Пошлины на импорт нефтепродуктов могут привести к сокращению транзита нефти через Украину

3 февраля, 2011, 08:46 Распечатать

Введение пошлин на импорт нефтепродуктов, на котором настаивают украинские нефтеперерабатывающие заводы, может отразиться на объемах транзита нефти в Беларусь через территорию Украины.

 

Об этом директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн пишет в своей статье для «Зеркала недели. Украина».

Он отмечает, что, по версии украинских нефтепереработчиков, по части недобросовестной конкуренции главными являются белорусы, получающие нефть из России без пошлин и имеющие преимущество на разнице российских экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты порядка 130 долл./т, «и поэтому безбожно демпингующие при поставках бензина и дизеля в Украину».

В свою очередь, директор дочернего предприятия ЗАО «Белорусская нефтяная компания» в Украине Николай Василевич говорит, что уже несколько лет в республике действует уникальная система реализации нефтепродуктов на экспорт — открытые электронные торги, в которых принимают участие компании из стран СНГ и Европы:«Мы даже не знаем, кто покупает тот или иной лот, в Украину отправится этот нефтепродукт или в балтийские порты с дальнейшим экспортом в США. У нас нет отдельного ценника для Украины или кого-либо еще, принцип один — кто больше предложил, тот и выиграл».

Василевич подчеркнул, что «разговоры о дешевой нефти для белорусских НПЗ — миф».

Во-первых, по словам Сергея Куюна, разница за счет российских экспортных пошлин оказалась не 130 долл./т, а 90 долл. В этой связи российские нефтеэкспортеры решили переполовинить эту маржу и установили при поставках в Беларусь премию в размере 45 долл./т. Во-вторых, российская нефть занимает в сырьевой корзине белорусов лишь половину из 20 млн тонн, а на 2011 год намечен импорт10 млн тонн азербайджанской и венесуэльской нефти. Ее дороговизна, в том числе и за счет транспортировки по Украине, обещает сделать полностью рыночной стоимость сырья для белорусских НПЗ.

«Как ни старался Василевич подыскать обтекаемые формулировки и уйти от прямого ответа на вопросы журналистов, он был вынужден признать, что вопросы пошлин на белорусские нефтепродукты в Украине и транспортировка сырья по Украине связаны. «Безусловно, время покажет, но я думаю, что влияние (на загрузку Одесса—Броды. — С.К.) может быть», — цитирует его слова Сергей Куюн.

По словам эксперта, «логика в вопросе нефтепоставок предельно ясна. Украинский транзит нужен для загрузки Мозырского НПЗ, весомая доля нефтепродуктов которого идет в Украину».

Автор также отмечает, что не в последнюю очередь из-за позиции украинских компаний в прошлом году белорусский завод начал выпуск бензина А-95 стандарта Евро-5 и получил на 2011 год крупные годовые контракты с сетями ОККО и WOG.

«Но если Украина введет пошлины на импорт, объем поставок нефтепродуктов снизится, значит, пропадет и потребность в дополнительном сырье. Несложно догадаться, за счет чего произойдет это сокращение. Конечно же, за счет украинского транзита, так как в сырьевой корзине Мозырского завода эта нефть — самая дорогая! А ведь чернила еще не высохли, как любят говорить в Минэнерго, под транзитным договором… По имеющимся данным, сейчас в Минске подыскивают слова, с которых начать этот деликатный разговор на тему «как мы будем работать дальше», - пишет директор «Консалтинговой группы А-95».

Подробнее читайте в свежем номере «Зеркала недели. Украина» в статье Сергея Куюна «Ляпший сябр?».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >