ПРЕИМУЩЕСТВА ЧАСТНОГО СЕКТОРА

21 июля, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №29, 21 июля-28 июля

В Польше любой, у кого есть хоть какой-то начальный капитал, пусть всего лишь сотня долларов, может отправиться на Запад и привезти оттуда товары на продажу...

В Польше любой, у кого есть хоть какой-то начальный капитал, пусть всего лишь сотня долларов, может отправиться на Запад и привезти оттуда товары на продажу. Уличные перекрестки во всех крупных городах уставлены киосками. Правда, оборот такой торговли весьма невелик, и это позволяет некоторым экспертам говорить о том, что все эти микроэкономические преобразования носят поверхностный характер. А с нашей точки зрения, это явный симптом глубокого и мощного процесса перемен, подспудно протекающего во всех остальных секторах экономики. Вот, например, история Ярека Полощанского, который в 1990 году занялся импортом бананов.

До этого Полощанский был бригадиром артели кооператоров, занимавшейся созданием и обслуживанием оборудования. Как и большинство его сограждан, он был приучен к постоянному дефициту основных продуктов питания, не говоря уже об «экзотических» фруктах. В этом он и увидел свой шанс.

На мировом рынке тогда доминировали крупные производители, такие как Chiquita, Dole, Del Monte, владеющие огромными плантациями в Центральной Америке, Колумбии и Эквадоре. Собранный урожай бананов загружался в специальные грузовозы-рефрижераторы, которые и доставляли товар по месту назначения в любую точку земного шара. В Европе их прямо в доках скупали оптовые торговцы бананами и затем перепродавали более мелкими партиями региональным дилерам. Полощанский выяснил, что бананы не поставляются непосредственно в Польшу потому, что в ее портах отсутствует необходимое для их разгрузки и хранения оборудование. Ведь если бы такой нежный груз разгружался вручную и затем складировался в помещениях без надлежащего температурного контроля, потери были бы огромными.

Обзванивая каждую компанию, которая имела хотя бы какое-то отношение к фруктовому бизнесу, Полощанский узнал о существовании в Гданьске установки по доводке фруктов до стадии потребительской спелости, которая являлась частью огромного государственного пищеперерабатывающего концерна. Построенный в 60-х годах в Гданьском балтийском порту, этот концерн представлял собой крупнейший хладокомбинат во всей Центральной Европе и обладал огромной пропускной способностью - 500 тонн фруктов в неделю.

К апрелю 1990 года, за исключением весьма ограниченного пространства, отведенного под торговые операции с кофе и чаем, практически весь гигантский склад пустовал, а рабочие, находящиеся на государственной службе, откровенно бездельничали. Полощанский предложил сделку: ему сдают в аренду пустующие складские помещения, а он выплачивает рабочим жалование, в несколько раз превышающее государственное. Чем больше бананов они обработают, тем больше им заплатят.

С этого началась компания «Оптовая торговля цитрусовыми», вскоре ставшая крупнейшим поставщиком бананов в радиусе 250 км от Гданьска. Полощанский необычайно успешно закончил первый год существования своей фирмы. В 1990 году «Оптовая торговля цитрусовыми» довела общий объем продаж до млн. и получила 0 000 прибыли, что для страны, в которой средняя заработная плата едва достигала 0, было поистине феноменальным успехом.

Торговый бум привел к неожиданным результатам и в других отраслях польской экономики. Например, некоторые бизнесмены, преуспевшие в оптовой торговле, инвестировали крупные суммы в производство, строительство, в розничную торговлю, в сервисное обслуживание.

Вместе с тем план Бальцеровича стимулировал производство товаров на экспорт, что многие экономисты считают решающим для долговременного подъема экономики. Как только все ограничения с внешней торговли были сняты, а польская денежная единица стала конвертируемой, в частной торговле экспорт товаров, выпуск которых набирал в Польше все увеличивающийся размах, значительно превысил импорт.

Рассмотрим случай со «Стиль Франс». Основанная в 1990 году, эта компания специализировалась на выпуске высококачественной мебели, выполненной в стиле, известном под названием Луи Филипп. Ассортимент товаров был очень обширен: от столов и стульев до кабинетов и гостиных. Продукция компании была выполнена из цельного дерева, материалы, включая ореховую древесину, лаки, клеи и фурнитуру, поставлялись из Франции.

Чеслав Береза, по чьей инициативе была создана «Стиль Франс», - плотник-самоучка, и его методы работы подсказаны в основном опытом и интуицией. Мебель выпускалась небольшими партиями, и каждый мастер должен был владеть многими приемами, без которых нельзя придать изделию законченный вид.

Ключ к пониманию конкурентоспособности «Стиль Франс» заключается в эффективной организации дешевой рабочей силы. В 1992 году компания выплачивала 11 000 злотых в час, что составляло около . Во Франции стоимость такой мебели раз в пять превосходила стоимость продукции «Стиль Франс». Выполнение многих операций вручную давало продукции польского предприятия значительные преимущества на французском рынке, так как французы высоко ценят ручную работу. И хотя во Франции существовало несколько компаний, занимавшихся выпуском такой продукции, стоимость рабочей силы там была слишком высока для того, чтобы большая часть работы выполнялась вручную. Так что продукция французских компаний не имела такого изысканного вида.

Пример со «Стиль Франс» показывает, как либерализация внешней торговли непосредственно приводит к развитию предприятий-производителей. Но наиболее важным фактором успеха этой компании является способность Чеслава Березы найти перспективный рынок и организовать рабочих для производства высококачественной продукции.

Секрет успеха - в гибкости

Новые частные предприятия нашли возможность привлечь талантливых и предприимчивых управляющих, внедрив систему оплаты труда по конечному результату. Система поощрения, при которой месячные выплаты в несколько раз превышали размер зарплаты служащих госсектора, была одним из факторов, которые помогали новым предприятиям сохранить гибкость, минимизировать затраты, выдержать изнуряющую конкурентную гонку.

«Дорадка», например, была консалтинговой фирмой, которая дала возможность многим хорошо образованным молодым людям, выпускникам и даже профессорам Гданьского университета, подработать в свободное от своих обязанностей в госструктурах время. Так как фирма начинала свою деятельность практически без начального капитала, на ее организаторах не лежала забота о выплате займа. Организационная структура была сведена к минимуму. «Дорадка» начиналась всего лишь с двух постоянных сотрудников: Яна Белецкого, ее основателя, и секретаря. Они получали крупные заказы, а затем нанимали высококвалифицированных специалистов непосредственно для их выполнения. Сумма, выплачиваемая по каждому контракту, распределялась следующим образом: половина выплачивалась группе временных консультантов, а остаток вкладывался в развитие предприятия. Внутри группы гонорары распределялись самими исполнителями. Успех фирмы во многом зависел от личных связей ее основателя с управляющими государственными предприятиями, а работа в основном заключалась в рекомендациях по поводу возможного сокращения размера налогов.

Кроме высокой эффективности, система организации сотрудничества с широкой сетью консультантов давала возможность удовлетворять самым разнообразным запросам, которые только возникали на рынке научных разработок. Кроме того, после 1988 года «Дорадка» стала приглашать к сотрудничеству западных специалистов, особенное внимание уделяя бухучету и привлечению банков-инвесторов к вложению средств в развитие совместных предприятий на территории Польши. Совместные консалтинговые проекты стали вскоре основным видом деятельности фирмы.

Что же способствовало успеху? Не только квалификация консультантов. В период либерализации экономики «Дорадка» показала свою способность к адаптации. Ее руководству удалось создать эффективную организационную структуру, основанную на сокращенном до минимума штате постоянных сотрудников и широком выборе талантливых ученых и специалистов для временного сотрудничества.

Несмотря на то, что в Польше достаточно примеров успешных начинаний в бизнесе, ни одно из них нельзя назвать безболезненным. Резкие изменения в экономике, вызванные осуществлением в 1990 году плана Бальцеровича, привели к банкротству многих компаний: например, большинства из тех, которые играли на разнице внутренних цен и цен на импортируемые товары. Некоторые новые предприниматели оказались неспособными принимать нестандартные решения, и их предприятия потерпели крах. Фирмы, не имевшие надежных связей или внешних источников финансирования, также пережили тяжелое время.

Сущность экономической реформы

За последние 4 года именно новые частные предприятия, а не реконструированные или приватизированные государственные структуры, стали основным двигателем реформ и экономического обновления Польши. Расцвет частного сектора и сокращение государственного подтверждается статистическими данными. Лишь немногие из крупных государственных промышленных предприятий Польши стали явными банкротами - существующая законодательная система и право собственности не поощряют признание банкротом нерентабельного или нестабильного предприятия. Но число занятых в государственном секторе сократилось на более чем 30%. В то же время число частных предприятий возросло с 1 275 в 1988 году до 11 693 в конце 1989-го, 33 239 в конце 1990-го и до 45 077 к концу 1991 года. И все же эти весьма впечатляющие цифры не в состоянии отразить весь размах частного предпринимательства, так как многие предприниматели, и крупные в том числе, предпочитают действовать в одиночку и не хотят регистрироваться. Занимаясь индивидуальной трудовой деятельностью, они облегчают для себя ведение документации и снижают налоги. Не удивительно поэтому, что официальная статистика показала чуть ли не удвоение количества бизнесменов-индивидуалов за период с 1989 по 1991-й с 814 тыс. до 1млн. 420 тыс.

Официальная статистика свидетельствует, что к концу 1991 года на частных или совместных предприятиях было занято около 500 тыс. человек, а индивидуальной трудовой деятельностью занималось около 2,5 млн. человек. Таким образом, в негосударственном секторе было занято 25% от 12 млн. трудящихся, занятых в несельскохозяйственном производстве.

За последние 3 года рост всех категорий частного сектора оставался стабильным. К середине 1994 года около 2 млн. частных компаний насчитывали почти 45% несельскохозяйственных рабочих и производили как минимум 40% польского внутреннего валового продукта. Таким образом, Польша представляет собой наиболее благополучный пример государства Восточной Европы, так как даже в новых землях ФРГ реальный рост частного сектора в 1993 году составил всего лишь 4%.

Роль частного предпринимательства как топлива для разгоняющегося локомотива экономического возрождения вовсе не уникальна. Хотя из-за недостаточности макроэкономических реформ рост частного сектора в Болгарии, Украине и Румынии и остается весьма ограниченным, тем не менее в Венгрии, Эстонии, России и Чешской Республике он идет неплохими темпами. Активность частного сектора всегда стимулируется одними и теми же факторами: возможность успешного осуществления предпринимательских сделок, материальная заинтересованность талантливых людей в участии в предпринимательской деятельности, гибкость реагирования хотя бы части новых частных компаний на все непредвиденные изменения в среде предпринимательской деятельности, наличие труднопреодолимых преград для нормального функционирования государственных предприятий.

Чему же может научить опыт польских предпринимателей менеджеров других стран, действующих также в условиях переходного периода? С нашей точки зрения, для большинства предпринимателей, преуспевших в своем бизнесе, характерны некоторые общие черты. Все они начинали с тщательного изучения внутреннего и международного рынков для того, чтобы выявить точки приложения сил, где они, по их мнению, могли бы иметь достаточные преимущества. В отличие от многих предпринимателей Центральной и Западной Европы, менеджеры этих компаний устояли перед искушением получения сиюминутной прибыли при минимальных усилиях и приложили все свои силы, талант и организаторские способности к повышению качества продукции своих фирм, их производительности, а также к налаживанию надежных каналов реализации своего товара.

Добившиеся успеха польские предприниматели также нашли возможности для развития конкурентоспособного производства и реализации товара в тех отраслях экономики, в которых десятилетиями вообще не существовало ни рынка сбыта, ни рынка предложения. Гораздо сложнее обстоит дело с их реализацией на уже существующих рынках сбыта, где их ждет жесткая конкуренция с высококачественными товарами, а для этого необходимо отличное знание маркетинга и умение провести надлежащую предпродажную подготовку. Сформировав новые группы потребителей своей продукции и наладив надежные каналы ее реализации, компании, подобные «Стиль Франс» и «Оптовой торговле цитрусовыми», приобрели устойчивое положение на рынке, завоевали доверие своих клиентов и спровоцировали растущий спрос на свою продукцию.

В конечном счете предприниматели, успешную деятельность которых мы изучали, сумели организовать свой бизнес при весьма ограниченном поступлении капитала извне. Обычно они начинали с чего-то очень простого: специализированной услуги или торговли каким-то определенным товаром, для чего достаточно было небольшого начального капитала. Полученную прибыль они реинвестировали в развитие и расширение своего бизнеса, а также стремились привлечь средства зарубежных инвесторов или открыть совместные предприятия.

Роль большой политики

Многие страны, которые сейчас обдумывают пути трансформации своей плановой экономики, основанной на государственной собственности, в рыночную, тщательно взвешивают все аргументы за и против «шоковой терапии».

Тем важнее подчеркнуть, что размах частного предпринимательства в Польше явился непосредственным результатом решительной и смелой политики, обусловленной реализацией плана Бальцеровича. Более главное реформирование, за которое выступали критики плана, препятствовало бы столь стремительному росту частного сектора и тормозило бы экономические преобразования. Судя по результатам прошедших пяти лет, можно прийти к выводу о том, что макроэкономические преобразования согласно плану Бальцеровича были очень удачными с точки зрения их влияния на микроэкономику. Эти макроэкономические преобразования спровоцировали небывалый бум частного предпринимательства и бесповоротно изменили систему организации труда в Польше.

Наше исследование показывает, что, хотя все попытки приватизации крупных государственных предприятий оказались безуспешными, это не имело необратимых отрицательных последствий для польской экономики. Конечно, когда значительные средства оказываются связанными государственным сектором и остаются недоступными частному бизнесу, это существенно тормозит экономическое развитие. Поэтому желательно добиться окончательного преодоления инертности в отношении к государственной собственности и внедрить эффективную систему материального стимулирования, ориентированную на рыночную экономику. Программы приватизации должны быть нацелены на скорейшую передачу государственных предприятий в руки частных предпринимателей, иначе возможно возникновение новых осложнений. Неудачи в реформировании крупных государственных предприятий становятся серьезной проблемой по мере разворачивания реформенного процесса.

Развитие частного предпринимательства делает чрезвычайно актуальным реформирование финансового сектора, в частности создания эффективной системы взаимоотношений между кредиторами и должниками. Банковская система в Польше все еще принадлежит преимущественно государственному сектору и не может достаточно эффективно выполнять свои задачи. Правда, наше исследование показало, что основным камнем преткновения при кредитовании частного предпринимательства служат не организационные проблемы польских банков, а чрезвычайно высокие процентные ставки. При уровне инфляции около 30% в год номинальные процентные ставки по кредитам обычно превышают 50%. А выплатить такие проценты оказывается под силу лишь очень немногим предпринимателям.

Так что приходится сделать неутешительный вывод о том, что в Польше еще не достигнут необходимый уровень стабилизации экономики. Если бы удалось добиться снижения уровня инфляции хотя бы до 10% в год, тогда малый бизнес получил бы новый толчок для своего стремительного развития благодаря возможности широкого использования банковских кредитов. И все же, в отличие от многих критиков реформы польской экономики, мы считаем, что план Бальцеровича оказался очень удачным практически со всех точек зрения, и, возможно, его реализация прошла бы еще более успешно, если бы он осуществлялся еще более агрессивными методами.

По всей стране ежедневно возникают все новые предприятия, которые должны помочь полякам достичь уровня жизни своих западных соседей. А для посткоммунистических государств, с неусыпным вниманием наблюдающих за ходом реформ в Польше, они становятся наглядным свидетельством того, что процесс, который мы называем «начать заново», пошел с большим успехом и с неожиданным размахом.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно