заседание координационной рабочей группы представителей государств—участников Соглашения о сотрудничестве в реализации проекта интеграции нефтепровода «Дружба—Адрия».

Напомню, что Соглашение о сотрудничестве в реализации проекта интеграции нефтепровода «Дружба—Адрия» было подписано 16 декабря 2002 года в Загребе (Хорватия). Срок действия соглашения определен в 10 лет с возможностью пролонгации его действия представителями всех шести стран-участниц: России, Украины, Беларуси, Хорватии, Словакии и Венгрии.

Проект «Дружба—Адрия» предусматривает создание экспортного маршрута транспортировки нефти из Российской Федерации и других стран СНГ на мировые рынки, включая североамериканский, через хорватский глубоководный порт Омишаль. Предполагается поэтапная загрузка и увеличение существующих трубопроводных мощностей этого нефтемаршрута. Его общая протяженность — свыше трех тысяч километров. По всему маршруту будет установлен единый тариф на транспортировку тонны нефти по каждым 100 км нефтепровода — 0,64 долл. Тариф за перевалку тонны нефти в порту Омишаль предполагается установить в 2,5 доллара.

По результатам рабочих консультаций, состоявшихся 30—31 января в киевском офисе «Укртранснафты», подписан протокол координационной рабочей группы «Дружба—Адрия» и определены концепции второго и третьего этапов развития этого международного проекта. С целью ускорения и оптимизации развития проекта стороны договорились создать рабочую группу для его реализации. В течение 2003 года планируется провести пять ее заседаний. Первое должно состояться 12—14 февраля 2003 года в Будапеште (Венгрия).

В краткосрочном периоде предусматривается увеличение нефтепотока по маршруту «Дружба—Адрия» до 5 млн. тонн нефти в год; в долгосрочном — увеличение нефтепотока до 15 млн. тонн в год. Правда, последний этап потребует дополнительных инвестиций в весьма существенных объемах.

Вот что сказала по поводу реализации проекта «Дружба—Адрия» президент хорватской Национальной нефтетранспортной компании «Янаф» Весна Трнокоп-Танта:

— Адриатический нефтепровод построен в 1972 году для обеспечения транспортировки нефти на нефтеперерабатывающие заводы бывшей Югославии, Чехии, Словакии и Венгрии. Этот нефтепровод строился с расчетом на ежегодную перевалку 20 млн. тонн нефти.

Война, происходившая на территории бывшей Югославии, к сожалению, помешала нормальному функционированию нефтепровода «Адрия», и в последние несколько лет мы работали только с 25-процентной загрузкой производственных мощностей. Поэтому проект «Дружба—Адрия» для нас чрезвычайно важен. Для самого нефтепровода «Адрия» он означает наполнение трубопровода нефтью, а для Хорватии в целом — повышение ее политического веса в Восточной и Центральной Европе.

Кроме повышения наших доходов от увеличения нефтетранзита, этот международный проект делает возможной связь между нефтяными компаниями в России и покупателями на Американском континенте, а нам позволяет верить, что мы являемся одним из значительных звеньев в одной из самых главных связующих цепочек между Востоком и Западом.

— После подписания соглашения о проекте «Дружба—Адрия» некоторые российские СМИ утверждали, что терминал Омишаль и Ядранский нефтепровод стали интегрироваться в систему российского нефтеэкспорта. Созвучные оценки высказывали и некоторые американские эксперты. Насколько это соответствует действительности, на ваш взгляд?

— Реализация этого международного проекта предусмотрена в нашем Соглашении о сотрудничестве и совместной деятельности по экспорту российской нефти на мировой рынок, и стороны, подписавшие это межправительственное соглашение, поддержали проект. Между прочим, подписывая этот документ, стороны обязались использовать свободные мощности своих трубопроводных систем для того, чтобы обеспечить транспортировку российской и транзит нефти других стран СНГ на мировой рынок.

Каждая из транспортных компаний и каждая из сторон—участниц проекта «Дружба—Адрия» подписала соглашение и тем самым подтвердила, что в дальнейшем будет транспортировать необходимое количество нефти для обеспечения потребностей своих нефтеперерабатывающих заводов и для других НПЗ на этом нефтетранспортном направлении. Это означает, что мы не теряем самостоятельности, и всякие спекуляции по поводу якобы утраченной нефтетранспортной независимости не выдерживают никакой критики.

— Каковы возможности возглавляемой вами компании «Янаф» в использовании терминала «Омишаль» для перевалки других сортов нефти, кроме российской экспортной смеси urals, например казахской нефти?

— Нефтепровод «Адрия» построен, чтобы транспортировать до 34 млн. тонн нефти в год. Минимальный же технико-технологический минимум составляет 20 млн. тонн нефти в год.

Если речь идет о разных сортах нефти, мы на сегодняшний день можем обеспечить транспортировку и перегрузку через порт Омишаль любых сортов нефти.

— В связи с увеличением нагрузки на Босфор из-за наращивания транзита нефтетанкеров возрастает актуальность маршрутов, обходящих этот пролив. Некоторые эксперты, в частности на международных конференциях, в последнее время называют маршрут Одесса—Броды—Ужгород—Омишаль с использованием возможностей проекта «Дружба—Адрия» первым байпасом для Босфора, способным транспортировать каспийскую нефть. Как вы оцениваете перспективу этого маршрута?

— Мы убеждены, что открытие любого нового транспортного направления может принести только пользу для всех. Но нужно позаботиться, чтобы эти новые транспортные маршруты не противоречили друг другу. Новые проекты должны быть, прежде всего, экономически оправданы и сохранять высокий уровень экологической защищенности. Кроме того, при реализации любого нового транспортного проекта заранее следует определиться с рынком, на который по этому транспортному направлению будет доставляться нефть. Надеюсь, участникам международного интеграционного проекта «Дружба—Адрия» и ЕАНТК это удастся.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно