ПОТРЕБИТЕЛИ, В СУД ПОДАТЬ НЕ ХОТИТЕ ЛИ?

16 марта, 2001, 00:00 Распечатать

15 марта мировое потребительское сообщество отметило свой профессиональный праздник — Всемирный день потребителя...

15 марта мировое потребительское сообщество отметило свой профессиональный праздник — Всемирный день потребителя. В 1962 году президент США Джон Кеннеди провозгласил историческую Декларацию о фундаментальных правах потребителей. А именно, правах на удовлетворение необходимых потребностей, компенсацию, безопасность, информацию, выбор, потребительское образование и здоровую окружающую среду. В Украине права потребителей гарантирует действующее законодательство во главе с базовым (пионерским в странах СНГ) законом «О защите прав потребителя».

Забота о потребителях в нашей стране простирается настолько далеко, что существует даже специальный социальный норматив, именуемый «потребительской корзинкой», — теоретическая гарантия некого питательного минимума гражданина Украины. Кабинетом министров стоимость корзинки оценена в 311 грн. В ней преобладают хлебо-булочные, макаронные изделия, картофель, овощи. Правда, из доклада о ситуации с потребительскими правами, недавно прочитанного украинскому парламенту председателем Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Петром Кабаном, следует, что 29% хлебопродуктов (по данным проверки) не пригодны к реализации. В разряд «неблагонадежных» для нашего желудка отнесены алкогольные напитки и конфеты — больше половины этих товаров бракуется. В номинации «двоечник качества», по данным Госстандарта, лидируют дары морей, озер и рек — 78,6%.

Данные инспекций Госстандарта Украины еще раз убеждают отечественного потребителя в том, что «никому верить нельзя!». В прошлом году уполномоченные защитники прав потребителя проверили на предмет соблюдения этих прав 37,8 тысячи предприятий разных форм собственности. Выяснилось, что 92% из обследуемых субъектов экономической деятельности так или иначе нарушали их.

Впрочем, в последнее время, по наблюдениям вице-президента по правовым вопросам Украинской ассоциации потребителей Светланы Торопчиной-Агалаковой, уровень образованности отечественных покупателей и пользователей услуг настолько вырос, что потребители, апеллируя к законодательству, перешли в наступление на предпринимателей. Так, в Сумах покупательница посуды известной фирмы подала в суд на фирму — при наличии чека ей отказались вернуть стоимость неудачного приобретения. Тяжба длится уже два года, и, по мнению юристов, потребитель, очевидно, выиграет этот процесс.

Очевидно, представители «посудной» компании не ознакомились с перечнем товаров, которые не подлежат обмену. В этот «черный» список, утвержденный Кабинетом министров Украины еще в 1994 году, попали парфюмерно-косметические и перо-пуховые изделия, мягкие и надувные детские игрушки, зубные щетки, бритвенные приборы, нижнее и постельное белье, гребешки, варежки, носки, ювелирные изделия и печатные издания. Кухонной утвари в списке «невозвращенцев» нет.

В нынешнем году день защиты прав потребителей проходил под девизом «Глобальному рынку — совместную ответственность», что подразумевает единение потребителей и производителей всех стран в борьбе за качество товаров и услуг. По мнению заместителя начальника управления сотрудничества с международными организациями Министерства экономики Украины Андрея Никитова, для Украины в контексте цивилизованных торговых отношений с миром данный лозунг весьма актуален. Особенно сегодня, в контексте европейского «коровьего бешенства».

На украинском внутреннем рынке также наблюдаются симптомы глобализации. Но растет и развивается он с явными отклонениями от норм и стандартов цивилизованной торговли товарами и услугами. Это объясняется тенизацией отечественной экономики, несовершенством налогового законодательства, таможенными пошлинами и другими объективными причинами. По словам президента Украинской ассоциации потребителей Олега Самчишина, нынче рынок товаров и услуг формируют лишь крупные производственные фирмы и компании. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны пока составляет 5%, поэтому говорить об их существенном влиянии на внутренний рынок еще рано. Впрочем, именно мелких предпринимателей чаще всего уличают в недобропорядочности по отношению к потребителям и в судебном порядке заставляют компенсировать моральный ущерб в материальном эквиваленте. И еще. В отечественной судебной практике, как правило, потребитель почти всегда прав. Так что правоведы советуют нарушителям потребительских прав не выносить свои отношения с покупателями товаров и услуг на рассмотрение служителей Фемиды.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно