ПРИШЛО ВРЕМЯ РАСПЛАТЫ... ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Поделиться
Все сферы жизни украинского социума нынче находятся в стадии великой эволюции и реформирования. Велики эти мероприятия, увы, не по своей действенности, а по масштабности замысла...

Все сферы жизни украинского социума нынче находятся в стадии великой эволюции и реформирования. Велики эти мероприятия, увы, не по своей действенности, а по масштабности замысла. Что в полной мере относится и к преобразованиям в секторе жилищно-коммунальных услуг.

Перманентные перемены в области коммунальных платежей начались с февраля прошлого года. В благополучное время, когда стоимость жилплощади, куба воды и газа исчислялась в копейках, граждане особого бремени платы за жилищно-коммунальные услуги не испытывали. Тарифы на коммунальный сервис были намного ниже, чем их реальная стоимость. Зато дотации «съедали» чуть ли не четверть бюджета.

К началу прошлого года, в связи с проблемой энергоносителей, подобная политика себя полностью исчерпала. Братская помощь закончилась, начались деловые отношения: за российский и туркменский газ нужно было расплачиваться. По мере повышения цен на энергоносители росла себестоимость коммунальных услуг.

В прошлом году содержание жилья и коммунальные услуги составили более 1/5 стоимости всех произведенных в Украине товаров и услуг. И лишь около 5% этих затрат компенсировалось платежами граждан, а 19 из каждых 20 крб. оплачивалось из госбюджета. Чуть ли не как должное воспринималось, что килограмм вареной колбасы стоил дороже квартплаты за двухкомнатные «апартаменты». При этом объем услуг не уменьшился. О качестве их умолчим...

По словам начальника управления экономики Государственного комитета жилищно-коммунального хозяйства Анатолия Пересадченко, в связи с галопирующей инфляцией и возрастающими ценами на газ, отрасль оказалась на гране финансовой катастрофы. Вдобавок к октябрьскому подорожанию 1994 года с 1 февраля нынешнего электроэнергия вздорожала еще в 7,8 раза, за газ - в 9,4 раза. Возникла дилемма: либо продолжать не платить по себестоимости, и тогда через пару лет наши жилища останутся без воды и тепла, либо реформировать оплату за коммунальные услуги с учетом сегодняшних реалий. А реалии таковы: если в конце 1993 года плата за жилищно-коммунальные услуги составляла около 15 процентов, то в октябре 1994 года - всего 7 процентов от реальной их себестоимости.

Впервые основные направления данной реформы были намечены еще постановлением Кабинета министров №93 от 15.02.94 года. Велосипед никто не изобретал - такая система уже действовала в России. Было предусмотрено довести в 1994 году удельный вес квартплаты населения до 20 процентов, в 1995 году - до 40 процентов, в 1996 году - до 60 процентов от реальной стоимости. При этом главная идея преобразований заключалась в их поэтапности, с параллельным осуществлением социальной защиты населения. Но не поголовной, массовой, а адресной.

Кстати, кроме чисто экономических моментов, в этой истории с коммунальными платежами есть немаловажные социальные аспекты. В последние годы все слои населения, невзирая на доходы, жилищные условия и т.д., получали одинаковые дотации за коммунальный сервис. Подобная система порождала социальную несправедливость: семьи с большими доходами платили за комфортабельные квартиры столько же, сколько малообеспеченные граждане, проживающие в «хрущобах» или коммуналках. По мнению специалистов Госкомжилкоммунхоза, в данном случае необходим дифференцированный подход к проблеме. Впрочем, он заложен и в новой концепции жилищной политики, которую не так давно рассматривал украинский парламент. Согласно ей состоятельные господа должны оплачивать жилищный комфорт из собственного кармана, малоимущим гражданам поможет государство.

Полное драматизма постановление №733 Кабинета министров ударило по голове и по кошельку украинского обывателя. Оно касалось многих вопросов ценообразования, в частности, ужесточались сроки введения новой системы оплаты за коммунальные услуги: уже с 1 апреля этого года намечалось 40 процентов от себестоимости, а с 1 июля - 60 процентов. Этим же постановлением местным органам власти предоставлялось право устанавливать свои цены на жилищно-коммунальные услуги. Поняв нереальность данного мероприятия, Кабинет министров вскоре пересмотрел эти «проценты»: с 1 февраля - 20 процентов, с 1 марта - 30 и к концу текущего года - до 40 процентов.

В связи с данными изменениями, был разработан механизм дотаций населению на жилищно-коммунальные услуги. Следующим этапом «защищающей» социальной политики явилось очередное ЦУ исполнительной власти от 4.02.95 г., согласно которому семья не должна платить за жилищно-коммунальные услуги более 15 процентов от своего месячного дохода. Если процент получается большим, разница оплачивается из государственного кармана. А в него на данный вид субсидирования, согласно принятому бюджету, положено 18 триллионов карбованцев. (А вообще на нужды Госкомжилкоммунхоза выделено в 1995 году 140 трлн. крб.) Этим же документом в очередной раз откорректирована система «расплаты» за коммунальный сервис: с 1.02.95 - 20 процентов, с мая - 30, с июля - 40 и с сентября - не менее 60...

И наконец самая свежая новость из высоких кабинетов.

С 1 мая 1995 года украинская семья, обратившись в специальную службу жилищных субсидий при исполкоме, получит право на госдотацию, если 15% ее совокупного дохода составляют сумму меньшую, нежели положенная месячная плата за квартиру и коммунальные услуги.

Как сообщили в Госкомжилкоммунхозе, в ближайшее время будут созданы специальные службы при исполнительных комитетах, которые будут осуществлять контроль за всеми видами социальной помощи, в том числе и дотации за жилищно-коммунальные услуги. Будут... К 1 мая уже точно не успели. Когда еще новые структуры будут созданы повсеместно! А что касается добывания всевозможных справок для получения дотаций, то тут уж точно набегаешься. Судите сами - вот какую «веселенькую» схему придумали в правительственных кабинетах.

В идеальном варианте, по мнению начальника отдела социально-трудовых отношений Кабинета министров Владимира Тимофеева, реформа оплаты за коммунальный сервис должна обязательно идти в тандеме с реформой оплаты труда. Только в этом случае будет осуществлена социальная защита населения. Но нам, как всегда, не до идеального варианта...

Крайне остро стоит проблема неплатежей - около 30 процентов населения по несколько месяцев не платит за квартиры. Реальных мер воздействия на злостных неплательщиков «алиментов» жилищно-коммунальной сфере еще не придумали - отключить свет и воду в отдельно взятой квартире по техническим причинам невозможно. И еще один спорный вопрос, тормозящий реформу оплаты, - льготные категории граждан. Например, ветеран войны имеет право на льготы при расчете за коммунальные услуги. Но это право распространяется и на всех здоровых и трудоспособных членов его семьи. По мнению начальника управления экономики Госкомжилкоммунхоза Анатолия Пересадченко, подобная политика должна быть пересмотрена.

Итак, час расплаты по коммунальным платежам пробил. Теперь главное, чтобы он не добил малообеспеченных и не прошел мимо состоятельных граждан нашего общества.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме