ПОЛЬСКАЯ GOLDEN GATE ПРОПИСАЛАСЬ В УКРАИНЕ - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

ПОЛЬСКАЯ GOLDEN GATE ПРОПИСАЛАСЬ В УКРАИНЕ

14 декабря, 2001, 00:00 Распечатать

Несмотря на то, что все СМИ в последние дни массу времени уделили освещению украинско-российской б...

Несмотря на то, что все СМИ в последние дни массу времени уделили освещению украинско-российской бизнес-встрече в Харькове, на прошедшей неделе речь шла не только об экономическом сотрудничестве Украины с восточной соседкой — Россией (хотя, безусловно, форум этот представлен был весьма помпезно), но и об активизации взаимоотношений с западной — Польшей. Представительная делегация этой страны участвовала в украинско-польской сессии на уровне глав Совета национальной безопасности и обороны Украины и Бюро национальной безопасности Республики Польша.

Кроме прочего, делегациями обоих государств обсуждались варианты развития проекта строительства нефтепровода по территории Польши от украинских Брод, как комплексного Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) в рамках международного проекта ТRАСЕСА. А 14 декабря в Киеве открыто представительство польской компании Golden Gate S.A., которая и является основным партнером Украины в реализации проекта нефтетранспортного коридора. Накануне этого руководители Golden Gate рассказали о ближайших перспективах украинско-польского сотрудничества в реализации этого проекта.

Как сообщил президент Golden Gate Павел Головня, ближайшая задача партнеров — изучение ситуации на европейском и мировом рынках нефти, создавшейся после трагедии в США 11 сентября; изучение изменившихся и прогнозируемых потребностей в этом сырье на ближайшую перспективу. Только после этого в конце января-феврале 2002 года начнется детальная разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства трубопровода Броды—Гданьск.

На различных этапах разработки общего проекта создания украинско-польского участка ЕАНТК проводились исследования и сопоставления вариантов доставки нефти в Европу. Существует и несколько предварительных ТЭО украинского и украинско-польского участка. В частности, подготовку одного из первых технико-экономических обоснований на средства гранта почти два года назад выполнила американская компания TDA. Однако изменившаяся ситуация на рынке нефти и маршрутов ее доставки может потребовать существенных поправок к ТЭО, что и будет сделано после того, как компания Halliburton (США) в январе 2002 года предоставит окончательный отчет об исследовании потребностей европейского рынка в нефти и использовании украинско-польского нефтепровода. Тем более что на все согласования времени осталось не так уж много. По информации П.Головни, «нефть до Гданьска должна пойти по трубопроводу не позже 2005 года».

Говорить о стоимости проекта строительства участка нефтепровода Броды—Гданьск сейчас наверняка сложно, но предварительные расчеты свидетельствуют о сумме почти в 500 млн. долларов.

Компания Golden Gate была создана в Польше в 1998 году специально для участия в совместном украинско-польском нефтетранспортном проекте. Ее учредителями с польской стороны являются Energopol, Geopol, RP Investment, PROCHEM. Но, как заметил тогдашний ее президент, а теперь вице-президент Цезарий Филипович, в последние два года в действиях украинского предприятия «Магистральные нефтепроводы «Дружба» (финансировавшего строительство трубопровода Одесса — Броды) и Golden Gate отсутствовала кооперация, однако после создания в Украине на базе двух нефтетранспортных предприятий ОАО «Укртранснафта» ситуация изменилась к лучшему. «Теперь этот проект известен в широких бизнес-кругах Европы и Азии», — подчеркнул Ц.Филипович. Развитием проекта занимается и трехсторонняя украинско-польско-американская комиссия.

Примечательно и то, что среди учредителей Golden Gate — две украинские компании. Еще в 2000 году пакет акций был куплен украинским концерном «Надра». А в октябре 2001 года собрание акционеров польской компании приняло решение о продаже 5% своих акций «Укртранснафти». Пакет этот, конечно, символический. Но уже тот факт, что такое решение поддержано премьер-министром Украины, по мнению руководителей Golden Gate, свидетельствует о поддержке сотрудничества в Украине. В какой организационно-правовой форме — это пока еще вопрос будущего.

Напомню, что соединительный нефтепровод Одесса — Броды протяженностью 674 км и диаметром 1020 мм был достроен 19 августа текущего года. А 19 декабря «Укртранснафта» намерена объявить о завершении строительства первой очереди нефтетерминала «Южный» (под Одессой). После завершения всех пусконаладочных работ пропускная способность первой очереди украинской части Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора составит до 14 млн. тонн нефти в год. В последствии, по мере увеличения загрузки этого нефтемаршрута, предполагается увеличение его пропускной способности до 40 млн. тонн нефти в год.

В настоящее время западные компании в рамках проекта Tacis-Inogate завершают технический аудит трубопровода Одесса—Броды. А Украина продолжает переговоры с владельцами нефти, добываемой в регионе Каспийского моря, о его заполнении.

Еще одна существенная деталь, отмеченная президентом Golden Gate господином Головней. Украинско-польский нефтетранспортный проект предусматривает не только создание максимально выгодного маршрута доставки нефти через Украину и Польшу на европейский рынок, а, прежде всего, обеспечение потребностей украинских и польских нефтепотребителей, в частности нефтеперерабатывающих заводов Украины, которые пока еще не проданы российским нефтяным компаниям. Хотя территориальная близость Одесского нефтеперерабатывающего завода в свое время диктовала необходимость использования нового нефтемаршрута именно для загрузки его мощностей. Но с прошлого года Одесский НПЗ уже принадлежит российскому «Лукойлу»…

Тем не менее представители Golden Gate заявили, что не сталкивались с проявлениями недовольства россиян относительно создания украинско-польского участка ЕАНТК. Более того, считают они, не исключено, что со временем и российские компании захотят воспользоваться новым нефтемаршрутом.

Примечательно, что не только в Киеве говорили о проекте транспортного коридора. На прошедшей неделе, по сообщению агентства «Интерфакс», и участники межправительственной комиссии 12 стран-участниц проекта транспортного коридора «Европа—Кавказ—Азия» (TRACECA) в Тбилиси обсуждали новые проекты. В заседании также участвовали представители Польши, Греции и Китая, которые выразили желание присоединиться к программе Евросоюза TRACECA. На заседании этой межправительственной комиссии должны быть утверждены новые региональные проекты, осуществление которых планируется в 2002—2003 годах.

Одним из ключевых вопросов повестки заседания межправительственной комиссии является утверждение новой карты транспортного коридора «Европа— Кавказ—Азия». Участники заседания представили морские, автомобильные и международные маршруты и переходы, связывающие их с соседними странами. На заседании представлено 12 проектов общей стоимостью около 25 млн. евро, в частности проект повышения эффективности работы транспорта, в том числе паромных комплексов в бассейнах Черного и Каспийского моря.

Участники заседания также обсуждали вопросы унификации таможенных процедур в пространстве TRACECA для обеспечения беспрепятственного передвижения в Евро-Азиатском коридоре всех транзитных грузов. Кроме того, рассмотрены вопросы унификации тарифов и сборов в пространстве TRACECA, другие аспекты, касающиеся обеспечения конкурентоспособности транспортного коридора.

Проект TRACECA действует с 1993 года. Его участниками являются Азербайджан, Армения, Болгария, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Румыния, Таджикистан, Турция, Узбекистан и Украина.

В рамках TRACECA было реализовано 50 инвестиционных проектов и проектов технической помощи, на осуществление которых Еврокомиссия выделила около 100 млн. евро, в том числе Грузии было предоставлено 49 млн. евро для реконструкции Батумского и Потийского морских портов, грузинской железной дороги, автодорог и мостов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно