Прибыль авансом

Поделиться
С 2013 г. это уже не чья-то настоятельная просьба, а статья… Налогового кодекса

Что день грядущий нам готовит? Актуальный в любые времена вопрос классика как нельзя лучше характеризует ожидания предпринимателей относительно начала каждого наступающего года. Ведь именно с 1 января законодатель связывает вступление в силу изменений в налоговое законодательство. Конечно, не стал исключением и надвигающийся год 2013.

С 1 января 2013 г. вступает в силу более полусотни норм Налогового кодекса (НК). И если оставить за скобками изменения касательно уплаты налогов, не касающиеся основной массы плательщиков (акцизы, технические нормы, изменения, связанные со вступлением в силу нового Уголовного процессуального кодекса), мы можем констатировать, что основные наиболее существенные новшества касаются налога на прибыль предприятий. На их характеристике мы и попытаемся сосредоточить свое внимание.

Для всех - 19%, программистам - 5%

Начнем с приятного. С 1 января 2013 г. ставка налога на прибыль предприятий составит 19%. Понижение ставки осуществляется в соответствии с п. 10 подраздела 4 Переходных положений НК в рамках понижения ставки налога с 23 (в 2011 г.) до 16% (с 2014 г.).

Также с 2013 г. вступает в силу сроком на 10 лет льготная система налогообложения для субъектов индустрии программной продукции, предусматривающая уплату налога на прибыль по ставке 5%, а также освобождение от НДС операций по поставке программной продукции. Предпринимателям, рассчитывающим получить льготу с нового года, уже давно пора задуматься над соответствием их деятельности требованиям закона.

Однако на месте так называемых субъектов индустрии программной продукции мы бы не стали заранее подсчитывать сэкономленные от полученной льготы денежные средства, ведь новая льготная система содержит в себе огромное количество рисков, обусловленных терминологическим несовершенством норм ее регулирующих. Выписывая п. 15 подраздела 10 переходных положений НК, законодатель по старой традиции сэкономил на привлечении юристов, специализирующихся на праве интеллектуальной собственности. Привычка обходиться своими силами повлекла за собой полное несоответствие терминологической базы Гражданского кодекса, Закона «Об авторском праве и смежных правах» и других нормативных актов, регулирующих отношения в этой сфере с положениями НК. На практике это повлечет за собой значительное усложнение налоговой квалификации операций, подлежащих льготному режиму, как, впрочем, и определения права плательщика на получение статуса субъекта индустрии программной продукции.

К примеру, что следует понимать под поставкой результата компьютерного программирования в виде операционной системы, компьютерной программы, интернет-сайта, онлайн-сервиса (п. 26 подраздела 2 Переходных положений освобождает такие операции от уплаты НДС)? Ведь относительно объектов интеллектуальной собственности (авторского права) действуют абсолютно другие правомочности, чем относительно объектов права собственности, а потому понятийный аппарат вещного права не применим к таким отношениям. В компьютерном программировании мы не можем поставить программное обеспечение, но можем передать исключительные либо не исключительные имущественные права на него, платеж за это носит название роялти и не является объектом налогообложения НДС согласно п. 196.1.6 НК.

Отметим, что п. 14.1.225 из-под понятия роялти выводятся платежи за имущественные права, предполагающие право на распоряжение объектом права интеллектуальной собственности, что относит соответствующие операции к объектам налогообложения НДС. Возможно, авторы п. 26 имели целью установить льготы именно для этих операций, однако по своей природе они также являются операциями по передаче прав, а не «поставкой результата компьютерного программирования», что еще больше запутывает как намерения законодателей, так и сформулированные ими в результате реализации своих намерений нормы. Но изюминкой п. 26 все же является доселе неизвестный налоговому праву термин «онлайн-сервис», которому авторы, очевидно являясь последовательными приверженцами философии иррационализма, придали свой, только им известный смысл, предоставив читателям возможность более чем свободной трактовки содержания понятия. И это только один из примеров двусмысленности и противоречивости правовых норм, регулирующих льготный режим деятельности субъектов индустрии программной продукции, коими небольшой по своему объему правовой институт снабжен весьма щедро.

Ноль - стимул инвестиций

Еще одной будущей новацией, является учет в отчетности плательщиков налога на прибыль предприятий налоговых разниц, т.е. разниц, возникающих между оценкой и критериями определения доходов, затрат, активов и обязательств по правилам бухгалтерского и налогового учета. Нововведение является еще одним шагом на пути к реализации несбыточной мечты украинского налогоплательщика - унификации налогового и бухгалтерского учета.

С будущего года вводится льгота по налогу на прибыль (уплата налога по ставке 0%) в соответствии с Законом «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики Украины». Стимулирующая льгота является достаточно привлекательной для организаций, планирующих реконструкцию либо модернизацию производства на сумму от 0,5 до 3 млн. евро. При этом условии, а также при достижении двух других установленных законом критериев - новые рабочие места в количестве от 25 до 150, средний размер зарплаты, в 2,5 раза превышающий установленный минимальный, - предприниматель вполне может быть освобожден от уплаты налога на прибыль до 2017 г., а также получить право на применение метода ускоренной амортизации основных средств, что также немаловажно. При этом сумма льготы не может превышать сумму инвестиции предпринимателя. Учет деятельности на льготных условиях ведется отдельно.

Аванс и годовой отчетный период

Без всякого преувеличения топ-новостью наступающего года станет авансовый порядок уплаты налога на прибыль предприятий. Плательщики налога (кроме вновь созданных, неприбыльных организаций, сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также лиц с доходами за предыдущий год в объеме до 10 млн. грн.) ежемесячно уплачивают авансовый взнос налога в сумме не менее 1/12 начисленной к уплате суммы налога за предыдущий год. При этом налоговая декларация подается за годовой отчетный период. Вновь созданные предприятия, неприбыльные организации и организации с доходами за предыдущий год в объеме до 10 млн. грн. освобождаются от уплаты авансовых взносов.

Если плательщик по результатам первого квартала отчетного налогового года не получил прибыль либо получил убыток, он имеет право подать налоговую декларацию и финансовую отчетность за первый квартал. В таком случае он освобождается от уплаты авансовых платежей до конца года, а налоговые обязательства определяет в обычном порядке.

Насколько положительным будет влияние новой системы уплаты налога на прибыль на налоговые правоотношения, покажет практика, однако уже сейчас можно указать на некоторые несогласованности новой модели касательно сроков уплаты авансовых платежей. В соответствии с п. 57.1 авансовые платежи уплачиваются в порядке и сроки, предусмотренные для месячного налогового периода. Согласно этой же статье, налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить суму налогового обязательства, указанную в налоговой декларации на протяжении 10 календарных дней, наступающих за последним днем соответствующего граничного срока, предусмотренного Кодексом для подачи налоговой декларации (для месячного отчетного периода - 20 дней за последним днем отчетного месяца - п. 49.18.1). Таким образом, если идти по логике законодателя - срок уплаты составляет 20 дней + 10 дней = 30 дней, следующих за последним днем отчетного месяца. Но ведь, согласно абзацу четвертому п. 57.1 НК, авансовый платеж налога на прибыль осуществляется вообще без подачи декларации! В какой же срок он должен вноситься в бюджет?

Еще нюанс: по п. 57.1 НК, определенная плательщиком в расчете, прилагаемом к годовой декларации, сумма авансового взноса является согласованной суммой денежных обязательств. Тогда почему в п. 126.1 этот взнос прямо разграничивается с денежным обязательством, упоминаясь в тексте наравне с ним?

Очень хотелось бы, чтобы авансовые взносы стали еще одним шагом к цивилизованным механизмам уплаты налога на прибыль, максимально приближая налоговый период к общепринятому в цивилизованных странах годовому. Однако количество оговорок и несогласованностей в тексте норм п. 57.1
ст. 57 НК порождает обоснованные сомнения в этом. Так или иначе, всем плательщикам налога на прибыль, соответствующим указанным в законе критериям, в январе - феврале 2013 года следует уплатить авансовый взнос налога в размере 1/9 налога на прибыль, начисленного в налоговой отчетности за девять месяцев 2012 г.

Цена договорная и обычная

Бесспорно порадует налогоплательщиков и напоминание о том, что с 1 января следующего года вступает в силу ст. 39 НК, вместо которой сегодня действует п. 1.20 ст. 1 Закона «О налогообложении прибыли предприятий». Речь идет об обычных ценах и некоторых нюансах их определения, вводимых НК. Что нового в регулировании «обычного ценообразования» нам следует ожидать?

Так же, как и согласно действующей норме, после нового года обычная цена на товары, работы и услуги совпадает с договорной ценой, если не будет доказано иное, в том числе, если обычную цену невозможно будет установить. При этом бремя доказывания факта несоответствия договорной и обычной цен возлагается на налоговый орган. Налоговый орган имеет право обратиться к плательщику за обоснованием договорной цены, однако плательщик имеет право не предоставлять такое обоснование, сославшись на то, что обязанность по доказыванию соответствующего факта лежит на налоговом органе.

Приятным для плательщиков является то обстоятельство, что в случае отклонения договорных цен от обычных менее чем на 20%, такое отклонение не может быть основанием для доначисления соответствующих сумм налога. Кроме того, законом установлен особый порядок определения суммы налогового обязательства в случае отклонения договорной цены от обычной. Принятое по результатам пересмотра цены и соответствующего пересчета объекта налогообложения налоговое уведомление-решение считается отозванным, если оно будет обжаловано плательщиком либо просто установленная в нем сумма денежного обязательства не будет оплачена в назначенные сроки. В таком случае сумма недоимки подлежит взысканию с плательщика по иску налогового органа через суд в обычной процедуре искового производства.

Кроме того, ст. 39 НК содержит детальное описание методов определения обычной цены, а также, когда применение обычной цены является обязательным (операции со связанными лицами, бартерные операции, операции с плательщиками, пребывающими на специальных режимах налогообложения). Перечень не является исключительным, посему обычные цены могут применяться и в других случаях, установленных законом (например, при налогообложении НДС - ст. 188 НК).

* * *

Если коротко охарактеризовать основные изменения налогового законодательства, касающегося отдельных отраслей экономики, то обращает на себя внимание исключение рентной платы за нефть, газ и газовый конденсат, добываемых на территории Украины (раздел Х НК). Нововведение, вызвавшее в свое время очень горячие дискуссии в определенных узких кругах. С 2013 г. восстанавливаются ранее существовавшие ставки акцизов на нефтепродукты (хотя шансов на то, что в последний день их снова не поднимут не много). Также не всех, но многих коснутся изменения в правовое регулирование экологического налога (уточняется состав плательщиков налога и в соответствии с Переходными положениями НК (п. 2 подраздела 5) на протяжении всего 2013 г. ставки налога составят 75% от установленных базовых ставок НК).

Таковыми (если оставить за скобками акцизы, многострадальный налог на недвижимость, перспективы которого туманны, ввиду чего ему будет посвящен отдельный материал, узкоотраслевые и просто технические нормы) являются основные налоговые сюрпризы, заботливо приготовленные властью под елочку 2013 г. отечественному бизнесу. Несмотря на то, что во многие из нововведений заложены абсолютно позитивные идеи, грешат в равной степени все они одним - низким уровнем нормотворческой техники, ошибками и противоречиями, способными нивелировать либо свести к минимуму весь их позитив. К сожалению, работа над ошибками не до введения (а в идеале - до принятия), а уже в процессе исполнения налоговых норм стала признаком, отличающей чертой налоговой политики государства на протяжении всей истории украинской независимости. И пока отсутствуют даже намеки на исправление подходов государства к юридическому качеству налогового регулирования.

Свои идеи для рубрики «На злобу дня» читатели могут присылать на редакционный e-mail - sledz@mirror.kiev.ua

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме