ПОСЛЕДНЯЯ УСТУПКА МИНФИНУ? ПОЧЕМУ ОЧЕРЕДНАЯ «СЕССИЯ КОДЕКСОВ» ОТЛОЖИЛА ПРИНЯТИЕ ГОТОВОГО БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА

16 февраля, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №7, 16 февраля-23 февраля

Короткий месяц февраль перевалил за свой экватор. Стоит ли напоминать, что бюджет на следующий год должен начинать формироваться уже с марта?..

Короткий месяц февраль перевалил за свой экватор. Стоит ли напоминать, что бюджет на следующий год должен начинать формироваться уже с марта? При этом нужно каким-то образом еще успеть избавиться от существующих архаизмов и заложить полноценную законодательную базу, столь необходимую для организации бюджетного процесса на новых принципах. Реальную основу для таких преобразований может обеспечить лишь Бюджетный кодекс. Недаром премьер-министр Виктор Ющенко подчеркивал, что он двумя руками «за» принятие этого документа и клятвенно обещал, что уже в первой декаде января кодекс наконец будет принят...

На деле выходит совсем наоборот. В момент, когда депутатский корпус настроен дать ход бюджетной реформе и принять Бюджетный кодекс, Кабинет министров настоятельно предлагает еще месяц подождать с этим вопросом. Инициатором отсрочки стал Минфин.

 

Дележ — процесс всегда опасный. Вдвойне опасен он, если делят бюджетные средства. Задача каждого индивида, имеющего доступ к емкому «корытцу», — отхлебнуть из него как можно больше, невзирая ни на какие диеты. Можно только себе представить, каким визгом сопровождается процесс отлучения от бюджетной груди. Чего удивляться, что бюджетная реформа уверенно буксует и ее главным тормозом были и остаются трансфертные взаимоотношения центр—регионы.

Каким образом и кто будет распоряжаться бюджетными гривнями на местах, законодатели должным образом так и не решили. Хотя именно эти вопросы осенью прошлого года несколько раз едва не стали причиной срыва бюджетного процесса. Дабы не рисковать, депутатам пришлось дать добро на первый бюджет третьего тысячелетия, созданный по советским принципам. Правда, горькую пилюлю слегка подсластили новыми правилами межбюджетных отношений, по сути ни к чему не обязывающими областные «минфины». Советам областного уровня предоставили формулы и нормативы, по которым они должны были «поделиться» с местным самоуправлением отчислениями из государственной казны. «Ничего страшного. Это в последний раз, — говорили на координационном совете депутатского большинства. — Очень скоро мы примем Бюджетный кодекс, и все станет на свои места — центр будет напрямую работать с каждым городом и даже селом».

Но не тут-то было. На старте седьмой сессии законопроект откровенно притормозили. На сей раз формальным основанием для очередной отсрочки стало письмо Кабинета министров в Верховную Раду, подписанное вице-премьером Юрием Ехануровым. Депутатам было предложено «перенести рассмотрение проекта Бюджетного кодекса в третьем чтении с февраля на март месяц текущего года». За это время Минфин проанализирует, как прошло утверждение местных бюджетов на новых принципах, как сработал нормативно-формульный порядок расчетов объемов межбюджетных трансфертов и отчислений от общегосударственных налогов и сборов на 2001 год, идеологом которых был бюджетный комитет Верховной Рады, а непосредственным автором идеи — Инна Богословская.

«Как бы там ни было, но в марте Бюджетный кодекс будет принят, — уверяет г-жа Богословская, первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам бюджета. — Это последняя отсрочка, которую депутатский корпус предоставил Кабмину. В парламенте уже сейчас достаточно голосов «за», чтобы без проволочек проект превратить в закон».

Если бы действительно так, то еще ничего. Минфин на самом деле сейчас начал консультации с областными финуправлениями. Не секрет, что не все регионы, мягко говоря, строго придерживались нововведения, да и сама метода отнюдь не блещет совершенством. Поэтому весьма полезно было бы обнаружить имеющиеся узкие места и учесть их при принятии Бюджетного кодекса. На подобную логику и повелись народные депутаты.

Только вот мало верится, что в первой декаде марта Минфин таки предоставит в Верховную Раду полную информацию, собранную по регионам, и свой собственный анализ преимуществ и недостатков методики исчисления бюджетов нижних уровней. Во-первых, практика показывает: уж больно не любит он этого делать. Во-вторых, не очень-то ему приятно «светить» большое количество жалоб, которые, например, поступают из тех районов, которые считают, что, несмотря на новшества, неодинаковый подход к ним со стороны областного руководства как был, так и сохранился. Свои остались своими — чужие, как и прежде, довольствуются остаточным принципом.

И тут, собственно говоря, ничего не поделаешь. Если центр и может наложить какие-то взыскания, то только по административной линии и лишь на руководство облфинуправлений, которые по сути являются лишь исполнителями решения областных советов. Для самих же советов постановление Кабмина, которым был утвержден новый порядок расчетов местных бюджетов, совсем не указ. Вот тут действительно узкое место. А будь соответствующий механизм воздействия предусмотрен в Бюджетном кодексе, те, кто игнорирует закон, имели бы дело с прокуратурой.

Судя по всему, отсрочка принятия Бюджетного кодекса — это даже не прихоть Минфина, это скорее подтверждение продолжающегося мощного давления на правительство со стороны губернаторов, которое в сентябре прошлого года заставило переписать бюджет-01 в части межбюджетных отношений, а в ноябре чуть не стоило стране своевременного принятия бюджета. И сейчас областное руководство отчаянно ищет новые возможности для сохранения финансовых рычагов своей власти над регионами. Вряд ли их в этой борьбе за место под солнцем испугают предупреждения бюджетного комитета Верховной Рады — учитывать в объемах дальнейших трансфертов отношения областей к нововведениям. Наказать «рублем» все равно вряд ли получится, хотя бы потому что за наполнением местных бюджетов стоят нужды ни в чем не повинных людей, которые пока еще далеки от того, чтобы всерьез контролировать своих избранников и спрашивать с них по полной программе за все деяния. По той же причине вряд ли можно считать действенными намерения провести ряд выездных заседаний бюджетного комитета, цель которых — показать людям, кто их «герои».

Впрочем, есть у Кабмина (читай — Минфина) и свой интерес оттягивать вступление в силу Бюджетного кодекса. Очень не нравится ему положение, которое дает право депутатам вносить изменения в бюджет после его принятия. Министерству финансов хотелось бы единолично вносить все коррективы в бюджет. По сути, оно ратует за то, чтобы Верховная Рада осталась лишь с одним правом — утверждать бюджет, представленный Кабмином.

Нетрудно заметить, что такая позиция Минфина сродни стремлениям областных руководителей как можно дольше оставаться полноправными хозяевами бюджетных средств в своих регионах. И хотя, по заверению народных депутатов, чаяниям министерства не суждено реализоваться, вряд ли отсрочка с принятием закона о Бюджетном кодексе — дело такое уж безвредное.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно