Политика правительства в освоении украинского морского шельфа создает угрозу национальной безопасности в энергетической сфере

Поделиться
Вторая часть эпопеи (или драмы — для кого как) с компанией Vanco, развернувшаяся в последние три меся...

Вторая часть эпопеи (или драмы — для кого как) с компанией Vanco, развернувшаяся в последние три месяца, «Зеркалом недели» описана достаточно подробно как минимум в пяти материалах, с документальным изложением позиций и аргументов. С ними вы могли и имеете возможность ознакомиться на редакционном сайте. В пос­ледней статье, посвященной этой теме, речь шла о том, что Межведомственная комиссия, возглавляемая Раисой Богатыревой и созданная согласно указу президента, кроме прочего, пришла к выводу, что ситуация с Vanco и «многолетняя бездеятельность украинской стороны в освоении углеводородного потенциала континентального шельфа Черного моря… уже угрожает территориальной целостности государства» (подробнее см. «ЗН», №24, от 28 июня 2008 года).

Стремясь отыскать истину и уточнить, что же имела в виду Межведомственная комиссия, «Зеркало недели» обратилось за комментариями к ее главе — секретарю СНБОУ Раисе Богатыревой. Но в ответ мы получили не возможность непосредственно задать Раисе Васильевне интересующие многих вопросы, уточнить детали и нюансы, а статью за ее подписью.

Во времена, когда Р.Богатырева была только одним из лидеров Партии регионов Украины и еще не отяготила себя ответственностью ныне занимаемого ею поста секретаря СНБОУ — она свободно давала интервью. Сейчас Р.Богатырева предпочитает работать либо с проверенными журналистами либо выступает на брифингах. Мы не склонны считать, что Раиса Васильевна избегает прямых разговоров с журналистами по причине того, что все еще уясняет для себя разни­цу между родами и «родовищами». Мы думаем, что она просто очень занятой человек. И именно этим объясняется ее отказ от непос­ред­ственного общения с журналистами, в частности «Зеркала недели».

Поэтому мы и не посчитали возможным отказать Раисе Васильевне в праве довести до читателей «ЗН» ее мнение.

Эта статья — честный ответ на информационный запрос общества в потоке непроверенных фактов и предвзятых, зачастую субъективно обоснованных, сообщений отдельных представителей СМИ. В развернувшейся на страницах частных газет дискуссии СНБО, пользуясь законодательным правом на паритетное изложение позиций и необходимость сообщить общественно важную информацию, предлагает читателям полный фактаж и профессиональный анализ, касающийся конкретных решений СНБО. В частности, речь пойдет о решениях СНБО от 16 и 30 мая с.г. относительно освоения углеводородного потенциала континентального шельфа Черного моря, инвестиционного проекта по поиску и добыче нефти и газа на Прикерченском участке недр, а также о выводах и рекомендациях двух межведомственных комиссий, созданных СНБО для изучения проблемных вопросов вокруг заключения и выполнения первого соглашения о разделе продукции.

Как секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины и как гражданка этой страны, считаю заседание СНБО 16 мая 2008 года по фундаментальной теме «Украина как морское государство» более чем актуальным. Впервые в истории независимого Украинского государства националь­ная власть предложила для дискуссии важнейший вопрос использования Черного моря как стратегического ресурса развития. Ключевой вывод обмена мнениями экспертов СНБО — неотложное освоение углеводородного потенциала континентального шельфа позволит уже в ближайшее время предупредить существующую угрозу национальной безопасности в энергетической сфере и избежать критической, на три четверти, зависимости Украины от поста­вок углеводородов из одного источника — Российской Федерации.

Так, только по консервативной, то есть на основе жестких фактов, оценке мировых и национальных специалистов, потенциальные запасы углеводородов на шельфе составляют 1,6 млрд. тонн условного топлива. Второй, и неутешительный, вывод, сопровождающий и другие неотложные экономические темы, — наши национальные возможности используются крайне пло­хо. Точнее, реально — не используют­ся. К тому же, к сожалению, сегодняшняя политика Каби­нета министров Украины в этом секторе является результатом ошибочных представлений о способах обслуживания национального интереса и безответственности правительства за курс на либерализацию экономики государства. В контексте нашего разгово­ра речь идет о многочисленных малоэффективных правительственных программах, с чувствительным для избирателей акцентом, касающимся освоения шельфа в основном силами украинских государст­венных компаний. Безусловно, в нынешних экономических обстоятельствах такие заявления — всего лишь традиционный утопический пиар в борьбе за электорат. Ведь всем без исключения государственным компаниям не хватает надлежащих финансовых и технико-технологических ресурсов для осуществления столь масштабного проекта. В частности, ГАО «Черноморнефтегаз» имеет две устаревшие платформы, способные вести бурение на морских глубинах лишь до 80 метров. При этом правительство не намерено эти компании ни перевооружать, ни превращать в инвестора государственного бюджета.

Результат деятельности самих государственных нефтегазовых ком­паний еще более шокирующий. Уг­леводороды, добываемые ныне на шельфе, удовлетворяют менее 1,5% потребительского спроса в Украине! Причем наблюдается статистически-очевидная тенденция к ползучему уменьшению ежегодных объемов добычи. К сожалению, в таких условиях ГАО «Черноморнефтегаз» для освоения уже обнаруженного углеводородного потенциала шельфа понадобится более тысячи лет.

Эксперты СНБО долго изучали положительный опыт десятков стран с переходной экономикой, столкнувшихся с аналогичными проблемами. В частности, ситуативно близких стран СНГ — Азербайд­жана и Казахстана. Для нас они являются некой демонстрационной площадкой, изучив опыт которой, мы избежим ошибок и примем своевременные решения. Безусловно, таким смелым и убедительным является опыт привлечения частных инвестиций в освоение месторождений на шельфах, в частности посредством заключения государством соглашений о разделе продукции. Таким образом эти страны обеспечили не только внутренние потребнос­ти в нефти и газе, но и создали условия для стабильного поступления многомиллиардных валютных дивидендов от экспорта углеводородов. Кроме того, обретенная дополнительно энергетическая свобода значительно укрепила авторитет и международные позиции указанных стран. Поэтому перспективность и эффективность этого опыта объективно должны быть восприняты Украиной.

Но нынешний состав Кабинета министров неожиданно избрал совершенно иные приоритеты, прикрываясь обслуживанием национального интереса и современными рыночными подходами. Категорически не соглашусь со столь возмутительным манипулированием сознанием и приведу несколько фактов. В 2008 году прави­тельство приняло следующие решения: об отклонении предложения компании Shevron (США) о сотрудничестве и исследовании украинского глубоководного шельфа, о приостановке реализации соглашения о разделе углеводородов с компанией Vanco Prikerchenska Ltd., об уведомлении ГАО «Черномор­нефтегаз» об одностороннем прекращении, по поручению премьер-министра Украины Ю.Тимошенко, соглашений о совмест­ной деятельности по поиску углеводородов с британской компа­нией СВМ Оіl и канадской компанией Shelton. Таким образом, украинский морской шельф непрозрачными и юридически убыточными действиями правительства успешно «зачищен» от иностранных инвесторов. И обратите внимание, «самоотверженная» борьба с инвестором ведется в условиях, когда ни само правительство, ни НАК «Нефтегаз Ук­раины», финансовый план которой полностью зависит от Кабинета министров, так и не сподобились выделить скупую гривню на освоение углеводородного потенциала самого привлекательного и исследованного глубоководного участка украинского морского шельфа. Все эти правительственные действия, и бездеятельность тоже, фактически закрывают национальную перспективу ускоренного освоения потенциала украинской части черноморского шельфа.

С учетом перечисленных фактов решение СНБО от 30 мая 2008 года, против которого проголосовал только один член СНБО — премьер-министр Ю.Тимошенко, было вполне ожидаемым. Это решение учитывает приоритеты и интересы государства и не содержит лозунгов популистской поддержки национального товаропроизводителя. Советом национальной безопасности и обороны было предложено Кабинету министров в краткие сроки разработать комплексную программу освоения углеводородного потенциала украинской части континентального шельфа Черного и Азовского морей. Подавляющее большинство членов СНБО убеждены в важности и неотложности выполнения предложенных правительству решений и в последовательном, но активном привлечении частных инвестиций для разрешения энергетической проблемы. Нужно прекратить период «горячей войны» с крупными инвесторами и устранить существующие препятствия в сотрудничестве украинских государственных компаний с ведущими нефтегазовыми компаниями мира по освоению углеводородных месторождений на шельфе. Это не только единственная возможность вывести из кризиса всю отечественную добывающую отрасль, но и реальный шанс уменьшить зависимость Украины от импорта нефти и газа.

Предметом особо острого обсуждения на вышеупомянутом заседании СНБО стала ситуация вокруг соглашения о разделе углеводородов на Прикерченском участке шельфа. В крупнейшем работающем инвестиционном проекте по обеспечению национальной энергетической безопасности стороной соглашения является государство Украина. Кабинет министров выступает в соглашении только представителем государства. Проблемы с исполнением настоящего соглашения, безусловно, негативно повлияют на инвестиционный климат и имидж государства. Еще одним предсказуемым негативным последствием невыполнения настоящего соглашения является непрогнозируемый материальный и политический ущерб государственным интересам. В этой ситуации правительство мне напоминает большого неуклюжего слона в хрустальной лавке: одно неправильное движение — и хрупкие произведения искусства становятся кучей битого стекла.

В материалах и выступлениях президента и других членов СНБО было убедительно показано, что Кабинет министров Украины нарушает положения соглашения, чем немотивированно и юридически необоснованно приостанавливает работы по освоению шельфа. Так, правительством было заблокировано создание органов управления проектом, не рассматриваются и не утверждаются программы работ и бюджеты на 2007 и 2008 годы, а инвестору неожиданно и без достаточных оснований аннулировано специальное разрешение на пользование недрами.

СНБО указал правительству на необоснованность действий его руководства по прекращению соглашения. Предоставление в пользование Прикерченского участка площадью 12,9 тыс. кв. км не было «беспрецедентным» в мировой практике, на чем настаивала премьер-министр. А как же опыт России, Азербайджана и других стран, предоставивших инвесторам большие участки шельфа, в частности и в акватории Черного моря?! Показательно то, что пропорции раздела продукции по соглашению на Прикерченском участ­ке соответствуют лучшему опыту стран в условиях отсутствия финансирования проекта вместе с инвестором. К тому же инвестор не освобождается от уплаты налогов, несмотря на то, что заключенные соглашения касаются не уже разведанных участков недр на суше, а неосвоенных малоисследованных участков глубоководного шельфа. Все это, кажется, должно бы быть альфой и омегой для правительственного планирования.

В свою очередь руководитель правительства пыталась объяснить свою позицию о необходимости прекращения соглашения. Правительство якобы выявило системные нарушения законодательства в процессе проведения конкурса на право освоения Прикерченского участка шельфа и при заключении соглашения о разделе углеводородов, а также переуступки прав и обязанностей по соглашению от компании «Венко Интернешнл Лтд.» компании «Венко Прикер­ченская Лтд.».

Стенограмма заседания сухо свидетельствует, что каких-либо подтверждений таких заявлений пре­мьер не привела. Хотя, по-моему, она этого и не собиралась делать. Однако, чтобы предоставить обществу исчерпывающую и достоверную информацию по этому вопро­су, исходя из партнерской к правительству позиции СНБО, было принято решение о создании представительской Межведомст­венной рабочей группы по изучению вопро­сов соблюдения законодательства при заключении и выполнении соглашения о разделе продукции. В состав рабочей группы вошло руководство правоохранительных органов — генеральный прокурор, и.о. председателя Службы безопасности Украины, руководитель Службы внешней разведки, а также члены Кабинета министров — министр юстиции, министр иностранных дел, министр обороны и министр охраны окружающей природной среды. Но и тут возникли искусственные проблемы, активно тиражируемые правительством.

С первого дня работы Межведомственной рабочей группы руководство правительства почему-то начало создавать организационные препятствия. Так, во исполнение решения первого заседания группы я направила два письма на имя премьер-министра Ю.Тимошенко с просьбой предоставить конкретный перечень документов и материалов, необходимых для выяснения: заявки участников конкурса, протоколы заседаний конкурсного комитета, заключения, касающиеся одобрения проекта соглашения, документы о наличии у компании «Венко Прикерченская Лтд.» достаточных финансовых и технических ресурсов, а также опыта организации подобных работ и т.д. Увы, но эти обращения, как и многие другие, остались без ответа. Несмотря на организационные препятствия, Межведомственной рабочей группе удалось собрать необходимые данные и выполнить поставленное Советом безопасности и обороны задание. Важно, что каждый из выводов рабочей группы обязательно подтверждается соответствующим проверенным документом.

Какие же выводы сделала Межведомственная рабочая группа?

Первый. ГАО «Черноморнефтегаз», а не компания «Венко Ин­тер­нешнл Лтд.», еще в 2003 году инициировало перед Кабинетом министров Украины инвестиционный проект разработки Прикер­ченского участка недр площадью 12960 кв. км на основе соглашения о разделе продукции. Правительство без каких-либо ограничений удовлетворило обращение государст­вен­ной компании. При этом Межведомст­венная рабочая группа сделала принципиальный вывод: принятое правительством распоряжение №59-р от 04.02.2005 г. «О включении Прикерченского участка недр континентального шельфа Черного моря в Перечень участков недр (месторождений полезных ископаемых), которые могут предоставляться в пользование на условиях, определенных соглашениями о разделе продукции» полностью соответствует действующему законодательству Украины, в частности и относительно размера участка.

Возглавив Кабинет министров в феврале 2005 года, сама премьер-министр Ю.Тимошенко инициировала системный пересмотр решений предыдущего состава правительства. Было отменено более сот­ни его постановлений и распоряжений, однако решение о Прикерченском участке недр премьер-министр оставила в силе. Тогда не было в решении никаких нарушений?!

Второй. Именно премьер-министр Ю.Тимошенко дала старт работе центральных органов исполнительной власти по подготовке конкурса на заключение соглашения о разделе продукции по Прикерченскому участку (поручение от 9.06.05 г. №28407/1/1-05). Во исполнение другого поручения Ю.Тимошенко (от 12.08.2005 г. №42810/0/1-05) Минприроды подготовило проект постановления Кабинета министров Украины «О проведении конкурса на право заключения соглашения о разделе продукции по Прикерченскому участку недр континентального шельфа Черного моря» вместе с «Первоначальными условиями конкурса» и внесло указанный проект на утверждение правительственной Межведомственной комиссии. Последняя, согласно действующему законодательству, уполномочена решать вопросы по организации, заключению и выполнению соглашений о разделе продукции. Проектом постановления правительства, а также первоначальными условиями конкурса было четко предусмотрено освоение Прикерченского участка именно площадью 12,9 тыс. кв. км. При этом правительство не устанавливало никаких ограничений на участие офшорных компаний в борьбе за этот проект. Это привело, в итоге, к подаче конкурсных заявок от всех иностранных участников. Конечно, при участии контролируемых ими офшорных компаний. И это была вполне прозрачная, открытая политика.

Из-за отставки правительства в сентябре 2005 года подготовленный им проект постановления практически без каких-либо изменений был одобрен уже следующим составом Кабинета министров Украины.

Третий. Межведомственная группа, как и СНБО, констатировала, что конкурс на право заключения соглашения о разделе углеводородов, которые будут добываться в пределах Прикерченского участка недр континентального шельфа, проведен в соответствии с действующим законодательством Украины, на основе коллегиальности и с соблюдением установленных процедур. Это, фактически, было показательной площадкой европейской рыночной политики правительства.

Функции конкурсного комитета были возложены на Межведомст­венную комиссию по организации заключения и выполнения соглашений о разделе продукции. Ее возглавлял первый вице-премьер-министр Украины, постоянно руководствовавшийся директивами премьера. В состав комиссии входили представители более чем десяти центральных органов исполнительной власти на уровне руководителей или замов руководителей, а также народные депутаты из разных фракций. Это один из немногих проектов, где прозрачно и открыто были соблюдены все процедуры по защите национальных интересов.

Межведомственная комиссия очень тщательно оценила заявки пяти участников конкурса и выставила баллы по каждому из законодательно закрепленных критериев определения победителя. По окончании всех процедур было единоглас­но рекомендовано одобрить пра­вительством кандидатуру победителя конкурса. Победителем признали ком­панию «Венко Интернешнл Лтд.». Она получила наибольшее — 149 — количество баллов (из 190 воз­можных). «Хант Ойл» — 123, «Шелл»/«ЭксонМобил» — 111, «Туркие Петролле­ри» — 70. Госу­дарст­венная компания «Укрнефть», о которой сейчас виртуально беспоко­ится прави­тельство, — целых 46 баллов. Естест­венно, такие баллы не дают ни малейших шансов на развитие и прогресс.

Далее, согласно действующему законодательству окончательное решение об определении победителя конкурса — компании «Венко Ин­тер­нешнл Лтд.» единогласно принял именно Кабинет министров. Для этого на основе положительных экспертных заключений соответствующих министерств, в частности Минприроды, Минтоп­энерго, Минэкономики, Минфина, Минюста, правительст­во издало распоряжение от 19.04.2006 г. №210.

Интересно, да и нелишне знать читателю, что в письме участника конкурса компании Shell в адрес министра экономики Украины от 16.05.05 г. отмечена «повышенная прозрачность предложенной открытой конкурсной процедуры, которая вполне согласуется с международной практикой, сложившейся в нефтегазовой промышленности». Как говорится — «пять баллов». Почему же отличную оценку по непрозрачным и непонятным причинам нынче хочет отменить гарант стабильности и обязательности соблюдения международных экономических соглашений — украинское правительство? Или, может быть, лишь один премьер-министр?

Межведомственная рабочая группа нашла некоторые недостатки в организации и проведении конкурса. В частности, было установлено ошибочное решение конкурсного комитета, касающееся запрета на подачу совместных заявок на участие в конкурсе двумя и более претендентами. В результате Hant Oil Company не смогла подать совместную заявку с ГАО «Черноморнефтегаз», а Vanco International Ltd. — с JNR EIL. Однако выявленные недостатки не повлияли, да и не могли повлиять на исход конкурса. Это обстоятельство правительством не принимается во внимание.

Четвертый вывод. Он принципиален и обязателен для правительст­ва: положение соглашения о разделе углеводородов, а также про­цедура его заключения соответствуют действующему законодательству.

Работа с юридическими документами заняла почти столько же времени, что и подготовка проекта Конституции 1996 года — полтора года. По результатам рассмотрения правительством проекта соглашения, подготовленного инвестором, было принято решение о разработке новой редакции проекта соглашения специалистами украинских министерств и ведомств (распоряжение Кабинета министров от 18.10.2006 г. №519-р).

Принципиальным было то, чтобы правительство и инвестор работали совместно. Это создало условия для получения в результате сбалансированного документа. Его главными пунктами стали следующие:

а) пропорции раздела прибыльной продукции между государством и инвестором были зафиксированы на наиболее благоприятном, если говорить в рамках конкурсной заявки победителя, для государства уровне — 30% на первом трехлетнем этапе добычи и 50% — на втором 17-летнем этапе. Следовательно, государство по соглашению будет получать на первом этапе 52,5% общего финансового результата (с учетом уплаченных инвестором налогов) и 64,6% — на втором этапе. Это мировая практика при освоении таких месторождений;

б) инвестору не будут возмещать компенсационной продукцией проценты за кредиты. Причем инвестор прекрасно понимал, что эта позиция не соответствует международной практике. И это был не единственный компромисс, который должен был обеспечить дополнительные поступления в бюджет в объеме нескольких миллиардов гривен;

в) также инвестор, сделав шаг навстречу государству, согласился, что накопленные, но не возмещенные компенсационной продукцией затраты ему не индексируются. Уже тогда было известно, что в Азербайджане действует индекс по ставке Libor+4%;

г) сохранены положения, касающиеся возможности внесудебного расторжения соглашения в одностороннем порядке;

д) инвестор был обязан предоставлять банковские гарантии выполнения поисковых работ;

е) инвестор должен за свои средства до начала работ по добыче профинансировать работы по проектированию, строительству и обустройству военного полигона стоимос­тью не менее 37 млн. долл. США.

Просмотрев этот список договоренностей с инвестором, даже посто­ронний наблюдатель признает, что Украина, вне сомнений, серьезно выиграла уже на старте проекта. По­чему же правительство хочет оставить инвестора вне честной игры?!

Несмотря на все положительные факты, Межведомственная группа выявила и довольно серьезный недостаток в процедуре заключения соглашения. Правда, один. Согласно пункту 11.2 Закона Украины «О соглашениях о разделе продукции» проект соглашения, даже несмотря на подготовку его не инвестором, а правительственной Межведомственной комиссией, подлежал обязательной государственной экспертизе по финансовым, правовым, природоохранным и другим вопросам. Она не была проведена. Но это вина только и только правительства. Вместе с тем Межведомственная группа приняла к сведению традиционный, к сожалению, для наших реалий факт. Из-за отсутствия нормативных актов, которые бы определяли понятия, содержание и процедуру подготовки указанных государственных экспертиз, правительственная Межведомственная комиссия как государственные экспертизы приняла экспертные заключения по финансовым, правовым, природоохранным и другим вопросам центральных органов исполнительной власти, а также Национальной академии наук Украины.

СНБО и Межведомственная рабочая группа рекомендовали обратить внимание Кабинета министров Украины на необходимость ответственного выполнения положения Закона Украины «О соглашениях о разделе продукции» и неотложного принятия постановления правительства, касающегося порядка проведения указанных государст­венных экспертиз, механизма, сроков и учета уплаты инвестором налога на прибыль, а также других порядков по налогообложению при выполнении соглашений о разделе продукции.

Пятый. Передача компанией «Венко Интернешнл Лтд.» своих прав и обязанностей по соглашению о разделе углеводородов, которые будут добываться в пределах Прикерченского участка недр континентального шельфа Черного моря, компании «Венко Прикерченская Лтд.» соответствует действующему законодательству Украины.

В этой проблеме есть очень важная деталь. Мы пытались установить, проверял ли предыдущий состав Кабинета министров достаточность у компании «Венко Прикерченская Лтд.» финансовых и технических ресурсов, а также опыта организационной деятельности, необходимой для выполнения работ, предусмотренных соглашением. Однако правительство на письменный запрос председателя Межведомственной рабочей группы не предоставило никаких документов или материалов, которые бы позволили сделать какой-либо вывод. Также мы до сих пор не получили никаких подтверждений того, проверял ли нынешний состав правительства указанный вопрос. В этой части нашего диалога с читателем у меня напрашивается неутешительный вывод — правительство остается непрозрачным, закрытым для институционного диалога.

Шестой и последний. Приказ Минприроды от 25.04.2008 г. №226 по аннулированию специального разрешения на пользование недрами, выданного компании «Венко Прикерченская Лтд.», был принят с грубым нарушением действующего законодательства Украины и положений соглашения. Принимая во внимание Конституцию и действующее право, он должен быть отменен. Это единственная возможность сохранить доверие к действиям правительства и восстановить верховенство права.

Этот вывод является формально юридическим. Но его стоит оценить. Во-первых, он основывается на положениях ст. 17 Закона Украины «О соглашениях о разделе продукции». Согласно закону, органом, компетентным прекращать право инвестора на пользование недрами при выполнении соглашения о разделе продукции, является Кабинет министров, а не Минприроды. Во-вторых, такого права Кабинет министров может лишить в порядке, определенном законом, и только в том случае, если существует непосредственная угроза жизни и здоровью людей или окружающей среде. В-третьих, в указанном приказе отсутствуют конкретные основания, по которым аннулировано специальное разрешение. Ничего из этого в природе реальных фактов не существует.

Также должна уточнить, что Межведомственная группа дала негативную оценку обращению министра Г.Филипчука в адрес посла США в Украине У.Тейлора от 8.05.08 г., в котором в качестве правовых оснований аннулирования указанного специального разрешения названы сомнения в наличии у инвестора опыта ведения геологоразведочных работ и надлежащего технического обеспечения, а также в подтверждении финансовых активов.

Похоже, все становится ясно. Правительство уже не руководствуется правом и законом, устанавливает без суда презумпцию вины и не заботится о своей репутации. Ведь брошенный им бумеранг возвратится позицией международного права и может сильно ударить по имиджу государства.

Сомнения — это процесс внутренних переживаний и неуверенности. Их нужно развеивать, прежде всего через анализ соответствующих документов и материалов. И у правительства нет другого права и способа принимать решение, как на основе определенных и установленных законодательством фактов.

На основании выводов Межведомст­венной рабочей группы Совет национальной безопасности и обороны принял 30 мая с.г. решение, в котором, в частности, признал действия Кабинета министров по установлению системных барьеров при привлечении негосударственных инвестиций в освоение углеводородного потенциала шельфа не отвечающими национальным интересам Украины и создающими угрозу национальной безопасности в экономической сфере. По моему мнению, как секретаря СНБО, правительство своими действиями в этом случае возрождает скорее средневековую практику позиции сильного, а не действует по рыночным принципам. Поэтому СНБО предложил президенту рассмотреть вопрос о приостановке решения правительства о прекращении соглашения о разделе углеводородов.

Премьер-министр традиционно не согласилась с таким объективным выводом. Хотя нужно заметить, что тональность и содержание ее оговорок несколько изменились. Теперь все сводилось к неуверенности в способности компании «Венко Прикерченская Лтд.» реализовать проект ввиду отсутствия подтверждения ее достаточных финансовых и технических ресурсов, а также опыта выполнения работ, предусмотренных соглашением.

Идя навстречу премьер-министру, СНБО снова создал очередную межведомственную комиссию для выяснения вышеупомянутой проблемы, а также для анализа состояния выполнения сторонами своих обязательств по соглашению, проведения при участии представителей инвестора консультаций по комплексному урегулированию всех спорных вопросов и ускорению реализации проекта. В ее состав были включены все фигуранты спора и ответственные лица, в том числе члены правительства, а также руководитель группы советников премьер-министра.

Межведомственная комиссия почти консенсусом установила:

а) компания «Венко Прикерченская Лтд. » выполняет все свои обязательства, предусмотренные соглашением. Тогда как другая сторона — Кабинет министров Украины, вопреки решениям Совета национальной безопасности и обороны от 16.05.2008 г. и от 30.05.2008 г., в который раз не выполняет своих обязательств по соглашению;

б) препятствием в поиске путей комплексного урегулирования спорных вопросов вокруг соглашения стало отсутствие у Кабинета министров Украины какой-либо коммуникации с другой стороной соглашения — компанией «Венко Прикерченская Лтд.». За время работы действующего состава правительства оно не ответило ни на одно обращение инвестора и не направило в его адрес ни одного письма или запроса.

Поэтому для преодоления вакуума информации комиссия в помощь правительству направила инвестору запрос о предоставлении информации по трем вопросам, отсутствие которой было формальным основанием для решений правительственных органов приостановить реализацию соглашения. На основе анализа оперативно полученной от «Венко Прикерченская Лтд.» информации Межведомственная комиссия пришла к следующим выводам:

1) Компания «Венко Прикерченская Лтд.» имеет достаточно финансовых и технических ресурсов, а также опыт организации деятельности, необходимые для выполнения работ, предусмотренных соглашением.

Кроме того, инвестор согласно соглашению должен предоставить безотзывную, безусловную банковскую гарантию только после утверждения Кабинетом министров представленных «Венко Прикерченская Лтд.» программ работ и бюджетов на 2007 и 2008 годы. Вместе с тем подтверждением финансовой способности «Венко Прикерченская Лтд.» выполнять предусмотренную соглашением программу работ является предоставленная компа­нией безотзывная банковская гарантия на сумму 30,3 млн. долл. США в обеспечение контракта на бурение двух глубоководных поисковых скважин.

2) Предоставленные инвестором копии учредительных и других документов свидетельствуют, что компания «Венко Прикерченская Лтд.» является связанным лицом компаний «Венко Энерджи» (США) и «Венко Интернешнл Лтд.» (Бермуды). При этом документально подтверждено, что «Венко Энерджи» (США) и «Венко Интернешнл Лтд.» (Бермуды) опосредованно владеют 25% акций компании «Венко Прикерченская Лтд.» (Британские Виргинские ост­рова).

3) Через переуступку компа­нией «Венко Интернешнл Лтд.» своих прав и обязанностей по соглашению своему связанному лицу — компании «Венко Прикерченская Лтд.», предоставление гарантии в форме, приведенной в приложении «Ї» к соглашению, не будет соответствовать интересам государства, поскольку не будет покрывать обязательства цессионария.

Поэтому Межведомственная комиссия рекомендовала Кабинету министров Украины провести переговоры с компанией «Венко Прикер­ченская Лтд.» для уточнения текста гарантии материнской компании в пользу государства.

Подводя итоги, замечу, что этот непредвзятый анализ спорных вопросов вокруг инвестиционного проекта на Прикерченском участке показывает не только экономическую нецелесообразность, но и юридическую слабость и нелегитимность большинства решений правительст­ва, касающихся соглашения. Само правительство в лице Министерства юстиции признает, что аннулирование Министерством охраны окружающей природной среды специального разрешения на пользование недрами, предоставленного компании «Венко Прикерченская Лтд.», прекращение по решению Кабинета министров Украины участия государства в соответствующем соглашении, а также принятие Межведомственной комиссией по организации заключения и выполнения соглашений о разделе продукции решения об отмене свидетельства о государственной регистрации соглашения не несут правовых последствий в виде прекращения соглашения. В соответствии с законодательством Украины, соглашение является действующим, а потому до признания его недействительным или расторжения в установленном порядке оно подлежит выполнению сторонами. Однако премьер-министр не обратила на это никакого внимания и действует по только ей известному плану, вне права и фактов, в эмоциях и сомнениях.

И в завершение хочу подчеркнуть, что все эксперты и участники заседаний, за исключением, конечно, премьер-министра, пришли к выводу, что избранный правительством конфронтационный подход к урегулированию проблем вокруг соглашения для государст­ва Украина неперспективен и убыточен во всех смыслах. Уже вполне очевидны вероятность проигрыша дела в международном арбитраже со значительными финансовыми санкциями, ухудшение международного имиджа государства и инвестиционного климата. По информации МИДа, в ближайшее время начнется рассмотрение Международ­ным судом в Гааге территориального спора с Румынией относительно ост­рова Змеиный. Одним из важных фактических обстоятельств для вынесения решения по делимитации границы будет оценка хозяйст­венной деятельности сторон в спорных секторах. Румыния активно разрабатывает углеводородные месторождения на шельфе, а многолетняя бездеятельность украинской стороны по освоению углеводородного потенциала континентального шельфа Черного моря, прежде всего его основной глубоководной части, может стать фактором частичного удовлетворения территориальных претензий к Украине. То есть это дополнительно потенциальная угроза территориальной целостности государства. По аналогичному сценарию может начать действовать и Российская Федерация.

Единственным приемлемым механизмом урегулирования невыгодного государству затяжного и политизированного спора вокруг соглашения является немедленная отмена всех неправомерных решений и переход к понятным и прямым переговорам между Кабинетом министров и компанией «Венко Прикерченская Лтд.». По результатам правового взаимодействия и будут развернуты масштабные поисковые и добывающие работы на глубоководном морском шельфе, которые обеспечат для Украины более десяти миллионов тонн углеводородов в год. Именно этого ждет загнанный в тупик ростом цен на энергоресурсы национальный товаропроизводитель и каждый украинец. В этом я вижу залог нашего общего успеха и прогресса для нации и стабильность национальной безопасности.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме