ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА ТАБАЧНЫХ КОРОЛЕЙ КРУПНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ СИГАРЕТ ВСЕ ЧАЩЕ ВЫНУЖДЕНЫ ОБРАЩАТЬСЯ К КОНТРАБАНДИСТАМ

Поделиться
Активная борьба с курением в развитых странах мира заставляет производителей сигарет перемещать главный акцент в реализации своей продукции на государства третьего мира...

Активная борьба с курением в развитых странах мира заставляет производителей сигарет перемещать главный акцент в реализации своей продукции на государства третьего мира. При этом действуют они не всегда законными методами. Газета International Herald Tribune опубликовала выдержки из оказавшихся в ее распоряжении документов известной компании «Бритиш Амэрикэн Тобакко» (БAT). Они свидетельствовали о том, что эта табачная корпорация, стремясь расширить свое присутствие на обширном и прибыльном азиатском рынке сигарет, не брезгует использовать широкую контрабандную сеть, испокон веков существующую в этом регионе.

Докладные записки, подписанные руководящими работниками БАТ за период с 1988 по 1996 год, представляют возможность воссоздать картину сотрудничества компании с лицами, которые распространяли сигареты в Азии контрабандным путем и уходили от уплаты предусмотренного законодательством налога.

Новые документы вряд ли можно назвать сенсационными, они стали всего лишь очередным подтверждением существования гигантского транснационального рынка торговли контрабандными сигаретами — ведь совсем недавно подобный скандал разразился в странах Латинской Америки.

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно около 300 миллиардов сигарет (почти треть всего экспортного объема этой продукции) составляла контрабанда. А рынок сигарет Азиатско-Тихоокеанского региона является самым большим в мире.

Документы подтверждают причастность БАТ к контрабандной доставке сигарет в Афганистан, Бангладеш, Бирму, Камбоджу, Китай, Индию, Лаос, Малайзию, Пакистан, Таиланд и Вьетнам. Причем в некоторых бумагах открыто использовался термин «провозить контрабандой» и сравнивалась часть сигарет, поставленных на легальный рынок, с «рынком общей торговли» или «транзитом» этого товара. А одна из внутренних памятных записок БАТ 1989 года описывает «транзит» как «в основном нелегальный импорт продукции из Гонконга, Сингапура, Японии и т.д., который не облагался предусмотренными пошлинами».

Судя по всему, черный рынок табачных изделий БАТ в Азии был существенным — один из документов компании отмечает, что «рынки общей торговли» в двух ключевых странах региона достигали 4,7 миллиарда сигарет или 22% общего объема поставок продукции компании с 1993 по 1997 год.

Еще одна записка, датированная 1993 годом, касается введения должности представителя руководства компании, который будет отвечать как за координацию сбыта на «рынке общей торговли», так и за то, чтобы не допускать использования глобальных каналов поставок неуполномоченными трейдерами. В документе сказано, что «человек, исполняющий эти обязанности, должен быть абсолютно надежным и готовым выполнять конфиденциальные миссии, касающиеся различных видов бизнеса. Требование к честности — первостепенны».

Несколько записок иллюстрируют многочисленные попытки руководства БАТ расширить объемы контрабанды на рынках отдельных азиатских стран. К примеру, в годовом отчете компании, датированном январем 1991 года, перечислены марки сигарет, которые распространялись контрабандным путем во Вьетнаме. Согласно данным этого документа, 40% сигарет марки «555» были доставлены во Вьетнам моряками дальнего плавания, 25 — рыбаками, а 35 — другими контрабандистами. Вместе с тем, 80% общих поставок сигарет «Hero» попали на вьетнамский рынок контрабандными тропами из Таиланда и Камбоджи.

Как стало известно, указанные документы обнародовали активисты британской организации по борьбе с курением Action on Smoking and Health (ASH). В общей сложности они добыли более сотни подобных документов БАТ. По мнению членов ASH, все они свидетельствуют о том, что контрабанда — главный компонент рыночных операций табачной корпорации, так как санкционирована и контролируется руководителями самого высокого уровня лондонской штаб- квартиры, а осуществляется «как ежедневная практика».

В ответ на выдвинутые обвинения пресс-секретарь БАТ Майкл Придо отметил, что не собирается комментировать документы, добытые непонятным путем. Директор же компании Кеннет Кларк в свою очередь опубликовал в связи с этим в лондонской газете «Гардиан» статью, где отверг обвинения в незаконном уклонении от уплаты налогов. В то же время в материале утверждалось следующее: «Там, где правительство не готово противостоять контрабанде, компании вроде нашей, занимающиеся международной торговлей, оказываются перед дилеммой. Если мы не можем удовлетворить потребность покупателей в нашей продукции, то они либо переключаться на сигареты наших конкурентов, либо происходит резкий рост реализации контрабандных товаров, как это наблюдалось в последнее время в Азии.

Если правительство не хочет противодействовать распространению контрабанды или его действия не являются успешными, мы все равно работаем строго в соответствии с местным законодательством, однако не исключаем, что наша продукция, как и продукция наших конкурентов, будет представлена как на легальном, так и на черном рынке».

Понятно, что рынок СНГ выглядит для табачных гигантов не менее привлекательным, чем азиатский. Думается, что процент нелегальных сигарет, реализуемых на нем, также внушителен. Доказательство тому — огромное количество старушек в киевских переходах, продающих по умеренным ценам табачную продукцию без акцизных марок. Особенность украинского рынка — на него любыми путями проталкивается не только продукция западных гигантов, но и компаний из ближнего зарубежья.

К примеру, по мнению менеджера по корпоративным вопросам региона СНГ и стран Балтии АО «Р. Дж. Рейнолдс Тобакко» Александра Кривошеева, контрабанда в Украину сигарет без фильтра в 2000 году может достичь 50% от потребления. По сведениям, которые он привел на недавнем брифинге, количество контрабандных сигарет без фильтра на украинском рынке в прошлом году выросло на 538% и достигло 8,3 млрд. штук (1,3 млрд. — в 1998 году). Соответственно по сравнению с 1998 годом производство сигарет без фильтра в Украине снизилось с 33 млрд. штук до 22 млрд.

Причину такой удручающей ситуации Кривошеев видит в том, что украинские производители сигарет без фильтра не выдерживают конкуренции со стороны дешевой российской контрабанды, особенно на востоке страны. Отпускные цены на класс сигарет без фильтра на заводах в России составляют около 47 коп. за пачку, в то время как на отечественных заводах — 55—75 коп. за пачку.

Неконкурентоспособность украинских сигарет объясняется высокими налогами. С 1996 года акцизный сбор на сигареты был увеличен с 1 экю на 1000 штук до 2,5 экю. Кроме того, в прошлом году с производства табачных изделий взимается пенсионный сбор в размере 5% стоимости продукции. А.Кривошеев уверен, что необходимо срочно начать борьбу с контрабандой, иначе вскоре нелегально начнут везти и сигареты с фильтром. По словам менеджера компании, с контрабандой можно бороться или экономическими методами (сбалансирование налогов с соседними странами), или административными (уничтожение обнаруженной контрабанды).

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме