ПОВЫШЕНИЕ ВНИЗ, ИЛИ «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ» НА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЛАД

21 ноября, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №45, 21 ноября-28 ноября

«Никогда не обещай того, чего в принципе не собираешься делать», — поучают заботливые родители своих чад...

«Никогда не обещай того, чего в принципе не собираешься делать», — поучают заботливые родители своих чад. Чада быстро вырастают из карнавальных костюмчиков снежинок и зайцев и, в меру своих возможностей погрызя гранит науки, разбредаются по взрослому миру в поисках судьбы и карьеры. Ну а дальше все буднично: учителю — учителево, слесарю— слесарево, небожителю — небожителево. Даже если оный не с греческого Олимпа, а с киевской улицы Грушевского.

Он, небожитель, — словно три в одном стакане: сам себе закон, указ и постановление правительства. Слово дал — слово взял обратно. Не далее как нынешним летом пообещал с 1 декабря 2003 года всяческим учителям да слесарям минимальную зарплату (МЗП) в 237 гривен с восстановлением междолжностных соотношений. Но в начале осени передумал: пусть будет 237 с января, но уже без соотношений. А в конце прошлой недели — очередной поворот: 205 с января, но восстановление тарифной сетки только с марта...

А что будет в марте — посмотрим. До марта еще надо дожить. По возможности не став отработанным материалом, который складируется в администрации Президента в так называемом кадровом резерве. Из небожителя превратиться в пронафталиненную куклу — это, знаете ли, печально...

Оппозиция удивляется редкостной удаче. Оппозиционеры потихоньку потирают руки: дескать, правительство Януковича занимается политическим самоубийством и упражняется по части рисования жирного креста на президентских амбициях Виктора Федоровича. В этих небеспристрастных оценках велика доля правды, поскольку лозунг «237 гривен — с декабря 2003-го!» нынешний Кабинет начертал на своих знаменах добровольно, и никто (кроме Страха Досрочной Отставки) не тянул его за язык давать заведомо невыполнимые обещания.

Хотя — почему невыполнимые? В начале декабря по случаю своей первой годовщины наше правительство примется нахваливать себя и за перевыполнение бюджета-03 за десять месяцев, и за экономический рост, который, по прогнозам Минэкономики, достигнет по итогам 2003-го 7,9%, и за рекордный прирост прямых иностранных инвестиций, и за супердешевые заимствования на внешнем рынке — под 7,65% годовых! Словом, деньги есть. И будут в не меньших количествах, если не бегать по всяческим ЕЭПам, а вплотную заняться обострившимися проблемами казначейского обслуживания бюджета и тем самым предотвратить кризис на денежно-кредитном рынке. Но в любом случае, на повышение минимальной зарплаты тратить деньги не хочется...

Самый большой конфуз в том, что выяснилось это лишь накануне второго бюджетного чтения: видать, с сентября здорово подросли сметы предвыборных штабов! Самая большая неловкость — что по закону минимальная зарплата в стране обязана таки достичь с 1 декабря с.г. отметки «237», прежде чем в январе «повыситься», по словам придворных средств массовой информации, до 205 гривен. Рассматривался ли более мягкий вариант, позволяющий избежать столь одиозного «повышения»? Об этом мы поинтересовались на пресс-конференции в четверг у первого вице-премьер-министра, министра финансов Николая Азарова.

Ответ Николая Яновича («Сейчас МЗП в Украине 185 гривен, а мы повышаем ее до 205») оказался в духе капризной принцессы из сказки «Двенадцать месяцев». Только принцесса высказалась бы куда определеннее: «После 30 ноября в нашем королевстве наступит 1 января, потому что я так хочу!»

Увы, в отличие от сказочного, в нашем «королевстве» существует Конституция. И ее ст.22, как известно, запрещает принимать новые законы, ведущие к сужению прав граждан по сравнению с нормами уже действующих законов. Но слабо верится, чтобы это стало хоть сколько-нибудь реальным препятствием при внедрении правительственной инициативы в жизнь.

Теоретически на пути «повышенной» МЗП может возникнуть еще одна преграда — из области заботы о чистоте одежд. Ни одна серьезная политическая сила не должна забывать, что, организованно проголосовав за 205-гривневый минимум, она ухудшит стартовые позиции собственного кандидата в президенты — если, конечно, претендент на булаву имеется. Весной, а тем более в начале лета по прогнозам некоторых ученых из НАН Украины мясо может подскочить в цене до 40—50 гривен за килограмм: скот вырежут, новое поголовье кормить нечем. Вот тогда любые ссылки на пресловутый бюджетный реализм будут вызывать лишь резь в пустом электоратском желудке да раздражение: «А сами на 205 гривен не пробовали?»

Бюджет (вкупе с новой МЗП) будет принят 27 ноября, а если не 27-го, то уж точно 4 декабря, заявил Николай Янович журналистам. Хотя в прошлые месяцы наш уважаемый первый вице-премьер не раз попадал пальцем в небо (например, в декабре прошлого года утверждал, что, цитирую по заметке агентства «Интерфакс-Украина», «важнейшим направлением деятельности правительства будет… принятие в первом полугодии Налогового кодекса»), мы не хотим сказать, что нынешний бюджетный прогноз нереален. Еще как реален! В случае объявления «всеобщей мобилизации», да еще и при солидной финансовой подпитке в 2004 году отдельных депутатских округов парламентское большинство 226 голосов наверняка обеспечит.

Впрочем, даже в проправительственном лагере Верховной Рады на сегодняшний день существуют две диаметрально противоположные точки зрения на проблему МЗП.

Ярослав СУХОЙ, секретарь комитета ВР по вопросам социальной политики, фракция СДПУ(о):

— Я — автор законопроекта о минимальной зарплате в 185 грн. с 1 января 2003 года и в 237 грн. — с 1 июля, в прошлом году докладывал его с парламентской трибуны. Рассмотрение закона сопровождалось криками, выкручиванием рук. Я был на приеме у Президента, просил его подписать закон, и он подписал.

То, что мы делали, было определенным нарушением. Перед подачей бюджета на 2003 год правительство по закону должно было внести предложения об установлении нового размера минимальной зарплаты. Однако предложения внесены не были, зарплату оставили на уровне 165 грн. в то время как все равно была инфляция, а главное, изменялся индекс цен. Что из того, что дешевеет, например, золото, когда дорожает хлеб, если за жилье и за воду приходится платить больше?

А дальше было так. Правительство показало нам научно обоснованные, финансово-экономически обработанные выкладки, почему повышение минимальной зарплаты с 1 июля невозможно. И попросило нас, депутатов, отложить введение 237-гривневого минимума до 1 декабря — тогда, дескать, с 1 января можно будет ввести новую единую тарифную сетку, где 237 гривен — первый, самый низкий, разряд. На заседании комитета по социальной политике мы долго спорили, но в конце концов пришли к компромиссу: чтобы сохранить междолжностные соотношения, соглашаемся на 237 грн. с 1 декабря. Кстати, Бюджетной резолюцией восстановление тарифной сетки в 2004 году предусмотрено.

Вину за то, что произошло позже, полностью возлагаю на тех, кто блокировал парламентскую трибуну. Нам просто физически не дали возможности во время первого чтения серьезно поговорить с Кабмином о его политике в социальной сфере. Правительство же наше поспешное голосование истолковало по-своему, как слабость, а посему внесло предложение об установлении МЗП на уровне 205 гривен.

На сегодняшний день самое слабое звено нашего правительства, в целом неплохого, — именно экономический блок. Нет ни аналитики, ни расчетов. Почему, не соглашаясь на 237 гривен, никто не учитывает бюджетный эффект? Да эти деньги вернутся в налогах! Уменьшится потребность в различных социальных льготах, субсидиях, во всем том, что унижает людей. Возрастут поступления в Пенсионный фонд. У нас полудохлый внутренний рынок, между тем, порядка 70% пенсионеров не имеют телевизора, а если имеют, то старенький, они бы и рады его заменить...

Черта бедности, которую ежегодно рассчитывают в соответствии с Национальной стратегией преодоления бедности, составляет 206 гривен. А минимальная зарплата, значит, будет 205. Я не вижу логики...

Возможно, это прозвучит грубо, но правительство нас «кинуло». Нас — это профильный комитет по вопросам социальной политики. Очень бледно на заседании комитета 19 ноября выглядел заместитель министра финансов, ведь замечаний к Минфину набралось целых восемь страниц. При первом чтении бюджетные назначения на социальную защиту составляли 21,8% от общей суммы бюджетных расходов, а в подготовленном на второе чтение документе — уже 19,7%. В развитых странах они достигают 40 процентов... Индексация доходов населения, которая должна проводиться в 2004 году, и компенсация за нарушение сроков выплаты зарплаты не обеспечены финансово... Не учтено предложение комитета относительно увеличения пособия по уходу за ребенком до трех лет для незастрахованных женщин до 60% от уровня обеспечения прожиточного минимума, то есть 60% от 85 гривен! Это уже страшно. О какой социальной направленности бюджета идет речь?

Я не уполномочен говорить от имени фракции, но комитет, куда входят и социал-демократы (объединенные), единогласно высказался против поддержки такого бюджета и сформулировал ряд предложений, которые следует учесть при подготовке к третьему чтению.

Владимир МАЙСТРИШИН, комитет по вопросам бюджета, фракция «Регионы Украины»:

— Давайте сразу скажем, что экономика никогда не развивалась скачкообразно. На сегодняшний день, при росте ВВП на уровне 8%, мы не можем допустить, чтобы зарплата увеличивалась на 40%, поскольку возникнут определенные проблемы. И самое главное (на это почти никто не обращает внимания) — что будет с внебюджетной сферой? У меня есть информация, что по Винницкой области сумма долгов по зарплате во внебюджетной сфере при уровне минимальной зарплаты в 165 гривен (еще за 2002 год!) превысила 20 млн. гривен. Что будет при 237 гривнях?

Я недавно встречался с фермерами, и они заявили мне буквально следующее: как только введут минимальную зарплату на уровне 237 гривен, придется сокращать работников. На селе 237 грн. мы просто не выплатим, придется нанимать людей на условиях неполной занятости. Или возвращаться к практике невыплаты зарплаты.

Вот мы все время говорим о бюджетной сфере, но ведь бюджет — это только треть ВВП. К сожалению, здесь не сработало Министерство экономики — оно должно было предоставить цифры в разрезе отраслей и областей и сказать, как сложится ситуация при том или ином уровне минимальной зарплаты. Вы же знаете, что предлагает правительство: с 1 января 2004 года — 205 гривен, с 1 марта — восстановление тарифной сетки, с 1 ноября — доплатный механизм до 237 гривен.

По поводу декабря 2003-го, когда МЗП должна составлять 237 гривен, решения пока нет. Действительно, это болезненный вопрос. Однако возьмите интервью у любого представителя местных финансовых органов — не найдете никого, кто бы сказал, что 237 гривен — это радость. Мы сегодня в школах едва выплачиваем зарплату, на мел денег уже не хватает...

Посмотрим на обобщенные данные. По расчетам Министерства финансов, если МЗП в 237 гривен вводить с 1 декабря этого года, до конца следующего расходы на зарплату должны увеличиться на 5 млрд. грн. Неужели есть желание снова наращивать долги?

Давайте лучше развиваться постепенно — такова моя позиция.

P.S. На многочасовом заседании бюджетного комитета Верховной Рады в четверг жесткий водораздел установился между депутатами от большинства и оппозиции. Однако, как сообщила поздно вечером пресс-служба Минфина, по итогам проведенного голосования большинство членов профильного комитета поддержало проект бюджета-04, доработанного правительством ко второму чтению.

Путь к принятию документа в целом открыт, остаются формальности.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно