ПРАВИТЕЛЬСТВО УКРАИНЫ ВСТУПАЕТ НА МИННОЕ ПОЛЕ

26 июля, 1996, 00:00 Распечатать

Экономический мир, как и другие миры, делится на пессимистов и оптимистов. Первые, преимущественно...

Экономический мир, как и другие миры, делится на пессимистов и оптимистов. Первые, преимущественно находясь в оппозиции к власти, предсказывают разные катаклизмы, меняя, впрочем, свою точку зрения на противоположную по мере приближения к верхам.

Вторые, отмечая имеющиеся недостатки, пророчествуют неуклонное движение вперед. В случае же выхода из властной обоймы в течение одного дня движение вперед превращается в движение назад.

Автор, представляя собой гибрид первых и вторых, хотел бы все же реально представить себе всю глубину пропасти, в которой мы находимся, и направление движения. Хотя бы общее направление по отношению к уровню моря.

МВФ

Когда пишутся эти строки и печатается газета, высокая украинская делегация все еще находится в Вашингтоне, где ведет переговоры в Международном валютном фонде и примкнувших к нему организациям. В том самом МВФ, который, по одним версиям, стремится поставить Украину на колени, а по другим - пытается ее с этих колен поднять.

Летом этого года МВФ, раздосадованный темпами преобразований в бывших республиках СССР, уже перенес на более поздний срок предоставление траншей разных кредитов России и Белоруссии. На очереди, по-видимому, Украина.

Деятели фонда в критическое, по мнению правительств, время становятся совершенно неудобными собеседниками, поскольку перестают вникать в трудности и не обращают внимания на дружеские связи. Они просто берут обязательства страны и указывают на их невыполнение. Перенос транша является для международных финансистов чем-то вроде первого звонка. Если на него не обращают внимания - звонок становится громче, а потом двери закрываются, а программа помощи пересматривается.

Украина обязалась повысить с 1 июля уровень возмещения населением стоимости жилищно-коммунальных расходов до 80%. Отказ сделать это в положенный срок однозначно рассматривается МВФ как задержка реформ с соответствующими оргвыводами. Ссылки на проблемы с неплатежами и выплатой зарплат шахтерам рассматриваются, но невнимательно - в конце концов дело правительства работать с населением и объяснить ему необходимость этой непопулярной меры. Жестоко, но справедливо.

Самое главное - повышение этих цен не является какой-то исключительной мерой. С его учетом формируется бюджет, под него рассчитываются макроэкономические показатели и после переноса его на более поздний срок все приходится пересчитывать и, разумеется, в худшую сторону.

Попытки же перетащить введение новых цен на осень, помимо всего прочего, выглядят просто недальновидными, поскольку летом, как показывает опыт, повышение цен переносится населением легче благодаря отпускам и огородам. Осенью оно накладывается на сезонное повышение цен, начало отопительного сезона, обострение, как правило, политической обстановки, забастовки и прочие неприятности.

Все это вместе взятое может похоронить главное достижение украинской экономики - стоящий, как скала, карбованец.

Госсектор

«Лучшему другу украинской валюты» Виктору Ющенко по-прежнему приходится часто в одиночку отбивать атаки на нее со стороны тех, кому неуютно жить в условиях отсутствия дешевых государственных кредитов.

Это они часто любят повторять, что «на кладбище тоже нет никакой инфляции». Многим экономистам кладбище, впрочем, представляется несколько иным - как раз с гиперинфляцией до 500% в год, каковую мы имели несчастье пережить.

Отсутствие в обороте привычно большого количества денежных знаков, конечно, раздражает, однако и должно стимулировать директоров не ходить к Президенту с жалобами на Нацбанк, а искать новые (а на самом деле старые) способы выжить в трудное время.

Невыплаты зарплат бюджетникам свидетельствуют об одном - у нас слишком много служащих, получающих зарплату в госсекторе. Украине с ее ограниченными доходами просто не нужно столько финансируемого государством персонала.

При этом гонимый центральный аппарат управления в количестве около 12 тыс. человек - капля в море государственных контор, институтов, конструкторских бюро, местных органов и организаций, давно уже действующих по принципу «нам не платят - мы не работаем».

Поэтому недостаточно пойти по самому простому пути - очистить здания в центре Киева. Правительству придется пойти на действительно радикальные сокращения по всей стране, чтобы ввести, наконец, в разумные рамки колоссальные и непроизводительные государственные расходы.

При этом всю мощь государственной пропаганды и освободившееся после отмены референдума эфирное время хорошо было бы направить не на убеждение народа в эффективности работы исполнительной власти, а на пропаганду предприимчивости и малого бизнеса. Именно туда должны уйти высвободившиеся кадры, которые перестанут тогда клянчить деньги в бюджете и начнут их зарабатывать самостоятельно.

Иначе дефицит бюджета может к концу года вырасти с запланированных 357 трлн. крб. до 700-800 трлн. крб., что автоматически означает «гуд бай» не только программе stand by, но и всей макроэкономической стабилизации.

Акции

Стабилизация карбованца дает правительству шанс предложить крупным инвесторам крупные же пакеты акций крупных украинских предприятий.

Украина как раз стоит на пороге прихода в страну мощных иностранных инвестиционных фондов и финансовых посредников. Именно с этого, как показывает российский опыт, начинается интеграция в мировую экономику.

Но если Россия была вынуждена защищать от наплыва частных бизнесменов и аферистов свое главное богатство - нефтяной и газовый комплекс, то Украине защищать, по сути, нечего. Нет у нас инвестиционно сверхпривлекательных предприятий, и надо потратить не один доллар для того, чтобы убедить порядочного капиталиста, что Украина - место для размещения его рискового капитала.

Убедить его в этом, как опять же показывает опыт соседних стран, можно, но для этого надо продемонстрировать возможности вывоза прибыли, работающий фондовый рынок и, конечно, святую приверженность принципу неприкосновенности частной собственности. Об этом, кстати, мог бы заявить на весь мир и Президент.

Ценные бумаги предприятий, находясь в обороте, кстати, могут, как и во всем мире, отчасти восполнить дефицит обычных денег.

Процесс этот уже пошел - правительство может или ему помогать, или, по крайней мере, не мешать.

Урожай, шахтеры

и Россия

Правительству предстоит в ближайшее время выдержать еще одно испытание - битву за урожай. Отсутствие дождей в нужное время, а также неизвестно откуда взявшийся клоп-черепашка сделали свое дело.

Ожидается, что валовый сбор зерновых по всем категориям хозяйств составит 30,9 млн. тонн, по общественному сектору - 27,7 млн. тонн, что на 9,3 млн. тонн меньше прогноза и на 4,6 млн. тонн меньше уровня прошлого года. На 6,6 млн. тонн меньше прогноза составит валовый сбор сахарной свеклы и на 279 тыс. тонн - подсолнечника.

Для внутреннего потребления зерна, конечно, хватит. Но этот товар всегда был одним из основных украинских экспортных достояний - зерном рассчитывались и за газ, и за нефть, и за многое другое.

Осенью этого года украинское зерно ожидают в Туркменистане и России. Находясь в Болгарии, премьер-министр пообещал, что получит его и София. Хотелось бы, конечно, верить, что реальный баланс зерна уже посчитан и всем там найдется своя доля.

Хочется также верить в то, что правительство устоит перед напором сельскохозяйственного начальства и закупка урожая пройдет без дополнительного кредитования за смешные проценты.

Наконец, хочется верить, что для этих целей не будут применяться методы, которыми добывались средства для зарплаты шахтерам - имеется в виду короткий разговор по схеме «бритвой по горлу - и в колодец» с представителями коммерческих банков.

Хотя, по некоторым данным, многие банки, поставленные на колени, постояли на них, а потом пошли себе с миром, выдав на круг вместо требовавшихся 17 трлн. крб. только 6. А в следующий раз могут не дать и этого.

К слову сказать, шахтерские дела тоже вполне могут обостриться к осени текущего года в случае, если Запад проигнорирует просьбу сброситься на зарплату горнякам, а внутри страны не будет найден механизм, как им выплатить хотя бы часть заработанного.

Очередной сегмент минного поля, на которое вступает новый Кабинет министров, связан с Россией. И если внешнюю задолженность за газ удалось перевести во внутренние неплатежи (хотя неизвестно еще - что лучше), то уже зимой этого года перед правительством встанет проблема выплаты первой части задолженности, подписанной в 1992 году и реструктуризованной на 10 лет с отсрочкой первых платежей на 5 лет. Отсрочка заканчивается как раз в 1997 году, что означает необходимость изыскать дополнительно более 1,2 млрд. долларов.

...Гулять по минным полям - удел всех правительств. Продолжительность прогулок и является основным показателем профессионализма каждого отдельно взятого кабинета министров.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно