После ВТО. Нонсенс: после снижения импортных пошлин и отпускных цен спрос на автомобили резко снизился

Поделиться
Хотя ситуация на авторынке не столь драматична, как на фондовом или на рынке жилой недвижимости, тем не менее продажи сигнализируют о существенном охлаждении спроса...

Хотя ситуация на авторынке не столь драматична, как на фондовом или на рынке жилой недвижимости, тем не менее продажи сигнализируют о существенном охлаждении спроса. Еще в начале года покупалось все. Посетители автосалонов буквально записывались в очереди на приобретение иномарок из очередной запланированной к ввозу партии. Только в январе 2008 года в Украине было реализовано 34 тыс. иномарок. Это в два раза больше, чем в январе 2007-го. Рынок-2008 оценивался в 700 тыс. регистраций. Чем не мечта автодилера, воплощенная в реальность?

Казалось, в такой ситуации чуть ли не единственной задачей для импортеров было добиться от заграничных поставщиков легковушек увеличения квот на импорт в Украину. Но за январем наступил февраль, затем март… в июле по сравнению с июлем 2007 года прирост продаж иномарок сократился до 37%. А в августе продажи практически не отличались от прошлогодних — какие-нибудь 1—2%… И это при том, что в связи со вступлением Украины в ВТО, повлекшим за собой снижение импортной пошлины с 25 до 10%, все продавцы в итоге сбросили отпускные цены.

Понятно, что дело здесь не в сезонном затишье. И насыщение рынка тоже ни при чем. Ведь если в Европе на тысячу человек населения приходится 500—600 авто, то в Украине — пока только 160. Даже Киев не дотягивает до европейской насыщенности — пока около 300 авто. Сокращение темпов роста автопродаж специалисты связывают со сложностями с ипотечным кредитованием. Доходит до того, что некоторые банки вообще сворачивают программы кредитования. Таким образом банковская сфера сдерживает развитие автомобильного рынка.

Сокращение ипотечного финансирования приводит к тому, что спрос на авто перекочевывает в категорию отложенного. В том, что он существует, операторы рынка ничуть не сомневаются. Не может же быть так, чтобы еще вчера автомашины продавались очень хорошо, а сегодня вдруг совсем перестали. Напомним, что в прошлом году зафиксирован почти 50-процентный рост рынка. По оценкам экспертов, по меньшей мере еще два-три года рынок должен развиваться динамично до достижения насыщенности в 200—230 авто на тысячу человек населения. К этому моменту насытятся рынки городов-миллионников. И нач­нется плавное «заполнение» остальной территории.

Увы, похоже, без кредитования даже ненасыщенный рынок не готов развиваться. Люди почувствовали, насколько это удобно — брать автомобили в кредит под нормальные проценты. И, естественно, рынок реагирует на перемены.

За восемь месяцев продано 426 тыс. авто. С мая больше чем на 22% рынок уже не растет. О прогнозах в 700 тыс. регистраций уже никто не мечтает. Хорошо, если будет достигнут уровень в 600—630 тыс. авто и рынок вырастет за год на 20%.

В такой ситуации осень и начало зимы обещают очень жесткоконкурентную конъюнктуру на отечественном авторынке. Дилеры будут сражаться за каждого потенциального клиента. Ощетинятся и так называемые серые дилеры. Ведь не секрет, что у многих из них склады переполнены автомобилями, а деньги заморожены. Жесткая конкуренция приведет к скидкам, агрессивным способам привлечения клиентов. Тем более что автомобиль — товар специфический, он автоматически дешевеет с наступлением нового года.

Масла в огонь могут подлить нардепы, которые, во-первых, собираются, преодолев вето президента, восстановить 25-процентную ввозную пошлину, а во-вторых, изменить метод начисления акциза (им хочется, чтобы он зависел не от объема двигателя, а от цены авто). Если им это удаст­ся, то и 600 тысяч регистраций в год может стать утопией…

Комментарий эксперта

Максим Рабинович, директор по стратегическому и корпоративному планированию концерна «НИКО»:

— Ситуация неоднозначна. Сложно сказать, что будет происходить на автомобильном рынке в дальнейшем, так как это напрямую зависит от ситуации в стране в целом. Понятно, что август был не совсем удачным для рынка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года или даже с июлем этого года. Думаю, показательной будет ситуация в сентябре, но пока оптимизма она не вселяет. В Киеве, в частности в нашей сети, достаточно неплохие продажи. И нас это радует. Если говорить обо всей Украине, то сезонного всплеска покупательской активности пока нет. Одной из причин сложившейся ситуации, по нашему мнению, является ужесточение условий потребительского кредитования.

Тем не менее рынок до сих пор не насыщен до уровня развитых стран, так что это лишь временное снижение динамики. Думаю, рынок выйдет на запланированные операторами объемы продаж, ведь все без исключения игроки рынка привезли машин в таком количестве, что можно было бы ожидать небольшого автомобильного бума.

При этом решение проблем банковской сферы от операторов автомобильного рынка не зависит. Поэтому мы, кроме взаимодействия с банками, уже открыли собственную кредитную компанию «НИКО Капитал». Со следующего года она начнет активно заниматься потребительским кредитованием в нашей дилерской сети. В Киеве ее работа уже началась, причем достаточно успешно.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме