ПОЧЕМУ АМЕРИКАНЦЫ «ГОРЯТ» НА РАБОТЕ

1 ноября, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №44, 1 ноября-8 ноября

Действительно ли люди так уж перегружены работой? Американцы считают, что дело обстоит именно так,...

Действительно ли люди так уж перегружены работой? Американцы считают, что дело обстоит именно так, и, судя по последним данным, представленным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), они совершенно правы. Цифры, недавно опубликованные этой организацией в бюллетене «Перспективы занятости», свидетельствуют о том, что американцы отдают труду больше времени, нежели считалось ранее, поскольку в нынешней оценке учтены временные затраты лиц, занятых на нескольких работах, в результате чего количество рабочих часов имеет тенденцию к небольшому повышению. В то же время работодатели требуют большей отдачи от «белых воротничков», в особенности от руководителей среднего звена.

Большинство стран Западной Европы (вместе с Японией) пошли по иному пути - по пути стабильного сокращения рабочего дня, которое наблюдается на протяжении последних 20 с лишним лет. (Робкие попытки пойти на попятный делает лишь Великобритания). Эти страны задаются вопросом: что являют собой трудовые каноны американцев - будущее или прошлое? Если ориентироваться на конкурентную борьбу, то скорее будущее. В конце концов, с точки зрения фирмы, чем продолжительнее рабочий день, тем больше выход продукции, ниже накладные расходы, весомее прибыли.

Несмотря на то, что американские фирмы кажутся более конкурентоспособными, чем европейские, у них хватает проблем. Начать с того, что короткая рабочая неделя может быть приемлема для фирмы с достаточно высокой производительностью труда. Торчать же на рабочем месте и ничего не делать - бессмысленно. Кроме того, есть основания думать, что новое поколение американцев-трудоголиков (отнюдь не страдающие непомерным честолюбием молодые консультанты, юристы и программисты ЭВМ) - фактически то самое среднее звено в крупных фирмах, которое убеждено: не будешь пропадать на работе - очутишься на улице.

Так почему же американцы рвутся в трудоголики? Мнения на этот счет расходятся. Экономист Гарвардского университета Джульет Шор полагает, что многие соотечественники склонны к избыточному потреблению и, чтобы удовлетворить свои запросы, готовы лезть из кожи вон. По другой версии, все дело якобы в пресной личной жизни, по сравнению с которой время, проводимое на работе, кажется куда более интересным. Однако большинство исследований утверждает, что главная причина в относительном равновесии между вознаграждением, работой и расходами.

Не исключено, что стимулом, заставляющим американцев делать выбор между дополнительным заработком и лишней свободной минутой в пользу первого, являются низкие, по международным стандартам, налоговые ставки (например, немцы действуют наоборот из-за высоких налогов). А у «синих воротничков», особенно невысокой квалификации, чья заработная плата либо заморожена, либо падает, вообще нет выбора. Сверхурочные или еще одна работа - единственная возможность выжить.

Американский трудящийся, замеченный в том, что «не горит» на работе, то есть вовремя уходит домой или позволяет себе целиком отгулять двухнедельный оплачиваемый отпуск, может (по крайней мере, так считают в Европе) стать первой жертвой экономических катаклизмов. В японских или европейских фирмах под увольнение чаще всего попадают новички.

В соответствии с новомодными веяниями в области менеджмента, очень пришедшимися ко двору в Америке, в отличие от Японии и Европы, появилась тенденция к удлинению рабочего дня. Оплата труда пропорционально его количеству означает: кто больше работает, тот больше и получает. Благодаря передаче части второстепенных операций на сторону в Америке львиная доля работ производится на договорной основе. Кто работает быстрее, с максимальной отдачей, тот и в выигрыше.

Другой «пунктик» - техническое перевооружение, которое сокращает число работников и вынуждает избежавших этой участи приспосабливаться: хватаясь же за незнакомое дело, вы тратите на его выполнение больше времени.

Сегодня компании вроде «Дженерал электрик» ратуют за идею, именуемую «стретч менеджмент»: увеличение объема работы без увеличения оплаты. Это приносит немалые выгоды. Чем интенсивнее работают менеджеры, тем довольнее должны быть клиенты, а в ближайшей перспективе - жирнее прибыли.

Все больше, однако, появляется свидетельств того, что истинную цену традиционных правил работы американцы зачастую не замечают. Служащий, работающий сверхурочно, работодателю практически не стоит ни гроша, поэтому с ним обращаются, как с недорогим товаром...

Журнал «Экономист» (Лондон)

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно