При президенте правительство менее расточительно

25 июня, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №25, 25 июня-2 июля

Возможно, политические деятели Америки и не сознают этого, но в долгосрочном разрезе президентство «дешевеет»...

Возможно, политические деятели Америки и не сознают этого, но в долгосрочном разрезе президентство «дешевеет». По данным последнего исследования, правительственные расходы в странах с президентской системой правления на одну треть ниже, нежели в странах с парламентской.

Есть много причин, по которым расходы одних правительств выше расходов других. Бюджет развитых стран предусматривает значительные расходы на поддержание благосостояния населения, например людей преклонного возраста. И даже с учетом этих факторов заметна значительная разница. Например, в Великобритании расходы центрального правительства составляют 38% ВВП, в то время как в Америке - всего лишь 24%.

Два экономиста - Торстен Перссон и Гуидо Табеллини попытались проанализировать столь существенные различия. Используя показатели 64 стран, они обнаружили, что в странах с парламентской системой доля расходов центрального правительства в ВВП превышает аналогичный показатель в странах с президентской системой в среднем более чем на 10 процентных пунктов, что довольно существенно. А средний уровень государственных расходов в выбранных ими странах составляет 29% ВВП.

Причуды статистики? Возможно, но вряд ли только это. По мнению экономистов, президентская система способствует более избирательному подходу к расходам. Судьба ведущих политиков здесь непосредственно зависит от результата голосования, что ограничивает их расточительность. При парламентской же системе правления понятие личной ответственности практически отсутствует, что дает политикам больше свободы в расходах.

Однако доводы этих ученых не всегда убедительны. Проводимое ими исследование, возможно, базировалось на преобладании парламентской системы в Европе, где уровень государственных расходов особенно высок. Франция, при ее высоком уровне расходов, относится к странам с парламентской системой правления, так как принятие решений ее правительства зависит от большинства голосов в парламенте. Япония также не попадает под данную теорию. При парламентской системе правления расходы центрального правительства составляют здесь всего лишь 16% ВВП.

Применение экономических критериев к политике зачастую подводит к невероятным прогнозам. Западные журналисты иронизируют: если окажется, что г-да Перссон и Табеллини правы, то президентская власть в руках Тони Блэра могла бы снизить государственные расходы до уровня, на который не отважилась даже Маргарет Тэтчер, - до 28% ВВП.

Перевод Агентства гуманитарных технологий

по материалам The Economist

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно