Предупреждение для Греции: очередное или последнее?

Поделиться
В начале недели министры финансов 16 стран зоны евро, объединенных в еврогруппу, собрались в Брюсселе, дабы обсудить состояние дел в самой горячей экономической точке Европы — Греции...

В начале недели министры финансов 16 стран зоны евро, объединенных в еврогруппу, собрались в Брюсселе, дабы обсудить состояние дел в самой горячей экономической точке Европы — Греции. По завершении заседания председатель еврогруппы премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер осторожно огласил одобренные меры.

Это заседание было «тактическим» продолжением «стратегического» чрезвычайного саммита ЕС, состоявшегося 11 февраля. Саммит оказался весьма представительным: президент Франции Саркози, канцлер Германии Меркель, премьер председательствующей в ЕС Испании Сапатеро, председатель Еврокомиссии Баррозу, глава Европейского центробанка Трише и дебютировавший в роли президента Евросовета Херман ван Ромпей. Коллеги из Евросоюза выразили Греции политическую поддержку, в целом одобрили ее антикризисную программу, но конкретный план финансовой помощи, даже если таковой имелся, обнародован не был.

Конкретику озвучили только после встречи министров финансов. И не столько планы помощи от ЕС, сколько поручения Греции на последующий месяц. Ее правительству до 16 марта необходимо подготовить программу с детальным графиком реализации мер по оздоровлению бюджета в 2010 году, в том числе мер по снижению в текущем году дефицита бюджета на 4% (с 12,7 до 8,7%).

Было бы наивно полагать, что руководящие институты Евросоюза всполошились именно из-за бедственного положения Греции. Косвенным образом — да. Но главная причина экстренных саммитов, заседаний и встреч — это судьба единой европейской валюты.

Каждое снижение рейтинга Греции тут же отзывалось падением курса евро к доллару. Политики, экономисты и эксперты считают, что возможный дефолт Греции вполне может стать детонатором для серии банкротств в зоне евро. Так что отныне бороться с кризисом Греция будет под пристальным вниманием Евросоюза.

На пороге дефолта

Греческая экономика в очень тяжелом, даже критическом состоянии. И в предыдущие годы не блиставшая отменным «здоровьем», она с 2008-го вошла в период спада. К концу 2009 года бюджетный дефицит достиг 12,7% ВВП, а внешний долг вырос до 300 млрд. евро.

Ситуация в самой Греции носит горький привкус недавних парламентских выборов. В начале октября прошлого года социалистическая партия ПАСОК с перевесом в 10% победила правоцентристов и выдвинула на пост премьера Георгиоса Папандреу. Парадокс в том, что прийти к власти социалистам помог именно экономический кризис, грозящий стране тяжелой рецессией. Но особенно «помогла» непопулярность реформ в социальной и образовательной сферах, которые намеревалось осуществить правительство консерваторов. На этом фоне в глазах избирателей очень выгодно выглядела левоцентристская партия Папандреу, обещавшая повысить зарплаты и ввести справедливое налогообложение.

Но буквально через месяц с небольшим находящихся при власти греческих социалистов кризис накрыл с головой. В декабре 2009-го сразу три ведущих международных рейтинговых агентства понизили оценки для Греции: Standard & Poor’s перевело суверенный рейтинг страны с А- в ВВВ+, Fitch Ratings — до ВВВ+, Moody’s — до А2 с негативным прогнозом.

Минфин срочно вынес на обсуждение в парламент портфель антикризисных мер, в котором оказались: налоговая реформа с жесткими мерами за уклонение от налогов, существенное снижение госзатрат, увеличение доходов государства и агрессивная бюджетная политика. Тогда же были обнародованы планы, интересующие в первую очередь партнеров по Евросоюзу и еврозоне, а именно: госдолг в 300 млрд. евро сократить к 2012 году, а дефицит бюджета с 12,7% довести до трехпроцентной нормы еврозоны к концу 2013-го.

Но главное противоречие состоит сегодня между политической и экономической программами левоцентристского правительства Греции: сокращать госдолг и бюджетный дефицит оно будет вынуждено именно путем урезания социальных расходов. По силам ли это, когда малейшие намеки на «затягивание поясов» выводят людей на улицы, что и было подтверждено забастовками и демонстрациями в Афинах в минувшем декабре, а затем в январе? Даже в преддверии последнего, «греческого», саммита ЕС — в знак протеста против надвигающихся мер экономии — забастовка охватила пограничные пункты, столичные рейсовые автобусы, закрылся порт, не работали больницы и школы.

Трубопроводами по кризису

В день, когда еврогруппа заседала в Брюсселе, премьер-министр Греции Георгиос Папандреу встречался в Москве с российским премьером Владимиром Путиным. Обозреватели задавались единственным вопросом — будет ли грек просить российских денег? По окончании переговоров конкретного ответа не последовало. Впрочем, по мнению аналитиков, Россия вряд ли в состоянии помочь Греции — по части внешнего долга она сама окажется в 2010-м на уровне Афин.

Однако премьеры сообщили, что согласовали план действий по строительству газопровода «Южный поток», договорившись о создании совместной проектной компании для строительства участка газопровода по территории Греции. На самом же деле греческая сторона пообещала российской организовать внутриевропейскую поддержку «Южному потоку» путем введения его в режим трансъевропейских сетей. Также обсуждались условия ускоренного строительства нефтепровода Бургас—Александруполис, которое Греция намерена начать уже через полгода. Он даст возможность России доставить свою нефть в Средиземноморье.

Интересно, что именно Папандреу, находясь в оппозиции, резко критиковал совместные с Россией энергетические проекты, ссылаясь на их экологическую небезопасность. Однако почему бы не пересмотреть позицию вместе с принципами, если кризис подпирает?

Дело рук самих утопающих

Правду сказать, от количества заявлений греческих властей ситуация в национальной экономике отнюдь не улучшилась. Премьер Папандреу даже предпринял «визит-бросок» в Давос, где роздал неимоверное количество интервью и провел переговоры с кем только мог, убеждая мировое сообщество и европейское начальство, что Греция, дескать, со своими трудностями справится сама. Как оказалось впоследствии, страстным заверениям поверили не все.

В середине января греческое правительство предоставило Евросоюзу окончательный план по выходу из кризисного тупика. Он предполагает ряд жестких мер. Бюджетный дефицит Греция собирается покрывать путем повышения пенсионного возраста, сокращения на 5,5% выплат в госсекторе, а также увеличения прогрессивного подоходного налога.

Накануне визита в Москву греческий премьер обвинил членов ЕС в распространении панических настроений на рынках, что играет против антикризисной программы его страны. В апреле Греция должна разместить на внешнем рынке госдолга ценных бумаг на 22,5 млрд. евро. Если этот пункт программы провалится, греки могут объявить первый государственный дефолт в истории ЕС. Он повлечет за собой обвал евро и может привести к разрушению еврозоны.

Надо понимать, что «отцы-основатели» зоны евро не склонны рассматривать такой сценарий. Хотя известно, что Германия, например, предпочла бы не оказывать помощь тонущей Греции. Тем не менее помогать Греции будут пока в пределах зоны евро. Основное бремя в решении греческих проблем ляжет на Францию и Германию. А Великобритания, хоть и не участник единовалютного клуба, но и не самая бедная среди коллег по ЕС, уже заявила, что не в состоянии помочь Греции, поскольку сама ожидает дефицит бюджета в 9%. Считающиеся крупными экономики Италии и Испании также в тяжелом состоянии — дефицит испанского бюджета ожидается на уровне 11,5% ВВП.

В свою очередь, Греция устами премьера и министра финансов постоянно напоминает, что не обращалась за финансовой помощью ни в ЕС, ни в МВФ, ни к России и будет справляться с кризисом самостоятельно. У европейских коллег имеются сомнения на этот счет. Афины, и не только они одни, уже несколько раз были замечены в «нечестной», мягко говоря, игре с институтами Евросоюза.

В поисках путей. Или лазеек

Греция полноценно вступила в зону единой валюты с 1 января 2001 года. А через три года выяснилось, что попала она в клуб евро путем элементарного обмана: в период мониторинга греческой экономики на предмет вхождения в еврозону в 2000 году публиковались искаженные данные о размерах бюджетного дефицита.

В конце прошлого года выяснилось, что данные о дефиците 2008 и прогнозы на 2009 год также не отвечают реальным цифрам. Не случайно на прошедшем саммите ЕС опять возник вопрос о реальном уровне внешнего долга Греции.

В числе мер, предлагаемых для спасения греческой экономики, ЕЦБ предложил повысить на 2% НДС и сократить расходы на зарплаты в бюджетной сфере. Якобы такие действия помогут сократить дефицит бюджета страны в течение года с 12,7 до 8,7%. В греческом правительстве к советам отнеслись без энтузиазма, даже засомневались в их действенности.

И тогда 13 февраля в New York Times появилась статья, поведавшая о том, что Греция в течение десяти лет пользовалась услугами американского инвестиционного банка Goldman Sachs, что давало ей возможность уйти от уплаты миллиардных долгов. До 2004 года правительство Греции заключало валютные свопы — сделки, которые не отражались на показателях внешнего долга, но позволяли стране получать дополнительные кредиты под будущие доходы госструктур.

Схема, оказывается, была довольно распространенной в Европе в начале 2000. Банки выплачивали правительствам разных стран авансы в обмен на будущие платежи из государственной казны. Греция, например, продала права на пользование своими аэропортами и доходы от лотерей на многие годы вперед. Такие сделки позволили ей скрыть огромный дефицит бюджета, поскольку операции считались внебюджетными и не попадали в поле зрения контролирующих органов ЕС.

Сегодня минфин Греции подтверждает факт таких сделок и, не раскрывая их объемов, утверждает, что на момент заключения соглашений они были законными. Греческие чиновники настаивают, что подобные своповые соглашения заключали и многие другие страны — Италия, Франция, даже Германия, когда речь шла об управлении госдолгом.

Между тем в New York Times упоминается одна из секретных сделок, по которой Греция выплатила необычно высокую комиссию банку Goldman Sachs в размере 300 млн. долл., что дает аналитикам основания предполагать фантастическую сумму самой сделки. Пока что в прессе фигурирует информация о переговорах Греции с американским инвестбанком в 2002 году и о скрытом займе в 1 млрд. долл.

Многие обозреватели считают, что «раскапывание» данной темы сегодня лишь обострит течение кризиса. И самое разумное — немедленно закрыть своповые «лазейки», поскольку из банковской сферы они ведут в сферу государственных финансов, а это опасно.

Пока что европейское статистическое агентство Eurostat потребовало, чтобы к 19 февраля Афины предоставили информацию об использовании валютных свопов и их влиянии на состояние госфинансов.

От Пакта о стабильности до общей угрозы

Вступая в клуб единой валюты, все европейские страны, точнее, их правительства соглашались принять на себя обязательства по финансовой дисциплине. Посему без колебаний присоединялись к Пакту о стабильности и экономическом росте стран ЕС. Пакт был принят в 1997 году с единственной целью — обеспечить надежность евро. Согласно документу, члены зоны евро брали на себя два главных обязательства: первое — годовой дефицит госбюджета не должен превышать 3% ВВП; второе — национальный долг держать в рамках до 60% ВВП.

На протяжении недолгой истории существования евро почти все из 16 стран евроклуба выходили за установленные пределы. Но именно нынешний кризис внес существенные коррективы. Достаточно сказать, что в 20 странах Евросоюза из 27 дефицит госбюджета выше, иногда значительно, чем 3% ВВП. Но если год назад превышение в два-три раза установленного лимита по дефициту госбюджета считалось бы катастрофой, то сегодня, в условиях существенного снижения налоговых поступлений в казну, нарушение условий пакта является скорее нормой, чем исключением.

Справедливости ради стоит отметить, что есть и дисциплинированные страны, где принимаются срочные и жесткие меры для уменьшения бюджетного дефицита, превышающего трехпроцентный лимит даже на десятые и сотые (как, например, это было в Австрии, Германии, Нидерландах). Но южноевропейские подписанты пакта числятся в постоянных нарушителях. Та же Греция всего один раз, в 2006-м, сумела не выйти за рамки 3% дефицита бюджета.

Не утруждала себя соблюдением финансовых правил и ее соседка Италия. Несмотря на то, что вступила в зону единой валюты фактически «авансом», поскольку государственный долг Италии в год вступления, 1999-й, превышал 100% ВВП.

Предложения и возможности

Не секрет, что не все экономисты приветствовали введение единой евровалюты. Широко известны критические высказывания нобелевского лауреата Милтона Фридмана, который еще в 2005 году заметил, что очень сомневается, что евровалюта станет выходом для европейской экономики — скорее она будет источником проблем. Поскольку монетарные союзы независимых государств не могут создаваться лишь на основе бумажной валюты.

Тем не менее есть и оптимисты, даже в нынешнее сумеречное для экономики время. Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц, самый жесткий критик либерального капитализма, все-таки считает, что европейцы смогут спасти свою валюту, если захотят и если вовремя примут нужные меры. Он настолько оптимистичен, что в интервью Би-би-си заявил, что «Европа в конце концов поможет всем своим странам».

Сегодня у проблемной Греции самый низкий кредитный рейтинг в зоне евро. Что вызывает естественный вопрос — сможет ли она вообще обслуживать свои долги, погашать кредиты? Правила Евросоюза запрещают его членам помогать своим же «потерпевшим». Это с одной стороны. С другой — связанная единой монетарной политикой ЕЦБ «потерпевшая» уже не может применить классическое правило, действовавшее ранее, — девальвировать собственную валюту. И с третьей стороны, согласно существующему уставу, из еврозоны не исключают ее членов. Соответственно, пострадавшей стране остается лишь виртуальная возможность наращивать свои долги за счет фондов ЕС.

Вряд ли еврозона сможет долго имитировать жизнеспособность, разрываясь между такими парадоксами. В политических и экономических кругах Европы все настойчивее звучат предложения о необходимости изменений правил сосуществования. То ли это будет создание единого внутреннего долга ЕС, то ли ужесточение финансовой дисциплины даже с возможностью исключения стран-членов за ее нарушение.

Судя по всему, в скором времени на зону евро обрушится лавина предложений о ее кардинальном реформировании. Нужно ли принимать их во внимание, станет понятно уже 16 марта, когда еврогруппа оценит выполнение Грецией «домашнего задания».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме