«ПРИШЛЫЙ» СУПЕРМАРКЕТ ПРОТИВ МЕСТНЫХ «ЧЕЛНОКОВ»

19 января, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №3, 19 января-26 января

Если бы этого конфликта не произошло, то для выяснения назревшей, давно «стучащейся в дверь» проблемы его надо было бы придумать...

Если бы этого конфликта не произошло, то для выяснения назревшей, давно «стучащейся в дверь» проблемы его надо было бы придумать. Потому что по мере подъема производства все с большей остротой встают вопросы, касающиеся того, как и чем мы торгуем, как организована эта самая торговля, есть ли от нее какой-нибудь прок кому-либо, кроме самих торгующих?

 

Итак, некая австрийская фирма, известная в мире создательница и владелица современных супермаркетов, «закинула удочку» в Николаев на предмет своего участия в обеспечении людей продовольствием и разными товарами. Не желая довольствоваться чем-то заурядным, потенциальный инвестор присмотрел хорошее место. Много лет почти в центре Николаева, возле автовокзала, на стыке двух районов пребывал так называемый «треугольник» — большая, почти что ничем не занятая площадь. Здесь раскидывали свои шатры заезжие цирки, устанавливался списанный авиалайнер, как кинотеатр для детей. Место это очень удобно и для проведения осенних ярмарок. Ко всему прочему, к «треугольнику» почти вплотную примыкают сразу два рынка: продовольственный и вещевой, что тоже имеет не последнее значение в нашей истории.

В общем, у города было много вариантов, как использовать такое удобное место. Не говоря уже о планах и заявках коммерческих структур. Одна из них не прочь была расположить здесь детские аттракционы. Другая задумала построить крытый рынок для тех «челноков», которые еще не в состоянии содержать собственные магазины, но уже стремятся обзавестись хотя бы крышей.

Но предприимчивые представители австрийцев проявили большую настойчивость. Дабы заручиться поддержкой, фирма поспособствовала тому, что группа депутатов Николаевского горсовета съездила в столицу — ознакомиться с работой открывшихся там торговых предприятий этой структуры. Вскоре николаевские посланцы поведали горожанам, что без австрийского супермаркета не обойтись и размещаться он должен в «треугольнике». Таким образом местные власти, склонявшиеся к австрийскому предложению, получили мощную поддержку. В некоторых местных СМИ рисовались радужные картины того, как будет строиться и работать супермаркет, сколько николаевских строителей, проектировщиков получат работу, сколько поступит дополнительных средств в городской бюджет... В качестве наиболее весомого аргумента сообщалось, что вложения зарубежного инвестора составят 4 млн. долларов, а в супермаркете будут работать 150 николаевцев, получая ежемесячную зарплату от 300 до 3000 грн.

Вот только аргументы эти убедили далеко не всех. Особенно засомневались те, кто уже не первый год занимается торговлей на вещевых и продовольственных рынках. Инициаторам нового проекта в различных формах, в том числе и на страницах местной прессы, стали задавать неудобные вопросы.

Инвестиции в 4 млн.? А кто подсчитал, сколько средств вложили николаевцы в реконструкцию, современное оформление магазинов и магазинчиков? Сколько помещений-развалюх от центральной улицы города и до самых его окраин превратились в маленькие шедевры? При этом владельцы частных магазинов не просили у городских властей ни дефицитных территорий, ни иного рода содействия.

150 рабочих мест получат николаевцы в новом супермаркете? А сколько рабочих мест после открытия иностранного супермаркета потеряют николаевские торговцы? Сколько их разорится вовсе? Поездивших по свету «челноков» на мякине не проведешь. Они сразу уловили противоречие в аргументах лоббистов австрийской фирмы. Дело в том, что строительство такого иностранного супермаркета было бы оправдано в одном случае — если бы Николаев строился и развивался, если бы в городе один за одним создавались новые микрорайоны. В случаях, когда инфраструктура (в том числе и торговая) отстает от жилищного строительства, и необходимо строительство новых крупных объектов торговли. Увы, что касается Николаева, то жилье в последние годы здесь почти не строится. А если и достраивается какой-либо жилой дом, то, как правило, в уже освоенных микрорайонах. Чего-чего, а магазинов и в центре Николаева, и на его окраинах хватает. А неподалеку от «треугольника», который облюбовала австрийская фирма, их вообще явный избыток.

Корреспонденту «ЗН» довелось побеседовать с мелкими предпринимателями, торгующими на вещевом и продовольственном рынках областного центра. Те были очень встревожены сообщением, что в ближайшее время их соседом станет австрийский супермаркет.

Диапазон мнений был широк, и далеко не со всеми можно согласиться. Одни торговцы резко выступали против всяких маркетов. Мол, даешь базарную торговлю под открытым небом! С такими спорить легче. И, честно говоря, если бы все торгующие придерживались такого мнения, то идею иностранного супермаркета следовало обязательно поддержать. Ведь страна наша по-прежнему напоминает большой базар, где добрая треть населения торгует чем Бог (или «челнок») послал, а другая часть — покупает. Непредубежденные работники статуправлений свидетельствуют, что именно на базарах происходят вещи, мягко говоря, не способствующие ни поступлениям в бюджеты разных уровней, ни накоплению средств на обновление производства. И какую бы цифру «базарных» доходов ни называли городские или областные статистики, каждый из них осознает, что она явно занижена, ведь сами «челноки» не особенно скрывают, что показывать доход более 200—300 грн. с места они не собираются.

Определенная группа торгующих на николаевских базарах не скрывает обиды. Мол, мы вкалывали «челноками» как проклятые, мечтая постепенно перейти от палаток к небольшим магазинчикам, еще год-два — и можно было бы думать о расширении, а тут — конкуренция. Другие мыслят несколько в ином ключе. Да они-то и занимаются примитивной торговлей только затем, чтобы перейти к цивилизованной. Некоторым их коллегам это уже удалось. Многие торговые, хорошо обустроенные точки — собственность вчерашних «челноков». Они видят, что к чему, и полагают, что еще один супермаркет николаевцам не помешает. Но — только отечественный и не на том месте, куда стремится австрийская фирма.

Показательно, что мнение мелких предпринимателей выплеснулось и на городскую сессию. Замыслы с ходу отдать «треугольник» под супермаркет, казалось бы, провалились. Но, судя по всему, лоббисты знают, как решать дела в таких случаях. На сессии Николаевского горсовета, собственно, решался один вопрос: каким образом разрешить проблему «треугольника» — открытым или закрытым конкурсом. Все понимали, что закрытый конкурс, который пройдет быстро и без участия общественности и прессы, равнозначен победе зарубежной фирмы. Дискуссия была жесткой, а решение в пользу закрытого конкурса было принято с небольшим преимуществом голосов.

Некоторый оптимизм вселяет то, что депутатский корпус, отражая мнение горожан, разделился почти поровну. А значит, недалек тот день, когда местная власть будет учитывать и интересы земляков тоже.

Все постсоциалистические страны, перед тем как создать рынок, прошли или проходят через «базарные» страдания, когда значительная часть дееспособного населения бросается в торговлю. Украина если и отличается от своих соседей, так только тем, что этот процесс у нас явно затягивается. Только небольшая часть «челноков» становится владельцами магазинов, остальные только надеются на это. И эта надежда многого стоит. Дело в том, что мы как-то забываем, что процесс превращения палаток и киосков в магазины, а базарных прилавков — в мини-маркеты, который происходит на наших глазах, — это и есть инвестиции. Причем вложения наиболее ценные, так как их делают люди, живущие на этой земле, собственным трудом и расторопностью накопившие соответствующие средства. Трудно представить, во что превратился бы Николаев (да и другие города), если бы его облик всецело зависел от нищенского бюджета, средств от которого не хватает не только на содержание зданий и территории города, но и на более неотложные социальные нужды.

Если ряд наших земляков-предпринимателей смогли из палаток перейти в собственные магазины, то, вне всякого сомнения, с течением времени наиболее предприимчивые из них смогут взяться и за супермаркет. Конечно, если им хотя бы не мешать.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно