ПОСЛЕДНИЙ АКТ БЮДЖЕТНОЙ ДРАМЫ? Несоблюдение центром положений Конституции автономии по вопросам бюджета может стать предметом разбирательства в Конституционном суде

18 февраля, 2000, 00:00 Распечатать

Последнее обсуждение проекта бюджета страны в правительстве Украины при участии руководителей р...

Последнее обсуждение проекта бюджета страны в правительстве Украины при участии руководителей регионов перед отправкой его в Верховную Раду продемонстрировало, что противоречия между правительством и парламентом Крымской автономии не сняты, а только усугубились. Почвой для этого служит разное отношение Леонида Грача и Сергея Куницына к пониманию ситуации в стране и положений принятых ранее законов…

Сразу подчеркнем, что Крым — единственный регион, которому правительство и Минфин Украины запланировали в бюджете-2000 оставить 100% поступлений от трех налогов — акцизов, подоходного и налога на прибыль. В распоряжении других регионов остается практически только подоходный налог с граждан. Это дало повод министру финансов Игорю Митюкову сказать, что в финансовом отношении Крым на голову выше других регионов. Однако целью «борьбы» автономии уже с июля 1999 года является не эти послабления, а вообще одноканальный бюджет: чтобы не центр «кормил» автономию, а наоборот, и чтобы даже общегосударственный по своей сути НДС оставался в Крыму, а это еще порядка 130—140 миллионов гривен. На первых этапах «борьбы» Крыму, поддерживаемому бюджетным комитетом Верховной Рады Украины в лице Юлии Тимошенко, удалось отстоять фактические суммы бюджета в размере 739 миллионов гривен в ущерб положениям крымской Конституции об одноканальности — НДС все-таки направлялся в государственный бюджет, но Крыму на такую же сумму выделялась субвенция. Хотя природа денег и менялась, но их количество оставалось прежним, что удовлетворило правительство Крыма, но вызвало резкие протесты со стороны Леонида Грача.

На втором этапе, когда Минфин страны, чтобы свести концы с концами, вынужден все больше закручивать гайки, отказываться от ряда социальных трат, централизовывать все то, что в принципе могло бы остаться в регионах, Крыму пришлось распроститься с идеей заполучить НДС. Минфин республики удовлетворился тремя налогами и уменьшил бюджет на 2000 год до 590 миллионов, то есть на те же 130—140 вожделенных миллионов.

«Борьба» за бюджет-2000 для Крыма, надо сказать, не была просто самоцелью. В прошлом году она соединялась с конкретной работой правительства по наполнению республиканской казны, что дало возможность автономии сократить задолженность по бюджетным расходам на 40 процентов: по зарплате бюджетников — в 2,6 раза, стипендиям — в 4,7, по пособиям семьям с детьми — в 1,5 раза. За прошлый год в Крыму было собрано 935 миллионов гривен налоговых и других платежей, из которых в бюджет Крыма зачислено 598 миллионов, что составляет 117 процентов к плану. Поступления в бюджеты городов и районов превысили плановые уровни на 34,2 процента. В целом по сравнению с 1998 годом поступления в сводный бюджет Крыма увеличились на 44 процента. Предполагается, что эта тенденция роста сохранится и в 2000-м, поэтому автономия решила своевременно позаботиться о том, чтобы иметь право самой этими средствами распорядиться.

Однако в то время, когда в Киеве шло обсуждение окончательного проекта, в Симферополе Леонид Грач проводил совещание с Ассоциацией органов местного самоуправления именно по вопросам бюджета. Киевский подход и согласие на него правительства автономии он в порыве эмоций назвал своими любимыми словами «бюджетная вакханалия», «буза» и «желание пустить под откос крымскую Конституцию и не дать нам одноканального бюджета». Он заявил, что может быть только один подход к оценке создавшейся ситуации: «Либо центр живет по Конституции, либо он будет отвечать за то, что он не живет по Конституции». Были названы два выхода из «этого правового клинча, созданного центром, а не автономией». Первый — если не будет соблюден одноканальный принцип, Крым подаст на центр в Конституционный суд и будет судиться, а также привлечет на свою защиту международную общественность. Дескать, унитарное государство нарушает права автономии. Другой выход: пусть Президент сейчас приостановит нормативно-правовой акт о бюджете Крыма на 2000 год и подаст в Конституционный суд иск о его отмене.

Однако… Министр финансов Украины Игорь Митюков утверждает, что все нормально: Конституция Крыма не есть священная корова, в ней же самой содержится известная поправка депутата Ивана Зайца о том, что нормативно-правовые акты Крыма не могут противоречить общегосударственному законодательству и в случае таких противоречий не действуют. В данном случае в противоречие вступили Конституция автономии и закон об НДС.

Глава крымского правительства Сергей Куницын, по сути, поддерживает центр. Возвратившись из столицы, он заявил, что «надо быть реалистами» и понимать ситуацию, в которой оказалась сейчас страна, это важнее любых конституций. Людей обманывать не надо. Лучше честно им сказать, на что они могут рассчитывать». По его мнению, если Крым будет настаивать на одноканальности бюджета, «это может вызвать обратную реакцию Киева». И вообще, кроме «потери части того, что уже сейчас завоевано, своей неуступчивой позицией ничего добиться невозможно».

Теперь, после принятия бюджета страны в третьем чтении, уже можно точно сказать, что НДС в Крыму оставлен не будет. Значит, быть судебному разбирательству? Сергей Куницын называет эту идею бесперспективной по той же причине: в Конституции Крыма написано, что местные нормативно- правовые акты не могут противоречить законам Украины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно