Пожертвовав прибылью. Специализированная и сетевая розница переманила покупателей автошин с автобазаров в магазины

30 мая, 2008, 14:22 Распечатать Выпуск №20, 30 мая-6 июня

По итогам 2007 года Украина заняла сьдмое место в Европе по объему продаж новых автомобилей и первое место в мире по динамике роста парка...

По итогам 2007 года Украина заняла сьдмое место в Европе по объему продаж новых автомобилей и первое место в мире по динамике роста парка. Автопарк только легковых автомобилей вырос в нашей стране до 9 млн. штук. Соответственно, с небольшим опозданием, развивается и рынок автомобильных шин. Сегодня его объем оценивается примерно в 11—12 млн. единиц в год. Из них 6—7 млн. единиц ежегодно продаваемой резины — шины для легковых автомобилей. В денежном выражении, по разным оценкам, объем рынка в 2007 г. составил 2,5—3 млрд. грн. При этом ежегодный рост рынка авторезины специалисты оценивают на уровне 10—15%.

Развитие рынка происходит в двух направлениях: в количественном аспекте и в сторону цивилизованности. Последнему обстоятельству способствует как активность официальных импортеров, так и меры по борьбе с контрабандой. За последние годы специализированной и сетевой рознице удалось переманить покупателей с автобазаров в магазины. При этом прибыльностью бизнеса пришлось пожертвовать. Если ранее торговая наценка составляла 30—40%, то сейчас она сократилась до 5—10%. Дилеры начинают делать ставку не только на продажу, но и на сервис, открывая шиномонтажные станции, в местах розничной торговли предлагая услуги по хранению резины и пр. Все это создает условия для формирования цивилизованной структуры дистрибуции шин и прихода на рынок крупных системных игроков.

Наши шины

Шинные заводы, как отечественные, так и российские, по модернизации значительно отстают, в силу тенденций глобализации и большой инвестиционной составляющей новой продукции, не успевают за требованиями рынка прежде всего технологически. Украинским заводам «Росава» (Белая Церковь) и «Днепрошина» (Днепропетровск) принадлежит сегодня 50—60% отечественного рынка шин. По данным Госкомстата, в прошлом году общий объем их производства составил
5,8 млн. штук. В нижних ценовых сегментах, а также в секторе грузового и спецтранспорта их доля по-прежнему около 90%. Из продукции ближайших соседей по-прежнему серьезно представлены российские шины заводов «Амтел-Поволжье» (Киров) и «Нижнекамскшина», а также белорусские, производимые «Белшиной».

Отечественные шины по-прежнему вполне удовлетворяют владельцев ВАЗов, «Таврий», старых и даже некоторых новых иномарок. До недавнего времени покрышками «Росавы» комплектовались новые Lanos, Opel Astra и некоторые другие автомобили отечественной сборки. Однако в последнее время размеры дисков новых модификаций автомобилей увеличиваются. Например, если раньше Chevrolet Aveo комплектовался 13-дюймовыми дисками, то сейчас большинство моделей уже имеют 14-дюймовые, предусматривающие более дорогую резину. К аналогичным последствиям привела и мода на низкий профиль. Кроме того, с каждым годом растет процент потребителей, покупающих зимние шины. Отечественная продукция в этом секторе имеет очень слабые позиции и постепенно уступает иностранной, сохраняя свою долю лишь в сегменте спецтехники и грузовиков.

Мода и приоритеты

Структура спроса в нашей стране в последние годы меняется очень быстро. Увеличивается объем продаж более дорогих автомобилей, что, соответственно, приводит к смещению спроса в сторону увеличения среднего диаметра шин и от более дешевых шинных брендов к более качественным шинам среднего и дорогого ценовых сегментов. Автолюбители готовы платить деньги за более качественный товар, думая и о безопасности на дороге. На первый план выходят не только цена или максимальный пробег, но и такие характеристики, как высокое сцепление, экономичность, малошумность, стойкость к аквапланированию и т. п.

Более того, постепенно меняется и структура спроса на разные типы резины: профильные дилеры констатируют смещение в сторону шин больших диаметров (от 13—14 до 16—18 дюймов), снижение профиля шин (от 65 мм до 55 мм, 50 мм и ниже) и значительный рост покупок высокоскоростной резины.

В Украину поступают шины со множеством магистральных рисунков. Однако актуальность их покупки достаточно сомнительна. Ведь предназначены они для езды по магистралям западного типа. Имеется в виду качественный, очень гладкий и низкоабразивный асфальт, значительная (в несколько сот километров) протяженность пути, повороты большого радиуса, которые можно проходить на высокой скорости. В Украине такого не бывает, здесь дороги с посредственным либо плохим покрытием, езда в условиях частых торможений, крутых и многочисленных поворотов. Украинским водителям скорее нужны региональные модели шин, с мощными, массивными рисунками и специальным составом резиновой смеси, которые помогут существенно повысить срок их эксплуатации.

Шинная тройка

На мировом рынке основную долю удерживают три крупнейших производителя, которые уже объединили десятки брендов и управляют шинными заводами в большинстве стран мира. Это французская Michelin, японская Bridgestone и американская компания Goodyear. Сегодня около 60% мирового рынка автомобильных шин принадлежат именно этой тройке: из
70 млрд. долл. ежегодного оборота мирового рынка автопокрышек (1,3 млрд. штук) на Goodyear и ее дочерние бренды приходится около 18 млрд. долл., на Bridgestone и Michelin — по 14 млрд. долл.

В Украине доля тройки лидеров пока не очень высока, но прирост рынка происходит во многом за счет крупнейших мировых производителей. Ряд производителей, планирующих амбициозный выход на наш рынок, имеет для Украины специальные цены, которые по некоторым позициям ниже европейских. Однако такие производители, как Michelin, Goodyear, Bridgestone, Pirelli, держат европейские цены.

«Серый» и «белый» импорт

В Украине ситуация на рынке шин, как, впрочем, на любом быстрорастущем, но окончательно не сформированном рынке, никогда не была простой. Долгое время рынок автошин был представлен множеством мелких компаний — реализаторов шинной продукции, которые обеспечивали только самый востребованный его сектор, сочетающий наибольший спрос и низкую цену. До сих пор украинскому покупателю не предоставляется весь ассортимент существующей в мире продукции, поскольку на отечественный рынок реализаторы везут лишь тот товар, который пользуется наибольшим спросом.

Продолжается наплыв импортных шин по «серым» схемам. Сегодня, по приблизительным оценкам специалистов, 60—80% импортных шин в Украине имеют теневой характер. А несколько лет назад почти 90—95% резины иностранного производства завозили в Украину, минуя официальное оформление.

Главные конкуренты отечественных производителей — импортные покрышки среднего ценового сегмента, которые всего на 100—150 грн. дороже и с каждым годом отвоевывают у них рынок. Это польская Debica, финская Nokian, чешская Barum, словацкая Matador. Примерно 30—40% в сегменте легковых авто с ними делят крупнейшие мировые производители, представленные в премиум-классе,— французская Michelin, немецкая Continental (Barum, Semperit, Gislaved и др.), японская Bridgestone и американская компания Goodyear Dunlop Tires (бренды GoodYear, Fulda, Kelly и Sava).

Кроме того, сейчас наблюдается значительный прирост импорта из Кореи, Китая и Японии, прежде всего таких корейских брендов, как Kumho, Hankook и Nexen. Одним из самых динамично развивающихся шинных брендов в Украине является японская компания Toyo Tires, что говорит о большой лояльности потребителей к данной торговой марке. В то же время стремительно набирает долю на рынке финская Nokian — за счет активной поддержки розничных операторов и наличия собственных складов в Украине. В целом на украинском рынке сейчас можно найти более 25 разных торговых марок.

Системные игроки

Ситуация, сложившаяся на отечественном рынке автомобильных шин, свидетельствует о давно назревшей необходимости прихода крупных системных трейдеров. Во многом знаковые и обнадеживающие изменения произошли в начале нынешнего года. Аналитики рынка большие надежды возлагают на существенное усиление лидирующих позиций шинного дистрибьютора №1 украинского рынка легковых шин — компании «Автоленд-Днепр» как универсального, отвечающего современным требованиям продавца шин. В феврале этого года произошло существенное увеличение уставного фонда компании и вхождение в ее менеджмент сразу двух опытнейших игроков шинного рынка. Пост президента компании «Автоленд-Днепр» занял учредитель и руководитель группы компаний «Инвельта-Техноопторг» Олег Жмуро, а в состав правления компании «Автоленд» вошел владелец известной на юге Украины трейдерской шинной компании «Аккумшина» Анатолий Чихун.

Компания сегодня представлена во всех регионах Украины, имеет семь базовых филиалов, семь оптовых складов и мощную сеть дилеров. Магазины расположены в Днепропетровске, Харькове, Херсоне, Запорожье, т.е. точки розничной продажи охватывают юго-восток, а дилеры присутствуют практически во всех городах Украины.

Уже заключены соглашения с Nokian и проведен ребрендинг ряда магазинов компании «Автоленд-Днепр» под марку «Vianor» — бренд торговой сети Nokian, сеть магазинов которой управляется по единому стандарту и развивается в Скандинавии, России, а теперь и в Украине. Кроме того, крупные инвестиции компания вкладывает в магазины под собственным брендом «Автоленд», интернет-продажи и другие каналы розничных продаж.

Комментарий специалиста

Олег Жмуро, президент компании «Автоленд-Днепр»

— В Украине началось формирование цивилизованной структуры дистрибуции шин. Конечно, идет борьба за рынок. К сожалению, основным конкурентным преимуществом многих компаний является низкая цена. Очень немногие из них готовы к цивилизованным методам конкуренции, большинство не стремятся развивать бренды, вкладывать деньги в рекламу и продвижение. Намного проще снизить цену и продать дешевле. Но такие методы конкуренции приводят только к уменьшению прибыльности бизнеса для всех игроков рынка. Естественно, ситуация будет меняться, это лишь вопрос времени.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно