Популизм и прагматика. Попытка совместить эти два понятия в экономической политике новой власти создает угрозы для ценовой и курсовой стабильности

Поделиться
Желания и нежелания новой власти кардинально расходятся с реальными возможностями экономики. Не ...

Желания и нежелания новой власти кардинально расходятся с реальными возможностями экономики. Не слишком результативные пока переговоры с Россией о снижении цены на газ и отсутствие конкретных договоренностей с главным кредитором — Международным валютным фондом — делают перспективы правительства Николая Азарова на экономической ниве весьма туманными.

Желание выделить 26 млрд. грн. на подготовку к Евро-2012 и вообще превратить всю страну «в живую стройку» сложно назвать некорректным. Но где для этого отыскать ресурсы, если государство с трудом финансирует даже защищенные статьи?

Нежелание увеличивать пенсионный возраст и вводить другие непопулярные новшества в этой сфере упирается в финансовые проблемы Пенсионного фонда. Задолженность ПФ перед госбюджетом, по оценкам администрации самого же президента, может достигнуть в нынешнем году 47 млрд. грн.

Нежелание повышать цены на газ для населения упирается в невозможность иметь при этом бездефицитный бюджет НАК «Нафтогаз Украины» при цене на газ в 330 долл. за тысячу кубометров. При таком ее уровне, утверждают в правительстве, остановится химическая промышленность страны, а металлургия будет работать с нулевой рентабельностью. Цена вопроса здесь, пожалуй, много больше, чем озвученные 7,5 млрд. грн.

Конечно, «правительство экспортеров» можно сколько угодно обвинять в протекционизме в отношении приближенных олигархов и просто промышленников. Но, увы, сегодняшняя структура отечественной экономики такова, что плачевное состояние основных экспортоориентированных отраслей означает обмеление одного из ключевых источников налоговых поступлений. А для страны — потенциальное снижение валютных поступлений от экспорта, которые также имеют косвенное влияние на пополнение бюджета (приток валюты от экспорта и инвесторов обеспечивает укрепление курса гривни, в результате чего увеличивается налогооблагаемый импорт).

Даже поверхностного взгляда на все эти проблемы достаточно, чтобы понять: ни реальных, ни нереальных (т.е. заемных или эмиссионных) ресурсов в казне на удовлетворение всех желаний и нежеланий никак не хватит, если согласиться с требованием МВФ свести бюджет с дефицитом не более 6% ВВП.

Выход из этой нехорошей ситуации правительство может попытаться найти в «закромах» НБУ. Вынуждая ведомство в очередной раз прибегать не только к эмиссии через рефинансирование и выкуп ОВГЗ, но и к манипуляциям с курсом гривни.

Похоже, именно по этой причине среднегодовой курс гривни стал одним из главных камней преткновения при подготовке бюджета. Целевое значение пересматривалось и менялось несколько раз: закладывались то 8,3, то более близкие к текущему значению курса 8 грн./долл.

Как сообщила 7 апреля замминистра финансов Татьяна Ефименко, после ряда пересмотров обменного курса гривни к доллару на 2010 год правительство все же остановилось на значении 8,3. Но чтобы достичь такого среднегодового курса, гривня к концу года должна ослабнуть до отметки 8,7. Т.е. девальвировать где-то на 10% по отношению к текущему значению.

Основные аргументы в пользу девальвации — все еще низкие цены на продукцию украинских экспортеров на внешних рынках вкупе с высокой ценой газа, значительная долговая нагрузка на банки и предприятия и связанный с нею отток капитала. Согласно оценкам платежного баланса НБУ, по итогам февраля сальдо текущего счета платежного баланса снова стало отрицательным (-38 млн. долл.) после достижения положительного значения (+228 млн. долл.) в январе 2010-го.

Пессимизм властей может быть основан и на расчетах Института экономики и прогнозирования НАН Украины, по данным которого Минфину и коммерческим организациям в 2010 году формально нужно возвратить порядка 30—37 млрд. долл.

На первый взгляд, сумма не критичная, тем более что, по предварительным прогнозам НБУ и того же Минфина, около 70% этих долгов будут реструктуризированы. Однако нужно понимать, что реструктуризация будет успешной лишь в том случае, если МВФ возобновит свое сотрудничество с Украиной.

Эта же проблема касается и госсектора. Без четких договоренностей с МВФ правительству будет сложно раскрутиться и с собственными долгами. Еще неделю назад ситуация в этой сфере не вызывала серьезных опасений. Благодаря огромному спросу на облигации правительства, значительная часть которого была сформирована нерезидентами, в конце марта доходность по ОВГЗ снизилась до 9—10% по коротким облигациям и до 12—13% — по более длинным.

По еврооблигациям Украины с погашением в следующем году доходность снизилась до 4—5%, с погашением в 2013-м — до 7%. Значительно возросла и привлекательность в глазах иностранных инвесторов долговых обязательств наиболее надежных украинских резидентов. Так, еврооблигации государственного Укрэксимбанка и «дочки» французского BNP Paribas со сроком погашения в 2011 году дают сейчас доходность от 7 до 8 % годовых. Подобные тенденции позволяют наиболее высококлассным украинским заемщикам надеяться уже не только на успешные реструктуризации предыдущих внешних займов, но и на привлечение новых. И, по опубликованной агентством «Интерфакс-Украина» информации, Укрэксимбанк уже ведет подготовку к размещению внешнего займа.

По оценкам аналитиков, в 2010 году объем привлеченных в Украину средств через еврооблигации может составить 4—5 млрд. долл. Однако мало для кого секрет, что в вышеназванных ценах уже был заложен положительный результат переговоров Киева и МВФ.

Отсутствие же реального результата спровоцировало первый тревожный звонок. На прошлой неделе в ходе аукциона по размещению ОВГЗ спрос на них резко понизился. Несмотря на повышение доходности госбумаг до 15% годовых, объем привлечений составил всего 367 млн. грн., снизившись по сравнению с предыдущим почти в десять раз. Горячий спекулятивный капитал, хлынувший сегодня в Украину, уже завтра может покинуть ее пределы. Это обстоятельство, несмотря на все нынешние ревальвационные тенденции, создает угрозу девальвации гривни в будущем.

В настоящее время регулятор определил для себя коридор курсовых колебаний доллара к гривне в промежутке 7,92—7,95 грн./долл. (7 апреля НБУ неожиданно вышел с продажей валюты по верхней границе коридора, однако его предложение только смутило рынок и оказалось невостребованным). Некоторые эксперты считают, что Нацбанк занижает курс доллара так, как делал это в апреле—мае 2008 года — перед первой волной финансового кризиса.

«Нацбанк добился стабилизации сальдо платежного баланса в декабре—январе при межбанковском курсе 8,05—8,1 и официальном — на уровне 7,98 грн./долл. Я не вижу оснований для того, чтобы опускать курс ниже этих значений. Это можно объяснить разве что попыткой ситуативно стимулировать приток импорта и добиться временного пополнения бюджета за счет таможенных сборов, пока на полную мощность не заработают экспортеры металлопродукции, которые только начали восстанавливаться», — говорит экс-зампред НБУ Сергей Яременко.

Безусловно, «плановая» девальвация гривни на 10% до конца 2010 года может быть определенным стимулом для близких к власти экспортеров. Но такой стимул может слишком дорого обойтись банковскому сектору, который только-только начал приходить в себя после девальвации 2008—2009 годов.

В первую очередь обесценивание гривни будет отражаться на качестве обслуживания валютных кредитов. Сейчас валютный кредитный портфель банков составляет около 40 млрд. долл. Из них около
20 млрд. долл. приходится на кредиты физических лиц, более половины из которых — займы на покупку недвижимости, одна из главных проблем банковского сектора.

При этом необходимо понимать, что «ипотечники» наиболее чувствительны к колебаниям валютного курса. «Если допустить девальвацию гривни еще на 10%, то это только увеличит долю проблемных валютных кредитов. Не исключено, что в этом случае доля проблемных валютных кредитов вырастет до 50% от общего их объема», — говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Впрочем, по мнению заместителя председателя правления «Эрсте Банка» Павла Цетковского, рост «проблемки» не повлечет за собой увеличение банковских резервов под возможные потери по кредитным операциям и потребность в капитале. «Уже сейчас у многих банков есть достаточный запас капитала», — говорит банкир.

Однако возможность сохранить стабильную ситуацию в банковской системе еще не означает, что банкиры смогут возобновить кредитование. Что, кстати, является ключевым условием восстановления экономики и увеличения бюджетных поступлений.

В случае девальвации гривни усилится тенденция вытеснения гривневых вкладов в пассивах банков валютными. Сейчас валютные депозиты составляют 14,3 млрд. долл., или чуть больше половины вкладов населения. Причем только в марте их общая сумма выросла почти на 400 млн. долл. (в феврале — всего на 90 млн. долл.).

Но в условиях запрета на новое валютное кредитование приток валюты на депозиты — это проблема для банков. Фактически, проценты по валютным депозитам (да и сами вклады, с учетом запрета покупать валюту для возврата депозитов) они вынуждены выплачивать за счет новых валютных депозитов.

Впрочем, член совета НБУ Василий Горбаль считает, что завышенный обменный курс гривни к доллару мог быть заложен в бюджет для номинального повышения его доходов. «Одним из основных мессиджей офиса президента являлась стабильная курсовая политика, и, я думаю, Нацбанк и Минфин будут ее придерживаться, — говорит он. — На мой взгляд, сиюминутные выгоды для экспортеров не должны превалировать над общими экономическими интересами государства, которые заключаются в как можно более быстром возобновлении кредитования».

По мнению г-на Горбаля, для восстановления процесса кредитования банкам необходимы длинные ресурсы. Чтобы они появились на рынке, целесообразно создание так называемого санационного банка, который мог бы рефинансировать проблемные активы коммерческих банков, высвобождая у них ресурсы для кредитования.

Полезным инструментом для оживления экономики могли бы послужить и рекапитализированные государством банки. Но для этого сначала необходимо качественно пересмотреть политику в их отношении. «Думаю, в конце апреля, когда состоятся собрания акционеров рекапитализированных государством банков, правительство вернется к определению стратегии этих банков и списка стратегических отраслей, в кредитовании которых будут принимать активное участие госбанки. При этом важно добиться, чтобы получаемые ими от государства средства направлялись не на покупку ОВГЗ, а на кредитование экономики», — говорит В.Горбаль.

Председатель правления банка «Хрещатик» Дмитрий Гриджук также считает, что государству необходимо создавать условия для появления длинной гривни. Этому может способствовать и реализация концепции создания банка развития, который мог бы под гарантии государства привлекать на рынке длинные ресурсы, которые затем перераспределялись бы на кредитование приоритетных отраслей.

Однако в любом случае залогом стабильности сегодня может быть только стабильный курс. И банкиры просят его сохранить.

«Я не знаю, какими аргументами руководствовались Минэкономики и Минфин, готовя этот прогноз. В этом году мы все ожидаем достаточно стабильного курса, который бы способствовал менее болезненному «перевариванию» последствий предыдущей девальвации, — говорит Дмитрий Зинков, председатель правления OTP Bank. — Судя по планам правительства, оно не намерено вбрасывать много денег в экономику, соответственно, инфляционного давления на курс не будет. При этом предложение валюты сейчас значительно превышает спрос, и если бы Нацбанк не выкупал ее излишки, курс уже был бы на уровне 7,50—7,70 грн./долл. Эта ситуация будет сохраняться, так как цены на металл идут вверх, а это значит, что экспортеры будут получать хорошую выручку. Вряд ли стоит ожидать каких-то значительных движений курса, но плавное укрепление гривни вполне возможно. Думаю, что если у наших главных экспортеров — металлургов — будет возможность компенсировать снижение курса доллара за счет роста цены на внешнем рынке, это устроит всех».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме