ПРОБЛЕМА-2000: МИФЫ И ФАКТЫ

22 октября, 1999, 00:00 Распечатать

Достаточно давно созрело желание написать на тему «Проблемы-2000». Но события последних дней, очере...

Достаточно давно созрело желание написать на тему «Проблемы-2000». Но события последних дней, очередное заседание Государственной комиссии (27 сентября 1999 г.), участие в семинаре Еврокомиссии в Брюсселе (29-30 сентября), последние публикации в средствах массовой информации заставили ускорить подготовку статьи.

В последнее время, как снег на голову, на человечество сваливаются стихийные беды и катастрофы. Но ни одна катастрофа, ни одно стихийное бедствие не привлекло столько внимания, как компьютерный кризис, называемый проблемой 2000 года, который имеет три отличительные особенности: известно, когда он случится; известно, что он имеет всемирный масштаб; но не известно, где точно и как он проявится.

Напомним коротко суть проблемы 2000 года. В свое время, при создании компьютеров, с целью экономии их ресурсов, в данных типа «дата» - год представляли в укороченном варианте - последними двумя цифрами. Например, 1964 год представлялся как 64. Однако при таком представлении невозможно определить номер столетия, поэтому при переходе в XXI век, в ночь на 1 января 2000 года могут возникнуть проблемы при компьютерной обработке дат. Следовательно, все компьютерные системы, обрабатывающие даты в укороченном формате, будут ошибаться в своей работе. Но следует подчеркнуть, что «с ума могут сойти» только те компьютеры, которые обрабатывают даты, все остальные как работали, так и будут работать.

Однако если представить себе области, в которых используются компьютерные системы, обрабатывающие даты, то перечень получится более чем внушительный. Прежде всего, это системы, которые предназначены для проведения разнообразных финансовых операций: кассовые операции в магазинах и ателье, банковские операции с наличными и безналичными средствами; начисление разнообразных пенсий и пособий и т.п.

Сегодня невозможно представить себе работу транспортного комплекса государства без использования компьютерных технологий.

Стабильность грузовых перевозок в железнодорожном транспорте поддерживается работой около двух десятков типов автоматизированных систем управления (АСУ), которые обеспечивают автоматизацию деятельности начиная от планирования перевозок и заканчивая контролем движения грузов по дорогам страны.

За тем, что у нас загорается в квартире электрическая лампочка стоит работа огромного энергетического комплекса - это электрогенерирующие (атомные, тепловые и гидроэлектростанции) и энергораспределяющие компании, газо- и нефтепроводы, нефтеперерабатывающие заводы, хранилища нефти и газа и т.д. И во всем этом необъятном хозяйстве сотни и сотни компьютеров и компьютерных технологий, обеспечивающих его функционирование.

В медицине используется очень много компьютеризированных комплексов в диагностике, а также в системах обеспечения жизнедеятельности тяжелых больных. Не говоря уже о различных системах учета и регистрации разнообразных групп больных или нуждающихся в профилактической помощи.

И, наконец, телефон, который пока стоит не у каждого в квартире, но которым мы все уже привыкли пользоваться. В Украине основу системы телефонной связи практически составляют несколько десятков цифровых АТС, конечно, используются и не цифровые АТС, но речь идет именно об основе. Так вот, работу этих цифровых АТС обеспечивают один или несколько компьютеров с соответствующим программным обеспечением. А если говорить о других видах связи - передаче данных, мобильной телефонии и т.п., то без использования современных компьютерных технологий они просто не могут функционировать.

Во всех этих вышеперечисленных компьютерных комплексах с той или иной степенью интенсивности может использоваться обработка дат. Представьте себе на мгновение, что вдруг даты стали неправильно обрабатываться… Такой кошмар лучше не представлять. Средства массовой информации полны описаний сценариев возможных глобальных и менее масштабных последствий неправильной работы многочисленных систем и технологий, основанных на использовании компьютеров, при переходе в 2000 год. Отсюда и появились названия - компьютерная катастрофа, компьютерный кризис или проблема 2000 года.

Решению этой проблемы уделяют много внимания практически все правительства в мире, ряд международных и общественных организаций. Для координации усилий, направленных на уменьшение негативных последствий воздействия проблемы 2000 года, при правительствах ряда стран были созданы специальные комитеты и группы экспертов, проводятся слушания в парламентах и принимаются отдельные законодательные акты, создаются государственные планы и проводятся специальные учения.

По оценке экспертов на решение проблемы 2000 года необходимо в каждой стране суммарно затратить от 0,5 до 4,5% ВНП.

Украина не была в стороне от мирового процесса уяснения сути проблемы 2000 года и прогнозирования возможных последствий. Но на это потребовалось определенное время потому, что, невзирая на относительную техническую прозрачность причин ее возникновения, проблема имеет не только технические аспекты, но и ряд организационных, финансовых, социальных, правовых и т. п.

Очень кратко, информативности ради, расскажу о том, что же делалось на правительственном уровне для решения этой проблемы в Украине. Не стоит лукавить и говорить, что все было гладко. В действительности, вначале преобладала точка зрения, сводящаяся к тому, что эта проблема надумана. И, реально, только с конца 1997 года начали активно проводить мероприятия по ее решению.

По поручению Кабинета министров Украины в прошлом году центральные органы исполнительной власти и областные администрации должны были осуществить ряд предупредительных мероприятий. В частности, исследовать состояние и провести инвентаризацию электронно-вычислительной техники, программного обеспечения, компьютерных систем и сетей, разработать предварительный план мероприятий по устранению негативных последствий Проблемы-2000.

Были проведены встречи с зарубежными компаниями и специалистами, с послами и сотрудниками посольств США, Канады, Англии, Германии, Финляндии и др., с руководящими сотрудниками Всемирного банка с целью изучения опыта решения проблемы 2000 года и возможности использования помощи. В решение проблемы включились научные коллективы, практически все фирмы, работающие в компьютерном бизнесе, отдельные специалисты, проводились конференции и семинары.

Данные проведенного предварительного анализа засвидетельствовали то, что негативное воздействие этой проблемы будут проявляться более чем в четверти исследованных компьютерных систем, а исследовалось их по стране несколько десятков тысяч. Наиболее чувствительными сферами были определены - банковская, связь, транспорт, энергетика, социальная, оборона.

Логическим завершением определенного этапа работы было создание в Украине «Государственной комиссии по вопросам предотвращения и устранения возможных негативных последствий компьютерного кризиса 2000 года». Такие же комиссии были созданы во всех министерствах, ведомствах, областных администрациях, на крупных предприятиях.

Эти комиссии, прежде всего, должны были выявить реальную картину по Проблеме 2000 года и разработать план конкретных мероприятий с определением расчета необходимых материальных, финансовых и людских ресурсов, сосредоточив особенное внимание на критичных сферах жизнедеятельности государства и общества, предпринять необходимые усилия для решения Проблемы-2000 в сфере своей компетенции.

«Особо следует подчеркнуть некоторые особенности решения Проблемы 2000 года, которые являются значимыми при определении стратегии действий:

1. Если пропустить при анализе и в процессе дальнейших мероприятий только один компьютер в государстве, но этот компьютер будет работать, например, в системе обеспечения технологической безопасности АЭС, то последствия трудно предусмотреть. Поэтому при анализе требуется учесть каждый компьютер, каждую компьютерную систему.

2. Разрешение Проблемы 2000 года часто представляется как обязательная замена старого оборудования на новое. Но это не так. С одной стороны, иногда достаточно поменять местами имеющиеся в наличии компьютеры. А с другой - достаточно «отремонтировать» программное обеспечение. Но, к сожалению, на часть программ документация может быть потеряна, а может быть ее и вовсе не было. Решение Проблемы 2000 года требует вдумчивого, творческого подхода как администрации, так и специалистов.

3. Масштабы проблемы очень большие. Работа требует объединения усилий широкого круга руководителей разных уровней и сотрудников всех министерств и ведомств, всех предприятий и организаций разных форм собственности, научных работников и специалистов, средств массовой информации и т. д. Поэтому, особенно в начальный период устранения возможных негативных последствий Проблемы 2000 года, необходимо сделать акцент на организационном аспекте.

4. Известно радикальное средство решения Проблемы 2000 года - выключить компьютер. Как крайний выход возможно и это. Но тогда необходимо планово перейти на «ручной» режим работы, т.е. необходимо разработать резервные планы.

5. Средства понадобятся очень большие. Бюджет всю нагрузку не выдержит. Поэтому с самого начала необходимо искать альтернативные источники или схемы финансирования. На заграничную безвозвратную финансовую помощь надеяться не приходится.

В целом можно сделать следующий вывод: Проблема 2000 года имеет большие масштабы и может не иметь катастрофических последствий для Украины только при условии четкой организации работ, определения персональной ответственности на каждом участке, объединения усилий всех причастных к этому делу.

В любом деле важен результат. На последнем заседании Государственной комиссии (27 сентября) слушался доклад о состоянии дел по решению Проблемы-2000, составленный на основе официальных промежуточных отчетов отраслевых и областных комиссий.

На следующий день по приглашению Еврокомиссии делегация от Украины вылетела в Брюссель для участия в работе второго семинара по «Проблеме 2000 года». Семинар объединил в двухдневной напряженной работе более двухсот участников из 35 стран.

Сравнительный анализ доклада на Государственной комиссии и того, что обсуждалось на семинаре, докладов о состоянии решения проблемы в разных странах еще раз позволил убедиться в том, что Украина - государство способное решать трудные проблемы. Объективности ради надо сказать, что эти решения достигаются ценой больших усилий, преодолением организационных несуразиц и финансовых ограничений. Давайте же посмотрим, что же сделано у нас через призму состояния дел у соседей.

Итак, финансы. Конечно, в Европе Проблема-2000 в банковской сфере имеет несколько другие аспекты, чем у нас, но и много сходного. Прежде всего, все центральные банки, как и наш, уже готовы работать в 2000 году, а процент неготовности остальных банков почти одинаков. Представитель Viza Europe Лен Чарда сообщил, что они имеют данные о состоянии более 20 тыс. банков и из них готово 97-98 %. А у нас из почти 250 банков не были готовы 10. Для них определены подробнейшие планы действий по устранению недостатков. Не справятся - будет поставлен вопрос о лицензии.

Практически все выступающие (Англия, Финляндия и др.) с опасением говорили о возможном ажиотажном спросе на наличность в предновогодние дни, который может возникнуть из-за опасения, что банкоматы не будут работать по причине Проблемы-2000. И вот здесь впервые прозвучала мысль, которая потом неоднократно повторялась в разных контекстах. Лен Чард отметил, что ежедневно в их системе не работает 2-3% банкоматов по различным причинам. И если в обычный день нет проблем - зашел за угол и нашел другой банкомат, то 1 января 2000 года это может вызвать панику - началась компьютерная катастрофа! Один из известных экспертов по банкам, казначей крупного английского банка мистер Р. Паттинсон видит лишь одно лекарство от этой болезни - информировать население о реальном состоянии дел и об ожидаемых угрозах. Он же привел цифры, свидетельствующие о том, что на технологию предоставления кредитов Проблема 2000 года практически не повлияла. Только 10 из более чем 1700 исследованных финансовых организаций полностью изменят техническое оснащение.

Наверное, найдутся люди на земном шаре, которым не повезет, и им придется встретить Новый год в дороге. Именно им посвящается следующая информация. На семинаре выступил Ф. Бартстра - представитель Международного союза железных дорог (UIC) в который с 1922 года вступило 140 стран. Он отметил, что, с точки зрения безопасности движения, исходя из используемых технологий, по их данным, все железные дороги на континенте готовы работать в условиях 2000 года. Однако ряд стран (Япония, Бельгия, Англия, администрация Евротуннеля - того, что проходит под Ла-Маншем) обсуждают в качестве возможной профилактической меры остановку движения в ночь на Новый год и начало его в четыре - пять часов утра 1 января.

В Украине мы бронируем и покупаем билеты на пассажирские поезда при помощи автоматизированной системы «Экспресс-2», которая уже готова для работы в условиях 2000 года. Но более того, сейчас находится на стадии внедрения более совершенная система «Экспресс-УЗ» отечественной разработки, в которой изначально Проблема-2000 была решена. В области грузовых перевозок 17 АСУ адаптировано к Проблеме-2000 и сейчас ведется напряженная работа по повторному тестированию.

В силу ряда причин по сравнению с железнодорожным транспортом авиационный вызывает более повышенный интерес. По докладу представителя ICAO на сентябрь 115 национальных авиационных администраций доложили о выполнении работ по устранению возможного отрицательного влияния на безопасность полетов. Наша же авиационная администрация на конец сентября доложила в Государственную комиссию о том, что автоматизированная система по продаже билетов в соответствии с выводами международной организации IATA готова к работе в 2000 году, работы по модернизации программно-аппаратных комплексов в Центре координации полетов и в Центральной диспетчерской службе Укравиации закончены, продолжается инспектирование авиаперевозчиков и аэропортов. В целом же определено, что негативных последствий со стороны Проблемы-2000 для безопасности полетов в Украине не ожидается.

Очень много сообщений было посвящено энергетическому комплексу. Это и немудрено, ведь событие-то будет происходить в разгар зимы. Симптоматично, что первой обсуждалась проблема поставки газа - важнейшего для Европы энергетического сырья. Представитель Еврогаза К. Винклер сообщил о том, что технология доставки практически не подвержена воздействию Проблемы-2000, но могут возникнуть проблемы в области подсчетов объемов потребления и расчетов с клиентами. Готовность систем поставки газа в разных странах такова: Англия - 26 декабря последние испытания; Италия - 30 октября испытания будут закончены; Австрия - ноябрь.

Поставки нефти и нефтепродуктов также не были обойдены вниманием. Господин П. Грабау (Shell International Oil Products) утверждал, что нефтеперерабатывающие заводы будут работать без сбоев. А потом он сказал о том, что позволило вспомнить пословицу «Кому - война, а кому - мать родна». Наверное, многие слышали о том, что Проблема-2000 тесно связана со спекулятивными моментами, с желанием некоторых фирм «подзаработать» в это время. Так вот, Грабау, анализируя влияние Проблемы-2000 на нефтяной бизнес, отмечает, что значительно возрастет потребление горючего, так как многие будут делать запасы. Поэтому для них Проблема-2000 - это не угроза, а новые возможности.

Справедливости ради, следует отметить, что было продекларировано и альтернативное отношение к Проблеме-2000. Клаус Мильц (Daimler-Chrysler Railsystems) сказал, что они, как и многие другие ведущие разработчики и поставщики, прилагают большие усилия для решения Проблемы-2000 у клиентов. Зачастую это происходит в рамках гарантийных обязательств или за символическую плату.

На предприятиях Госнефтегазпрома Украины было проведено тестирование около 6 тыс. компьютерных систем. В конце сентября была закончена модернизация и проведено повторное тестирование на 1050 системах (40 % от общего количества, которые подпадали под воздействие Проблемы-2000).

Система подачи электроэнергии по заключению Eurelectric практически не подвержена влиянию Проблемы-2000. Основной риск связан с поведением клиентов, т.е. с ажиотажным спросом на электроэнергию по каким-то причинам. Поэтому основные мероприятия направлены на обеспечение надежности электросети как таковой. Так же, как и в газоснабжении, основные проблемы приходилось решать в компьютерных системах учета и расчетов за электроэнергию.

Конечно, в ходе семинара анализировалась угроза, которая может исходить от атомных станций. Заслушивались доклады от МАГАТЭ, Бельгии, Украины, Франции. Представитель МАГАТЭ сообщил, что две страны из 23 не представили вообще никакой информации о состоянии решения Проблемы-2000. Интересно было анализировать выступления представителей различных стран. В основном они были похожи по методике подхода к решению возникшей проблемы и в выводах. Но вдвойне было приятно, когда представители Бельгии и Франции в явном виде подтвердили схожесть и адекватность своих действий с действиями украинских специалистов. Общий вывод: безопасность ядерных реакторов не будет нарушена.

В целом, в Украине функционирование генерирующих энергосистем, нефтегазовых транспортных систем и систем диспетчерского управления не будет подпадать под влияние Проблемы-2000. К такому же выводу пришли американские эксперты, которые в конце сентября работали на некоторых объектах энергетики.

Практически во всех масштабных подотраслях транспорта и энергетики, в банковской сфере ставился вопрос о функционировании системы связи.

Анализ показал, что в Украине несовместимы с Проблемой-2000 14 типов городских АТС, 7 типов междугородних АТС и около 1300 компьютерных систем, которые функционируют в предприятиях связи. Была проделана кропотливая и вдумчивая работа с поставщиками оборудования и программного обеспечения. Но и не без «драматизма», когда окончательные суммы отличались от первоначально запрашиваемых в несколько раз, а то и на порядок. Срок готовности отрасли связи к работе в 2000 году определен октябрем-ноябрем.

В настоящее время в Государственной комиссии пристальное внимание уделяется планированию на случай возможных чрезвычайных ситуаций. Конечно, делается все, чтобы таких ситуаций не было, но, как отмечалось неоднократно в выступлениях на семинаре в Брюсселе, 100% гарантии никто дать не может. Поэтому Министерству по чрезвычайным ситуациям поручено подготовить остальные ведомства в методическом плане и провести координационные учения. Видимо, в свое время понадобится определенная концентрация дежурных сил и средств не только МЧС, но и на всех значимых объектах, о которых мы говорили выше. Как говорится - на Бога надейся, а сам не плошай.

Одним из важных вопросов, который, несмотря на то, что был вынесен в отдельный подраздел, затрагивался в большом количестве выступлений на семинаре, - был вопрос информирования населения. Одним из основных лейтмотивов - не перегнуть палку. Рецепт - взвешенная, достоверная, своевременная информация, которая должна быть подана доступным языком. Граждане должны знать о том, где возможно может проявиться опасность, а если она вдруг будет реализована, то они должны быть своевременно проинформированы об этом.

У нас осталось немного времени. Каждый, кто имеет отношение к вычислительной технике и программному обеспечению, кто их поставляет или эксплуатирует, должен еще раз внимательно присмотреться и предпринять необходимые шаги для устранения возможных негативных последствий не решения Проблемы-2000. Необходимо рассчитать имеющиеся в наличии материальные, финансовые и людские ресурсы и принять решение или заканчивать начатые работы, или разрабатывать резервные планы. Но при этом надо учесть, что эту проблему все равно необходимо будет решать, она не солнечное затмение - сама собой не пройдет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно